ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВ–ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 ПОНЯТИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННО–ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ»
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.3 КРЕАТИВ–ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО–ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО–ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ КРЕАТИВ–ТЕХНОЛОГИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ученые и методисты такие как К. Б. Бархин [4], А. И. Воскресенская [6], П. О. Афанасьев [3] и другие считали: «Что основная задача учителя младших классов состоит в том, пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность выразить эмоции и чувства, которые возникли в процессе обучения».
Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и независимость в принятии решений, привычку к свободному выражению мнений, уверенность в себе.
Проблема развития компетенций не нова для психолого–педагогических исследований, но актуальна. Не секрет, что школа и родители озабочены развитием навыков учеников.
Л. С. Выготский под творческой деятельностью понимал деятельность, которая создает нечто новое, при этом неважно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой–ни будь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке [7, c. 159].
Большая роль в развитии творческих способностей, обогащении духовного потенциала личности принадлежит художественной культуре в целом и изобразительному искусству в особенности. Изобразительное искусство направлено, прежде всего, на общее эстетическое развитие личности, что особенно важно в эпоху глобализации, характеризующейся устранением культурных границ между различными обществами и, следовательно, выравниванием личности на уровне массовой культуры.
Концепцией учебного предмета «Изобразительное искусство» определен интегрированный и полихудожественный подход к обучению искусству, предусматривающий признание единой художественной природы всех видов искусства и способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественно–творческой деятельности [11, c. 14].
Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в системе среднего образования [11, c. 15].
На уроках изобразительного искусства у неслышащих и слабослышащих учащихся формируются художественно–практические и аналитические умения, новые представления и понятия, творческий потенциал, эстетический вкус. В то же время, Н.А. Грицук, А.В. Киселёва отмечают, что художественно–творческой деятельности младших школьников с нарушением слуха свойственны определённые особенности: упущение важных деталей при изображении различных объектов, наличие шаблонов рисования, трудности переноса имеющихся знаний в условия новой изобразительной задачи [9, c. 85].
По мнению Н. Грицук, А. Киселевой, М. Рау следует уделять значительное внимание формированию художественно–практических умений неслышащих и слабослышащих учащихся на уроках по предмету «Изобразительное искусство» [9; 19].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ КРЕАТИВ–ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Понятие «художественно–практические умения»
Художественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста. Творчество может быть разного рода: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы – самое главное, чтобы ребенок впитывал художественную культуру с раннего возраста. Тогда она становится неотъемлемой частью его жизни и оказывает формирующее воздействие на его личность.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное знание действительности. И, как и любая когнитивная деятельность, она имеет большое значение для психического воспитания детей. Основной смысл визуальной активности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе визуальной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно трансформируются в эстетические чувства, способствующие формированию эстетического отношения к реальности [2].
В настоящее время существуют различные трактовки понятия «изобразительная деятельность». Е.А. Флерина определяет изобразительную деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому [25]. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность как специфическое образное познание окружающей действительности [24].
По мнению ряда авторов, изобразительная деятельность является художественно–творческой деятельностью, которая направлена на отражение в различных формах (графической, пластической) впечатлений, полученных от предметов и явлений окружающего мира, а также на выражение своего отношения ко всему происходящему, к изображаемому [8, 10, 12, 17].
Свои таланты рисовальщика человек начал развивать еще в древности. И без того примитивные народы добились этого с большим успехом, о чем убедительно свидетельствуют найденные археологами рисунки.
В процессе формирования художественных навыков и способностей важно иметь художественное и творческое восприятие детей, что является одним из важных факторов общего образования. В области психологических наук предполагается, что обучение навыкам должно осуществляться с помощью упражнений и методов действий. В свою очередь, учения проводятся целенаправленно, специально организованно и повторяются несколько раз. Мы знаем, что к обучению художественному мастерству предъявляются определенные требования:
- художественные навыки должны развиваться в тесном единстве и взаимосвязи с развитием художественного мышления, то есть формирование художественных навыков полностью подчинено процессу «посильного создания художественного образа»;
- навык не самоцель, а средство, в первую очередь следует формировать эстетическое отношение к действительности, глубоко ее познавать и отражать в процессе соприкосновения с искусством.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Описание методик исследования
Эмпирическое исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха», расположенного по адресу г. Минск, ул. Ваупшасова, д. 2.
Выборка исследования – 4 учащихся младшего школьного возраста, 2 «А» класса, в возрасте 8 – 9 лет.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
- первый этап исследования – произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
- второй этап исследования – проведение самого эмпирического исследования, получение эмпирических данных, проведение систематизации полученных результатов.
- третий этап исследования – проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, формулировка выводов проведенного эмпирического исследования.
Для диагностики художественно–творческих способностей младших школьников была использована методика «5 рисунков», Н.А. Лепской.
Рассмотри подробнее данную методику:
Особенностью этой методики является то, что задание детям дается без предварительной беседы с учениками, в которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание формулируется таким образом, чтобы все учащиеся могли выразить свое отношение в ходе выполнения задания. Отношение ребенка к планируемой деятельности определяет способ его вхождения в нее. Отношения могут быть творческими, активными или не творческими, репродуктивными. Проявление различных уровней творческой активности в этом случае зависит от отношения к изобразительной деятельности ребенка во время диагностического обследования.
Задание выполняется на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 страницы альбома) с помощью фломастеров или цветных карандашей. Формулировка задания стимулирует активность ребенка и дает ему свободу выбора содержания рисунка.
Детям даются следующие указания: «Сегодня я предлагаю придумать и нарисовать пять совершенно разных рисунков. Вы можете сегодня нарисовать то, что вы хотите, то, что вы любите рисовать или то, что никогда раньше не рисовали. Теперь у каждого из вас появился шанс сделать это». Задание дается детям в дружелюбной манере, с интонацией, которой мы подчеркиваем слова «рисовать», «нарисовать».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в сфере образования все больше внимания уделяется подготовке творческой личности, способной мыслить нестандартно и по–новому в процессе принятия решений по различным профессиональным и жизненным проблемам. Как правило, развитие такого человека начинается в детстве, когда ребенок пытается играть роль маленького исследователя, конвертера, создателя чего–то нового.
В определенной степени промышленность также помогает детям в этой области, разрабатывая и распространяя творческие игры, в которых дети, строя объект, основываясь на своем воображении, могут показать свое воображение и создать что–то новое. Помимо игровых заданий, творческие способности ребенка могут развиваться и в изобразительной деятельности – знание специфической воображаемой реальности. Все знают, что дети любят рисовать с раннего возраста. Благодаря этому они приобретают чувство красоты, знакомятся с такими понятиями, как цвет, пространство и т.д. Изучив элементы визуальной активности в дошкольном детстве, ребенок, поступающий в школу на уроки рисования, включает в себя более сложные элементы визуальной активности. В то же время, он чувствует радость творческого творчества, у него есть желание воспринимать и чувствовать красоту, а также иметь определенные чувства к тому, что он или она видел или создал. Учитывая стремление ребенка к визуальной активности, необходимо научить его «методам и приемам рисования различными материалами, которые не требуют от него четкого графического изображения, но постепенно формируют технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, развитие творческих способностей».
Изобразительная деятельность, в которой самый младший ученик в художественных образах может отразить окружающий его мир, показать полет фантазии, развивает не только свои творческие способности, но и такие личные качества, как инициатива, любительство, эмоциональная восприимчивость.
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Помимо приобретения изобразительных умений и навыков, у детей развиваются эстетические чувства, формируются нравственные идеи, появляется опыт трудовой деятельности и развиваются интеллектуальные способности. В процессе создания лепных, рисуночных, аппликационных работ у учащегося развиваются восприятие, мыслительные операции, а также память, воображение и речь. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве.
В условиях необходимости решения обществом таких стратегических задач, как модернизация и инновационное развитие, одним из важнейших качеств личности является креативность.
1. Аветисян, М. С., Аветисян, Т. В Понятие «креативность», его роль и соотношение с интеллектом в качестве составных одаренности // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : материалы II Всероссийской научн.–практ. конф. с международн. участием, 1 декабря 2016 г. / отв. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин–т. – Саранск, 2017. – C. 133–137.
2. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать// Дошкольное воспитание. –1994–№ 9. –87.
3. Афанасьев В. Г. Человек как система и система деятельности человека // Социологические исследования. 1976. № 4.
4. Бархин, М. Г. Город. Структура и композиция / М.Г. Бархин. – М.: Наука, 1986. – 264 c.
5. Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
6. Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. 1994. – №2. – С. 112–117.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
8. Гаврилушкина, О.П. Развитие изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста / О.П. Гаврилушкина // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред Л.П. Носковой; НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.
9. Грицук, Н. А. Преподавание изобразительного искусства в школе для детей с нарушением слуха: учеб. –метод. пособие / Н. А. Грицук, А. В. Киселёва. – Минск: Белорус. гос. пед. ун–т, 2006. – 102 с.
10. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: дис. д–ра пед. наук: 13.00.03 / Е.А. Екжанова. – М, 2003. – 334 с.
11. Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012. – 40 с.
12. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Педагогика. – 1983. – 111 с.
13. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. – Минск: Университетское, 2000. – 95 с.
14. Киселева, А. В. Творческое воображение неслышащих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – № 1 (78). – С. 29–34.
15. Киселева, А. В., Коновалова, Ю. В. Использование креатив–технологий в воспитательной работе с учащимися с нарушением слуха // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. нучн.–метод. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова ; Чуваш. гос. пед. ун–т. – Чебоксары, 2019. – С. 154–157.
16. Коллективное творчество / авт.–сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск: Красико–Принт, 2009. – 176 с.
17. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика. – 1990. ~ 144 с.
18. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
19. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах : пособие для учителей / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
20. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Моск. ун–та, 1972. – 576 с.
21. Обухова, Т. И., Киселева, А. В. Изобразительная деятельность как средство отражения состояния воображения детей со слуховой депривацией // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии: Междунар. межвуз. выпуск. – Том 2. – М.: МГПУ, 2008. – С. 234–246.
22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА–М, 1999. – 528 с.
23. Речицкая, Е. Г., Сошина, Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учеб. –метод. пособие. – 2–е изд. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 124 с.
24. Сакулина, Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании дошкольников / Н.П. Сакулина; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд–во АПН РСФСР. – 1963. – С. 57–99.
25. Трофимова, Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха / Т.В. Трофимова. – М.: Просвещение. – 1979. – 76 с.