ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.3 СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Непременным средством формирования духовного мира человека является искусство.
Искусство – одно из важнейших и наиболее интересных явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, которая играет значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Для искусства характерно нести знания и вызывать взаимные чувства, открывать перспективы и заставлять людей действовать.
Искусство, в свою очередь, играет важную роль в духовном обогащении учащихся, способствует развитию этических и эстетических чувств. В то же время визуальная активность является средой для развития эмоционального и морального опыта ребенка, помогая не только представить последствия своих действий, но и почувствовать их значение для себя и других. Зрительная активность действует как эмоционально насыщенная, активируя все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.).
Современные педагогические и психологические исследования доказывают необходимость изобразительного искусства для умственного, эстетического развития школьников.
В своих работах А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова обнаружили, что школьники в процессе объективной сенсорной деятельности, в том числе рисования, выделяя основные свойства предметов и явлений, способны устанавливать взаимосвязи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные методы анализа, синтеза, сравнения и сравнения, раскрывается способность самостоятельно находить пути решения творческих задач, способность планировать свою деятельность и творческий потенциал.
Особый интерес представляет изучение развития умений изображать форму, пропорции, конструкцию у учащихся с нарушением слуха на уроках по предмету изобразительное искусство.
Исследования Р.М. Боскис, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Т.А. Григорьевой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Е.Г. Речицкой и др. показали, что особенности потери слуха, задержки и формирования речи создают трудности в получении жизненного опыта, в развитии когнитивных процессов. Дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности в умственном управлении изображениями, в их трансформации. Таким образом, формирование и развитие зрительной активности у глухого ребенка несет печать оригинальности, прежде всего из-за нарушения слуховой функции. Поэтому при работе с младшими школьниками с нарушениями слуха очень важно использовать гибкие формы работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 «Изобразительное искусство» как учебный предмет
Основной целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора, творческое развитие и преобразование мира.
2. Задачи изучения предмета
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
• ознакомление с наследием отечественного и мирового искусства;
• формирование представлений об оригинальности отечественной культуры;
• духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического развития окружающей действительности и восприятия произведений искусства;
• развитие чувственной и эмоциональной сферы учащегося на основе стабильных эмоциональных отношений с прекрасным и безобразным в жизни и искусстве;
• развитие творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе зрительной активности в различных художественных материалах и техниках;
• формирование художественно-образного мышления как основы развития эстетического вкуса;
• развитие творческой интуиции, воображения, фантазии;
• овладение основами визуальной грамотности, языка и системы выразительных средств различных видов искусства;
• систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики;
• расширение опыта визуальной, декоративно-прикладной и дизайнерской деятельности.
Представим содержание образования по предмету «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство как компонент художественной культуры
Значение изобразительного искусства в духовно-нравственной трансформации человека.
Важность изобразительного искусства в художественном преобразовании пространственной и объективной среды обитания человека.
Изобразительное искусство как способ художественного и эстетического познания мира
Значение искусства в художественном развитии мира.
Эстетическое развитие природы родного края.
Эстетическое развитие художественного наследия отечественного и мирового изобразительного искусства: станковая живопись, графика, скульптура, архитектура, монументальное искусство, народное и декоративное искусство.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента
С целью изучения особенностей изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха была проведена исследовательская работа на базе ….
В исследовании приняли участие 15 детей с нарушенным слухом и 15 детей того же возраста без нарушений. На время проведения исследования никаких соматических болезней и патологий в развитии не имели.
Были определены направления и разработана методика констатирующего эксперимента.
Направления констатирующего эксперимента:
1. Изучение отношения к рисованию у младших школьников с нарушенным и нормальным слухом.
2. Изучение уровня изограмотности у детей младшего школьного возраста с нарушенным и нормальным слухом.
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
• наблюдение (в процессе свободной деятельности и на занятиях) – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
• беседы (с педагогами, сурдопедагогами, родителями) – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации;
• психолого-педагогический эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;
• анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета).
• анализ продуктов деятельности – один из методов психологии, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка.
В констатирующем эксперименте мы использовали адаптированные методики Н.А. Курочкина (2001 г.), Стребелевой Е.А. ("Нарисуй"), "Выбери, что нравится" и авторские разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора, творческое развитие и преобразование мира.
Нарушение слуховой функции уже на ранних этапах онтогенеза заставляет младших школьников отставать в развитии творческих способностей, что объясняется недостатком словарного запаса, недостатком сенсорного опыта, его небольшим разнообразием и отсутствием формирования комбинаторного механизма воображения. В свою очередь, это приводит к трудностям при перестройке прошлого опыта, что связано с выраженностью слухового дефекта и вторичной недостаточностью речевого развития. Такое отставание позволяет нам говорить о большей стереотипности, о стереотипной работе, выполняемой учащимися, которые не слышат, об их большей привязанности к заданным моделям действий и трудностям в трансформации существующих идей. В большинстве детских работ человек статичен, ребенок передает свои движения только жестами и комментариями, которые дети дают своим рисункам. Глухие и слабослышащие учащиеся не изображают себя, что говорит о том, что ребенок не видит себя в изображенной социальной ситуации, не чувствует своей причастности к явлениям окружающей действительности.
Если родители внимательны к детям, если привлекают их внимание к различным сторонам действительности, родной природе, искусству, – все это способствует обогащению изобразительной деятельности младших школьников. Научиться рисовать может каждый ребенок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребенка большого труда. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытал радость творчества.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 336 с.
2. Венгер, А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А. Венгер. – М. : Просвещение, 1972. – 168 с.
3. Головчиц, Л.А. Формирование детской деятельности / Л.А. Головчиц // Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 170-191.
4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск : Изд-во Бел. гос. ун-та им. В.И. Ленина, 1976. – 176 с.
5. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – СПб. : Сотис, 2002. – 256 с.
6. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М. : Изд- во АПН РСФСР, 1961. – 190 с.
7. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М. : Педагогика, 1983. – 111 с.
8. Катаева, А.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха / А.А. Катаева, Л.А. Головчиц, Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 304 с.
9. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество : для работы с детьми 2-7 лет : метод. пособие / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 126 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. труды : в 2 т. – М. : Педагогика. – 1983. – Т. 2. – С. 94-231.
11. Нерсесян, Л.С. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям / Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин // Вопр. психологии. – 1969. – № 5. – С. 24-31.
12. Образовательный стандарт учебного предмета «изобразительное искусство» (I–V классы).
13. Обухова, Т.И. Изучение готовности младших дошкольников с нарушением слуха к созданию предметного изображения / Т.И. Обухова, Е.Н. Сороко // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 58-65.
14. Рay М.Ю. Некоторые особенности изображения привычных предметов глухими детьми / М.Ю. Pay // Дефектология. – 1974. – №6. – С. 16-21.
15. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
16. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект) / В.А. Силивон. – Мн.: БГПУ им.М. Танка, 2000. – 183 с.
17. Управляемое формирование психических процессов / под ред. П.Я. Гальперина. – М. : Изд- во Моск. ун-та, 1977. – 198 с.
18. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика : науч. изд. / А.В. Хуторской. – М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
19. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова // НИИ Дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.