ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие и особенности речевого дыхания
1.2 Особенности развития речевого дыхания у слабослышащих учащихся
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию речевого дыхания
2.2 Анализ видеоресурсов по развитию речевого дыхания
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос формирования речи у слабослышащих людей, в настоящее время стоит очень остро. А формирование речи слабослышащих детей зависит от уровня сформированной речевого дыхания. Особенности слабослышащих детей являются причиной затруднений в овладении ими речью, что влияет на сложность социализации таких детей. Данная проблема освещена в работах следующих авторов: Барабановой Р. Е., Беляковой Л.И., Гончаровой Н.Н., Шишковой Т.Г., Феклистовой С.Н., Михайловской Л.В., Обуховой Т.И. и др.
В условиях введения и распространения инклюзивного образования социализация слабослышащих детей особенно актуальна. Развитие речи напрямую связано со степенью и уровнем развития у ребенка речевого дыхания, которое имеет определенные отличия от физического и без которого не мыслима устная речь человека.
Слабослышащие учащиеся испытывают трудности в овладении речью еще и по причине неразвитости речевого дыхания. Потому так важна работа по развитию и коррекции речевого дыхания у слабослышащих детей. Этим обусловлена актуальность выбора темы курсовой работы.
Полная или частичная утрата слуха крайне отрицательно влияет на кинестетический анализатор, причем именно в той его части, которая ближе прочих связана со слухом (кинестезию речедвигательного аппарата). Речь нуждается в развитом дыхательном аппарате и со своей стороны содействует его развитию. Немота отрицательно сказывается на кинестезии дыхательного аппарата.
Дыхание вне речи (витальное дыхание) у людей с патологией слуха не имеет каких-либо отклонений от нормы, однако дыхание во время речи (так называемое речевое дыхание) характеризуется у многих из них рядом существенных особенностей.
Овладевая в процессе специального обучения устной речью, они не всегда приобретают в достаточной степени навыки, необходимые для нормального речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох, экономное расходование воздуха).
У них и во время речи сохраняется соотношение между фазами вдоха и выдоха, свойственное дыханию вне речи (длительность вдоха и выдоха почти одинакова, выдох короткий, свободный). В связи с этим речь звучит как «рубленая», то есть прерывается паузами для вдоха после каждого слова.
У слабослышащих учащихся отсутствует нормальное речевое дыхание, а также нарушена лабиринтная функция, распределяющая тонус мышц.
Речевое дыхание является возможностью человека выполнить короткий глубокий вход и осуществить рациональное распределение воздуха при выдохе, одновременно произнося различные звукосочетания. Только благодаря правильному речевому дыханию, человек может затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиться максимального звука и плавности.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие и особенности речевого дыхания
Дыхание - это физиологический процесс, независимый от человеческого сознания, основанный на вдохе и выдохе.
Даже в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыхание было приписано роли посредника между «духовным» (соответственно, «духовным») и «телесным».
Древние греки считали, что человеческая душа находится на диафрагме, откуда происходит древнегреческое слово «френ», которое является синонимом названия этого мышечного органа. Жизнедеятельность живого организма связана с его поглощением кислорода и выделением углекислого газа [2].
Понятие «дыхание» включает в себя все процессы, связанные с доставкой кислорода из внешней среды в клетку и выбросом углекислого газа из клетки в окружающую среду. Кроме того, дыхательная система участвует в формировании звука, определении запаха, производстве определенных гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, а также в поддержании иммунитета организма [14].
Развитие дыхания (как физиологического, так и речевого) изучалось в различных аспектах многими физиологами, педагогами, психологами и логопедами.
По словам Ю. Парова [15] «формируя звук, человек одновременно напрягает мышцы, которыми он вдыхает, легкие, а также мышцы живота. В результате напряжения этих мышц грудная клетка движется вперед. Под воздействием диафрагмы объем талии увеличивается. Мышцы брюшных мышц расслабляются во время физиологического дыхания, во время речи они напрягаются, создавая сопротивление диафрагме».
Это мышечное напряжение поддерживается на протяжении всего периода формирования звука. В то же время объем талии медленно уменьшается в соответствии с количеством потребляемого воздуха. Легкие, раздутые голосовые связки и прилегающие полости обеспечивают точный контроль над воздухом, помещенным в них. Этот метод дыхания необходим для произнесения глухих согласных. Во время разговора гласные различаются по произношению. Их также следует произносить с минимальным расходом воздуха.
Некоторые согласные [п], [б], [к], [г] произносятся без какого-либо воздушного потока вообще. С исчезновением звука воздух, содержащийся в легких, выталкивается наружу. Это происходит в результате расслабления дыхательных мышц грудной клетки и диафрагмы. Более того, мышцы брюшного пресса сокращаются, как при обычном дыхании. Длительность звука определяет, насколько близко грудь к талии [6].
Выводы по главе 1
Таким образом, для речевого дыхания характерно наличие определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подъязычного давления. Большое значение для речи имеет рациональный способ расходования воздушного потока.
Также, одной важной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это необходимо для того, чтобы, обеспечить более глубокий выдох, а также для того чтобы сформировалось достаточное давление воздушного потока, без которого звучная речь невозможна.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
2.1 Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию речевого дыхания
Для анализа методики коррекционно-развивающей работы по развитию речевого дыхания нами была выбрана методика Феклистовой С.Н., Обуховой Т.И., Михайловской Л.В. [20].
По мнению данных авторов – «речевое дыхание – видоизменение дыхания при речи. Характеризуется более коротким и глубоким вдохом, который производится главным образом через рот, значительным увеличением дыхательного объема и времени выдоха. Трудности в овладении детьми с нарушением слуха речевым дыханием обусловлены тем, что не обученный речи ребенок привыкает свободно выдыхать воздух из лёгких сразу же после вдоха, как при обычном дыхании».
В методике описанной данными авторами рекомендуется использование следующих методов для развития речевого дыхания. На начальных этапах обучения авторы рекомендуют использовать игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью, направленные на формирование умения делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом:
- для развития силы и длительности выдоха рекомендуются: сдувание со стола песчинок, комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей на расстоянии, катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, вращение ветряных мельниц и т.д.
- для развития способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу используются: поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок так, чтобы они не перевернулись и не упали со стола, пускание мыльных пузырей и т.д.
Также в данной методике рекомендуется постепенно вводить упражнения, связанные с воспроизведением речевого материала:
- длительное протяжное произнесение гласных;
- многократное повторение слогов на одном выдохе (папапа);
- произнесение на выдохе слов и фраз.
Рекомендуется также прием наращивания предложений:
Мальчик положил положил книги книги в сумку.
Мальчик положил книги.
Мальчик положил книги в сумку.
Особое внимание в процессе формирования речевого дыхания должно уделяться формированию умения разбивать фразы на части (синтагмы) в соответствии со смысловой связью слов. Работа должна вестись в следующей последовательности:
- чтение фраз с разметкой учителя;
- чтение фраз с предварительной разметкой учащихся на основе слухо - зрительного или слухового восприятия написанного на доске текста;
- самостоятельная разметка текста учащимися с последующим чтением.
Выводы по главе 2
В процессе исследования были проанализированы методики коррекционной работы Феклистовой С.Н., Обуховой Т.И., Михайловской Л.В. и Кузьмичёвой Е. П., Яхниной Е. З., Шевцовой О. В., а также программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. Было установлено, что данные авторы в процессе работы по развитию речевого дыхания рекомендуют использовать такие упражнения как: сдувание со стола песчинок, комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей на расстоянии, катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, вращение ветряных мельниц, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок пускание мыльных пузырей и т.д. А также такие игры как: «Листопад», «Ветерок», «Лети бабочка».
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
На основании теоретического анализа по проблеме развития речевого дыхания, можно предложить проводить следующую работу по развитию речевого дыхания у слабослышащих учащихся 6-7 лет. Занятия могут проводиться с периодичностью три раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми шестилетнего возраста должна составлять 20-25 минут, семилетнего возраста - 25-30 минут.
Основным методом в работе по развитию речевого дыхания с детьми 6-7-летнего возраста должен быть игровой метод. В данном методе используются различные игры, упражнения игрового характера вместе с пояснением, показом, вопросами и указаниями.
Формирование правильного физиологического и речевого дыхания у детей с нарушениями слуха должно осуществляться в ходе работы, задачами которой является:
1. Улучшение функции физиологического дыхания.
2. Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
3. Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Тренировка речевого дыхания в ходе произнесения слогов, слов, словосочетаний, текста.
Приведем рекомендации, которых нужно придерживаться в процессе работы по формированию речевого дыхания:
- дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- проводить коррекционно-развивающую деятельность до принятия пищи;
- осуществлять занятия в свободной одежде, которая не стесняет движения;
- набор воздуха необходимо осуществлять через нос, не поднимая при этом плечи;
- выдоху следует быть плавным и длительным;
- щеки не должны надуваться;
- не нужно напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота в ходе речевого дыхания;
- выполнение дыхательных упражнений можно осуществлять в положении сидя или стоя;
- трех – пяти повторений вполне достаточно, так как многократные повторения дыхательных упражнений могут привести к гипервентиляции;
- необходимо дозировать количество упражнений и их темп.
Работа по формированию правильного физиологического речевого дыхания у детей 6-7 лет может осуществляться по пяти направлениям, которые должны соответствовать перечисленным ранее задачам.
Выводы по главе 3
Таким образом, в процессе исследования было разработано направление работы по развитию речевого дыхания у слабослышащих учащихся 6-7 лет. Данная работа состоит из 5 направлений, каждое из которых выполняет те или иные цели и задачи. Основным методом в работе по развитию речевого дыхания с детьми 6-7-летнего возраста должен быть игровой метод. В данном методе используются различные игры, упражнения игрового характера вместе с пояснением, показом, вопросами и указаниями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для речевого дыхания характерно наличие определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подъязычного давления. Большое значение для речи имеет рациональный способ расходования воздушного потока.
Также, одной важной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это необходимо для того, чтобы, обеспечить более глубокий выдох, а также для того чтобы сформировалось достаточное давление воздушного потока, без которого звучная речь невозможна.
Особенности работы по развитию речевого дыхания у слабослышащих учащихся заключается в формировании у детей умения правильно использовать дыхание, воспроизводя слова и короткие фразы вместе на одном выдохе. Для развития речевого дыхания у детей с нарушением слуха им дают определенные задания, которые связаны с разнообразными видами дыхательных игр, длительным произношением гласных, количеством слогов, слов, фраз на одном выдохе и т.д. В начале работы по развитию речевого дыхания у слабослышащих учащихся обычно практикуются различные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью.
В процессе исследования были проанализированы методики коррекционной работы Феклистовой С.Н., Обуховой Т.И., Михайловской Л.В. и Кузьмичёвой Е. П., Яхниной Е. З., Шевцовой О. В., а также программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. Было установлено, что данные авторы в процессе работы по развитию речевого дыхания рекомендуют использовать такие упражнения как: сдувание со стола песчинок, комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечей на расстоянии, катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, вращение ветряных мельниц, поддувание плавающих в воде бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок пускание мыльных пузырей и т.д. А также такие игры как: «Листопад», «Ветерок», «Лети бабочка». Также были проанализированы видеоблоги на Ютубе, авторы данных блогов рекомендую в процессе работы по развитию речевого дыхания также использовать подобные упражнения. Исходя из этого можно сделать вывод, что все рекомендуемы методики по развитию речевого дыхания у слабослышащих учащихся имеют общие черты, а также соответствуют научным данным и рекомендациям по развитию речевого дыхания у слабослышащих.
1. Арутюнян, Э. А. О физиологических механизмах реализации логических ударений / Э. А. Арутюнян // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. – М. : Наука, 1966. – 204.
2. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. – 2011. — №5. Т.2. — С. 174-176.
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
4. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
5. Белякова, Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие / Л. И. Белякова. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.
6. Горчакова, А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения / А. М. Горчакова // Логопед в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 23–26.
7. Дзюрич, В.В. Роль слова в развитии движений у глухих школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1971. – 20 с.
8. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, – 2008. – 1104 с.
9. Зикеев, А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М.: Педагогика, 2015 – 183 с.
10. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: Практическая педагогика, 2014 – 170 с.
11. Кузьмичева Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. – М.: Академия, 2003 – 136 с.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
13. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. – М. : Владос, 2001. – 224 с.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2015. – 940 c.
15. Паров, Ю. Азбука дыхания: пер. с нем. И.Н. Громыко / Ю, Паров. – Мн.: Полымя, 1988. – 47 с.
16. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. – Минск, 2017. – 39 с.
17. Сапожников, Я. Нарушения слуха и их коррекция у детей / Я. Сапожников, М. Богомильский // Медицинская газета. − №30. – 2000. – С.27-32
18. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Логопедия. Методическое наследие. – М. : Владос, 2006. – 303 с.
19. Фатеева, Н. М. Изучение формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушением речи / Н. М. Фатеева, М. А. Посохова. – Вестник Российского университета дружбы народов». Серия: Медицина, 2010. – № 4. – С. 478–481.
20. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. — Минск: БГПУ, 2011. — 216 с.
21. Ютуб-канал Ольги Сахаровской [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc.
22. Ютуб-канал Раскиной Виктории [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ICxvyLlyPCE.
23. Ютуб-канал Юлии Орловой [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/user/boltuska.