ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2 ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе модернизации дошкольного образования в центре внимания находится проблема поиска наиболее эффективных путей развития личности ребенка, в том числе его социализации. В соответствии образовательным стандартом одной из основных задач по окончании дошкольного образования является активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Достижение этой цели возможно, если деятельность осуществляется как совместная.
В ряде исследований (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте ребенок не только осваивает конкретные виды деятельности, но и учится умению их осуществлять вместе со сверстниками.
Важность совместной деятельности со сверстниками в развитии детей дошкольного возраста подчеркивается в работах В.В. Абраменковой, Т.И. Бабаевой, А.В. Запорожца, Т.Е. Конниковой и др. Важность совместной деятельности особенно очевидна для Т.Е. Конниковой. А.В. Запорожец отмечает, что под влиянием коллективной деятельности дети имеют возможность «сочувствовать другим людям, переживать чужие нужды и потребности как свои собственные». Коллективная деятельность детей не только вплетается в ткань изучения самих отношений детей как необходимого условия их существования, но и выступает средством формирования самих отношений.
В процессе взаимодействия в рамках совместной деятельности необходимо общаться. Успех совместной деятельности определяется формированием у детей навыков договорного общения и, прежде всего, умения вести переговоры (М.И. Лисина, Т.А. Маркова, А.Г. Рузская и др.). Особенности умения договариваться с дошкольниками выявлены в исследованиях М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской. Научно-исследовательские работы Ю.И. Лесиной, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской. П. Азарова, Т.Н. Бондаревская, М. И. Лисина, Т.А. Малковская посвящены умению вести переговоры как условию установления благоприятных отношений между взрослыми и детьми, нравственным аспектам педагогического взаимодействия.
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование навыков, правил и норм взаимодействия со сверстником, с группой сверстников, со взрослыми является одним из важных аспектов воспитания дошкольников. Умение эффективно взаимодействовать и сотрудничать позволит детям эффективно и комфортно входить в новые коллективы, адаптироваться к школе. Взаимодействие детей дошкольного возраста рассматривалось в работах многих отечественных и зарубежных авторов с различных точек зрения. В части работ общение рассматривалось как вид деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.И. Лисина), освещалась связь между общением и совместной детской деятельностью (Дж. Айзенк, Э. Берн, А.У. Хараш, Д. Хоуманс, Т. Шибутани, Э. Уилсон, А. Эспинас и др.). Ряд ученых рассматривали значение деятельности, в том числе совместной, с позиции значимости для развития у ребенка навыков взаимодействия (В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Развитие индивидуального творчества через совместную деятельность, трудности, которые испытывают дети в процессе участия в совместной деятельности, стилевые особенности социального поведения детей исследовались В. Н. Белкиной [3, с. 76].
Таким образом, общение – условие деятельности и один из видов деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.). Это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, одна из сторон социального бытия человека, его образа жизни (Б.Ф. Ломов). Общение как процесс, выступающий в одно и то же время как взаимодействие индивидов, как информационный процесс, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимного понимания (Б.Д. Парыгин). Это процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга и (В.Л. Мясищев) [11, с. 121].
2 ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Целью данной курсовой работы является провести исследование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста умения планировать совместную со сверстниками деятельность. Исходя из этого, была проведена опытно-экспериментальная работы, которая осуществлялась в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение характера межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №75 города Гродно».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет.
Методы исследования:
1. Методика «Коммуникативные способности детей».
2. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.
Методика «Коммуникативные способности детей» [13].
Цель методики: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику). Детям предлагали четыре картинки с ситуациями. Детям необходимо было выявить эмоциональное состояние детей на картинке.
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По причине того, что совместную деятельность детям старшего дошкольного возраста удобно осуществлять о время игр в положении сидя вместе за столом, предложим некоторые методические рекомендации, основанные на использовании настольных игр.
В настольной игре видны реальные взаимоотношения детей, формирование навыков сотрудничества будет эффективнее. В настольной игре создаются условия для проявления организаторских умений, постепенное их усложнение. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться правилам, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести командную игру.
Воспитателю следует помнить, что дети не всегда могут вести командную работу, уметь сотрудничать. Поэтому воспитатель должен руководить настольной игрой, задействовать детей, создавать коллектив, объединенный игрой. Чем сложнее настольная игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие навыков сотрудничества.
Выделим педагогические условия, способствующие развитию навыков сотрудничества старших дошкольников в современной настольной игре:
– поэтапное освоение навыков сотрудничества в паре-тройке-четверке- команде в рамках освоения настольной игры;
– постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление педагогической помощи;
– инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
– автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольный период взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако одного общения со взрослыми уже недостаточно для полноценного социального и когнитивного развития детей этого возраста. Даже самые лучшие отношения между педагогом и детьми остаются неравными: взрослый – воспитывает, учит, ребенок – подчиняется, учится. При общении со сверстниками ребенок становится более независимым и самостоятельным. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально разрешать возникающие конфликты. Ребенок, имея различный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает более точно оценивать себя и других, возможности и возможности других, поэтому растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Анализ психологической, педагогической и методической литературы позволил отметить, что соответствующая педагогическая технология развития сотрудничества остается практически неразработанной, т.е. не разработан целостный подход к формированию навыков, необходимых для установления отношений сотрудничества в совместной деятельности Основная цель педагога заключается в создании условий для обучения планированию совместной деятельности; развитии способности к сотрудничеству.
1. Бабаева, Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – СПб., Детство-Пресс, 2012. – 224 с.
2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева // Детский сад. 2011. – №1. – С.74-85.
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М.: «Аркти», 2011. – 96 с.
4. Воронова, А.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет.) / А.П. Воронова. – М.: «Детство-Пресс», 2000. – 384 с.
5. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С.111-120.
6. Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. – М.: ТЦ « Сфера». – 65 с.
7. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.
8. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников / М. Ермолавева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №9. – С. 21-28.
9. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности / Я. Л. Кломинский. – Мн.: БГУ, 2001. –234 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М., 2004. – 150 с.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2011. – 384 с.
13. Литовкина, А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 75-77.
14. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками / И.В. Маврина // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 2009. – С.106-118.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.СЧ. Мухина. – М.: «Академия», 2009. – 640 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 688 с.
17. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
18. Репина, М.А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 267-269
19. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
20. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 36-41
21. Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. 2003. – №9. – С. 68-76.
22. Фадеева, Е.М. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Е.М. Фадеева. – Пермь, 2008. – 122 с.