ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МАРКСИСТКОЕ ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ О ВЛАСТИ
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА О СОЦИАЛИЗМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Марксистская идеология оставила заметный след в истории политической мысли и оказала значительное влияние на весь ход развития человеческого общества. Основатели марксизма создали теорию, согласно которой история человечества представляется как процесс, имеющий свои внутренние законы развития, а не как хаотичная куча различных исторических событий, лишенная внутренней логики. Влияние классического марксизма на духовные и политические процессы, происходящие во многих странах мира, определяет повышенное внимание к этой проблеме со стороны политологов, социологов, философов, историков, экономистов и представителей других областей знаний. Наиболее целостный взгляд на политическую идеологию может быть получен только путем изучения всех ее наиболее значимых составляющих. Для классического марксизма одним из таких компонентов является либеральный аспект. В то же время следует учитывать, что речь идет о классической марксистской политической идеологии, которая рассматривается как часть классического марксизма в целом, наряду с другими его компонентами. Но, учитывая традицию, сложившуюся в отечественной науке, мы будем рассматривать понятия классического марксизма и классической марксистской идеологии как идентичные, имея в виду политические учения К. Маркса и Ф. Энгельса. С той же точки зрения рассматриваются либеральные аспекты, т.е. как либеральные и политические.
История XX века во многом является историей противостояния различных идеологических течений, каждое из которых предлагало свое понимание существующей общественно-политической ситуации и собственное видение решения важнейших проблем, стоящих как перед человечеством, так и перед определенной социальной группой. Ни в коем случае не недооценивая роль других идеологий, следует признать, что наибольшее влияние имели марксизм и либерализм. Эти идеологические течения различны, но в то же время имеют ряд общих черт, которые проявляются в либеральных аспектах классической марксистской идеологии.
РАЗДЕЛ 1. МАРКСИСТКОЕ ПОНИМАНИЕ ГОСУДАРСТВА
Генезис учения Маркса и Энгельса о государстве и праве был подготовлен и стимулирован комплексом экономических и общественно-политических событий в западноевропейской истории первой половины XIX века.
Капитализм, победивший в этом обществе, достиг, по их мнению, своего пика, предела своего развития и больше не может справляться с мощными средствами производства и обмена, созревшими в буржуазных отношениях. Последние явно начали препятствовать росту производительных сил и стали препятствием на пути социального прогресса. Капитализм как вид социальной организации, наконец, исчерпал себя. К своему завершению приближается классовая борьба пролетариев против буржуазии. Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить все, что до сих пор защищало и охраняло буржуазную частную собственность. Ближайшая практическая цель пролетариев, консолидирующихся в самостоятельный класс, – свержение господства буржуазии, обретение политической власти [11, с. 213].
Маркс и Энгельс не просто отобрали и механически воспроизвели соответствующие суждения своих предшественников. Эти суждения были каким-то образом переосмыслены ими, и только тогда они были включены в историческую и материалистическую картину созданного социального мира.
Взятый Марксом и Энгельсом еще в 1842-1843 гг. курс на радикальное преодоление всяких идеалистических трактовок природы власти, государственности, законодательства необходимо вывел их на круг плодотворных представлений, сформулированных в XVIII - XIX вв. классиками буржуазной политической экономии от В. Петти, физиократов и А. Смита, до Д. Рикардо. В первую очередь таких представлений, которые касались отличительных черт «гражданского общества» и государства, характера связей между этими двумя разнокачественными сферами социума [16, с. 187].
РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ О ВЛАСТИ
В политической жизни современного российского общества проблема власти приобретает особое значение. Поэтому интересно сравнить взгляды Карла Марка на природу государственной власти, тем более что каждый из них оказал существенное влияние на развитие современной политической мысли. Известно, что государственная власть представляет собой сложную иерархическую систему, которая оказывает огромное влияние на своих субъектов через различные экономические и организационно-управленческие механизмы посредством правового принуждения, а также распределения материальных благ.
Карл Маркс был свидетелем бурного развития капитализма во второй половине девятнадцатого века и на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков рассматривал проблему власти в первую очередь с точки зрения государственного управления и экономики. Важным аспектом этой проблемы Карл Маркс считал дихотомическую структуру промышленного предприятия, где его собственник-менеджер выступал против рабочего, что стало основой его доктрины о классовой структуре общества [12, с. 45].
Действительно, учение К. Маркса и Ф. Энгельса было продолжением поиска ответов на вопросы о справедливой социальной структуре. Поэтому эта доктрина отличается исключительной гуманистической направленностью, возможностью реализации принципов свободы и равенства всех людей через практику политической деятельности. С этой точки зрения марксизм – это оценка социальной реальности своего времени в первую очередь с точки зрения интересов пролетариата. И одним из аспектов этой доктрины, которому К. Маркс и Ф. Энгельс придавали большое значение, была проблема государственной власти. Этот интерес был также обусловлен тем, что, как считали К. Маркс и Ф. Энгельс, пролетариат должен был бороться с существующим государственным строем. Во время пролетарской революции необходимо было создать качественно иную государственную структуру, способную заменить старые формы власти, которая могла бы определить общую перспективу дальнейшего социально-экономического развития общества. И как таковая перспектива К. Маркс и Ф. Энгельс продвинули строительство социалистического и коммунистического общества.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ КАРЛА МАРКСА О СОЦИАЛИЗМЕ
В теории марксизма социализм назывался обществом на пути от капитализма к коммунизму, т.е. еще не обществом социальной справедливости, а лишь подготовительным этапом к нему. Социалистическое общество выходит из капитализма, и поэтому во всех отношениях, в экономическом, моральном и ментальном, до сих пор сохраняет родимые пятна старого общества, из которого оно вышло.
Результат работы распределяется в соответствии с тем, сколько каждый производитель инвестирует (рабочая доля), рабочие дни. Он получает квитанцию о том, что он вложил, и получает из общественных запасов столько же предметов потребления, сколько было потрачено на это количество труда. Преобладает принцип эквивалентности: равное количество работы обменивается на равное количество. Но поскольку разные люди обладают разными способностями, они не получают одну и ту же долю. Принцип: «От каждого по способностям к каждому по труду» [14, с. 76].
В собственность лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление). Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата.
В Манифесте коммунистической партии коммунистов, социализм является противостоящей буржуазной идеологией, противостоящей пролетарской – коммунизму, социализм только критикуется коммунистами Марксом и Энгельсом и восхваляется коммунизм, указывается, что отличительной чертой коммунизма является отмирание буржуазной собственности и определены следующие неотъемлемые меры по переходу от буржуазного способа присвоения и распределения к коммунистическому способу присвоения и распределения – коммунизму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основатель марксизма – К. Маркс, родившийся в Германии в 1818 году. Его вклад в развитие политической мысли поистине огромен. Всю свою жизнь он посвятил анализу социально-экономического и политического развития общества. Он внес огромный вклад в развитие политологии. Его усилия в науке революционизировали роль классов и классовых интересов. Роль государства в политическом процессе. Он сформировал доктрину классовой борьбы, объединил идеи коммунистического общества в систему. Его политическую доктрину необходимо видеть в изменении и развитии. Известно, что ранний Маркс стоял на позиции гуманизма, и главной темой его интересов была «теория отчуждения». Позже он стал коммунистом и сторонником коммунистической революции.
Смысл политической теории марксизма заключается в следующем: понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, интерпретация власти как социального явления; объяснение сущности политики, культуры, духовной жизни, исходя из их состояния социально-экономической среды; подход к политике, культуре, духовной жизни как к относительно самостоятельным сферам общества. А также несогласованность политической власти, государства в классовом обществе: с одной стороны, рассмотрение государства как организации, выражающей определенные интересы всех членов общества, с другой стороны, рассмотрение состояния правящих классов, как инструмента сильного, составляющего меньшинство.
Суть политической идеи марксизма – историческая миссия рабочего класса. Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, выведенных Марксом, и развитая теория прибавочной стоимости оказали огромное влияние на последующее развитие общественно-политической мысли.
1. Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса: моногр.; Либроком – М., 2014. – 264 c.
2. Гриффен, Л.А. Социализм: Некоторые вопросы теории / Л.А. Гриффен. – Киев: Фирма «Віпол», 2008. – 103 с.
3. Денисюк, Н.П. Политология / Н.П. Денисюк. – М.: Юрайт, 2003. – 456 с.
4. Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива: монография / Ю.А. Дмитриев, А.М. Николаев. – М.: Профтехобразование, 2002. – 838 с.
5. Зерчанинова, Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов / Т.Е. Зерчанинова. – Логос – М., 2015. – 304 c.
6. Зотов, В.Д. История политических учений / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. – М.: Юристъ 2005. – 478 с.
7. Кагарлицкий, Б.Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения / Б.Ю. Кагарлицкий. – М.: Алгоритм, Эксмо. – 267 с.
8. Ленин, В. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). – ПСС, Т.26. – М.: Наука, С. 43-81.
9. Матузов, Н.И. Политология для юристов / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2009. – С. 299.
10. Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве / П.И. Новгородцев. – СПб.: Алетейя, 2000. – 355 с.
11. Панарин, А.С. Политология, учебник / А.С. Панарин. – М.: ПБОЮЛ С. М. Грачёв, 2000. – С.379.
12. Плимак, Е.Г. Драма Российских реформ и революций / Е.Г. Плимак. –М.: Весь мир 2000. – 278 с.
13. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой, А.М. Киселева. – Питер – М., 2014. – 240 c.
14. Рюбель, М. Маркс против марксизма / М. Рюбель. – М.: НПЦ «Праксис», 2006. – С.177.
15. Самойлов, В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов / В.Д. Самойлов. – Юнити – М., 2016. – 272 c.
16. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект, 2003. – 392 с.
17. Сравнительная политология сегодня / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М.: Аспект пресс, 2002. – 535 с.
18. Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов / Е.П. Тавокин. – ИНФРА-М – М., 2015. – 224 c.
19. Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм // Душа человека. – М.: «Республика», 2002. – С. 375-414.
20. Хайек, Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф.А. Хайек. – М.: Новости, 2002. – 289 с.
21. Халипов, В.Ф. Наука о власти / В.Ф. Халипов. – М.: Ось-89, 2002. – 442 с.