ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи, в процессе чего происходит как общее развитие и формирование личности, так и коррекция различных сторон познавательной деятельности. Речь в психологии, философии и педагогике рассматривается как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, память, воображение, эмоции. В развитии речи выделяются три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения); когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны.
По-разному идет у ребенка с нарушениями слуха и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у ребенка с нарушениями слуха эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются детям с нарушениями слуха для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.
Исследования Э.И. Леонгард [10; 11], Б.Д. Корсунской [6], Л.П. Носковой [12; 13], Т.В. Пелымской [16], Н.Д. Шматко [23; 24; 25] и др. создали основу для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. В исследованиях Ф.Ф. Рау [19; 20], К.А. Волковой [1] и др., устная речь рассматривается как один из факторов полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей, наиболее полной их адаптации в обществе.
Актуальность исследования определяется тем, что без специального обучения речь у детей с нарушениями зрения не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.
Цель исследования: изучить особенности формирования словесной речи у детей раннего и дошкольного возраста без патологий слухового аппарата.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «словесной речи».
2. Рассмотреть особенности развития речи у детей раннего и дошкольного возраста без патологий слухового аппарата.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования словесной речи детей раннего и дошкольного возраста
1.1 Понятие словесной речи
Словесная речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Словесная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под словесной речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и ее возможны результат – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом [1].
Благодаря словесной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Через словесную речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
В целом же речь является полиморфной деятельностью – в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах: внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Внешняя – средство общения;
Внутренняя – средство мышления;
Письменная – один из способов запоминания информации;
Диалог – двусторонний обмен информации;
Монолог – процесс рассуждения [1].
Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
ГЛАВА 2 особенности развития речи детей с нарушениями слуха
2.1 Условия овладения словесной речью детьми с нарушениями слуха в отличии от слышащих
С самого начала обучения детей с нарушенным слухом речи в детском саду создаются специальные условия. Дети должны постоянно находиться в слухо-речевой среде. Это означает, что окружающие их взрослые постоянно мотивированно общаются с каждым из детей речью, побуждают детей к повторению и самостоятельному высказыванию. Создаются специальные ситуации, в которых у детей возникает потребность в речевом общении. Создание таких ситуаций для речевого общения детей со взрослыми и между собой должно осуществляться в ежедневной бытовой деятельности, во время игр, прогулок, на специально организованных занятиях. Создание слухоречевой чреды, в свою очередь, предполагает постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры [6].
Важным условием развития речи неслышащих детей является также постоянный контроль за речью детей с соблюдением единства требований к ней со стороны всех взрослых. Речь самих взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, иметь нормальные громкость и темп, выразительную интонацию.
Специальные занятия по развитию речи – важнейшее условие речевого развития детей со сниженным слухом. Здесь сурдопедагог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей, во время музыкальных занятий, прогулок, режимных моментов и т.д. Он проводит специальную работу по углублению, уточнению, расширению значений слов, формирует разные виды речевой деятельности, развивает связную речь детей и т. д.
Содержание работы по развитию речи глухих и слабослышащих детей в специальном дошкольном образовательном учреждении определяется необходимостью тесной связи всей жизнедеятельности с задачами формирования речи. В процессе всех режимных моментов – одевания, умывания, приема пищи и т.д. – постоянно проводится работа не только по овладению бытовыми действиями, но и по ознакомлению со значением соответствующего речевого материала. Многократное использование слов и фраз способствует его запоминанию и усвоению в ситуативном плане. На занятиях по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, развитию движений и др. также систематически проводится работа над формированием речи. Но особую роль играют специальные занятия сурдопедагога по развитию речи. Именно на них учитель-дефектолог закрепляет и систематизирует материал, сообщавшийся детям ранее на занятиях воспитателей и других педагогов,
ГЛАВА 3 Организация работы по формированию словесной речи у детей с нарушениями слуха
3.1 Организация практической работы по развитию речи с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи у детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте и позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Одними из наиболее значимых при исследовании развития речи детей c нарушениями слуха являются диагностические методики.
Диагностика развития словесной речи дошкольников с нарушениями слуха проводилась на базе …. В эксперименте приняли участие дети в возрасте 3-4 лет в количестве 10 человек.
Детям были предложены диагностические методики, направленные на выявление уровня глобального чтения, различение и узнавание слов, предложенных на табличках, на соотнесение слов с предметами одной тематической группы. Вся диагностика проводилась при использовании различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха. Так же целью данных методик является выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире, сформированности словаря детей, обобщающих понятий, умения отвечать на вопросы.
Нами были выбраны несколько методик, с помощью которых, наряду с выявлением уровня глобального чтения, можно сделать вывод о сформированности понятий глаголов «иди, беги, стой, прыгай, ползи», а так же умение детей выполнять соответствующие действия.
Дети оценивались по пятибалльной системе:
5 баллов – ребёнок выполняет задания самостоятельно и правильно;
4 балла – ребёнок выполняет задания самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляются при небольшой помощи взрослых;
3 балла – ребёнок выполняет задания при небольшой помощи взрослого, допущенные ошибки исправляет при помощи взрослого, уровень сформированности представлений соответствует стандарту;
2 балла – ребёнок выполняет задания при непосредственном участии педагога, уровень сформированности представлений частично соответствует стандарту;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога, уровень сформированности представлений не соответствует стандарту.
Рассмотрим выбранные методики.
Диагностическая методика № 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с разными видами деятельности: игрой, рисованием, конструированием, различными видами труда, ознакомлением с окружающим и др. Познавательная деятельность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической деятельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется.
Развитие разных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.
Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.
Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.
Анализ практического изучения особенностей развития словесной речи в различных видах деятельности у дошкольников с нарушениями слуха показал следующее:
- как правило у детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха до проведения целенаправленной коррекционной работы: наблюдается достаточно низкий уровень умения подбирать таблички к названному предмету, сопряжено-отражённому прочитыванию, отмечен средний уровень усвоения понятий глаголов и выполнения соответствующих действий и низок уровень представлений об окружающем мире;
- коррекционная работа проводится поэтапно и может включать себя отдельные упражнения по развитию речи в ходе каждого занятия, или комплекс специальных занятий;
- основная коллективная деятельность по развитию речи у дошкольников с нарушениями слуха может дополняться индивидуальной работой с ребенком;
- анализ проведенной нами работы доказывает эффективность
1. Волкова, К.А. Методика обучения глухих произношению / К.А. Волкова – М.: Просвещение, 1981.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М, 1993. – 224 с.
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха / Под ред. Л.А. Головчиц. - М., 2003. – 160 с.
4. Зыкова, Т.С., Зыкова, М.Л. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей / Т.С. Зыкова, М.Л. Зыкова - М., 2002. – 176 c.
5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ре. Л.П. Носковой – М., 1989 – 176 c.
6. Корсунская, Б.Д. Читаю сам (книги 1-3) / Б.Д. Корсункая - М., 2000. – 176 с.
7. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1990. – 162 с.
8. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф. Ф. Pay. – M., 1976. – 243 с.
9. Методические рекомендации к разделу «Развитие речи» и к разделу «Развитие слухового восприятия и обучения произношению». Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. - М., 1983.
10. Леонгард, Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э.И. Леонгард – М., 1971. – 280 с.
11. Леонгард, Э.И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушением слуха //Дефектология. – 1975 – №5 – С. 19-23.
12. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих / Л.П. Носкова – М., 1987. – 110 с.
13. Носкова, Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать / Л.П. Носкова - Смоленск, 1999. – 100 с.
14. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т. И. Обухова. - Минск: БГПУ, 2005. - 48 с.
15. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984. – 304 с.
16. Пелымская, Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко – М., 2003. – 224 с.
17. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой. - М., 1991. – 176 с.
18. Развитие слухового восприятия и обучение произношению / Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. – 110 с.
19. Pay, Ф.Ф. Устная речь глухих / Ф.Ф. Рау – М., 1973. – 304 с.
20. Pay, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау – М., 1981. – 168 с.
21. Салахова, А.Д. Первичное обследование речевого развития у слабослышащих дошкольников // Дефектология. – 1980 – №4 – С. 9-15.
22. Шиф, Ж.Л. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей/ Ж.Л. Шиф - М., 1968. – 45 с.
23. Шматко, Н. Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошкольниками // Дефектология. – 1979 – №1 – С. 19-27.
24. Шматко, Н.Д. Усвоение произносительной структуры слова глухим дошкольниками //Дефектология. – 1977 – №1 – С. 12-14.
25. Шматко, Н.Д. Использование фонетической ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушением слуха // Дефектология – 1995 – №1 – С. 2-8.