ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1.1 Понятие «ассоциативное мышление» в контексте психолого-педагогических исследований творчества и творческой деятельности
1.2 Влияние музыкальной стимуляции на развитие ассоциативного мышления студентов
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация исследования влияния музыкальной стимуляции на ассоциативное мышление студентов
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества, характеризующийся стремительным научно-техническим прогрессом, глобальной информатизацией и компьютеризацией, повышением роли интеллектуального труда, ставит перед системой образования ряд проблем, важнейшей из которых является развитие мыслительной деятельности учащихся.
Сложившаяся система образования большое внимание уделяет развитию рационально-логического мышления учащихся, нередко противопоставляя его мышлению образному и отводя последнему второстепенную роль в учебном процессе. Однако в свете новой концепции образования, актуализировавшей идеи гуманизации и гуманитаризации, провозгласившей приоритет культурных ценностей, главенство духовного развития личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает ассоциативное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, обогащающее духовную сферу человека.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность. Через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в процессе развития мыслительной деятельности.
Музыкальная стимуляция - специально созданная, целесообразная организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса, связанная с использованием образцов музыкального творчества, которые влияют на ассоциативную сферу мышления личности. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения проблемы влияния музыкальной стимуляции на ассоциативное мышление студентов, что определило актуальность данного исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1.1 Понятие «ассоциативное мышление» в контексте психолого-педагогических исследований творчества и творческой деятельности
Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [6, с. 45].
В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [18, с. 137]. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знании.
Творчество можно рассматривать в двух аспектах: философском и психологическом. Определение, предложенное в философском словаре, раскрывает следующую трактовку, характеризующую «творчество» как «процесс человеческой деятельности, при котором будут созданы качественно новые духовные и материальные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также мастерство, приобретаемое в обучении и практике, необходимое для осуществления творческого замысла» [9, с. 28].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация исследования влияния музыкальной стимуляции на ассоциативное мышление студентов
С целью выявления степени влияния музыкальной стимуляции на ассоциативное мышление студентов было проведено исследование, в котором приняли участие 21 студент.
База исследования: Государственное учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет».
Цель исследования: выявление степени влияния музыкальной стимуляции на студентов было проведено исследование.
Гипотеза исследования: классическая музыка оказывает положительное влияние на ассоциативное мышление студентов, а также способствует его развитию.
Методики исследования: предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет.
Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было раскрыто понятие «ассоциативное мышление», которое представляет собой особую форму психической активности человека. Анализ понятия «ассоциативное мышление» наиболее широко представлен в рамках исследований творчества и творческих способностей. Творческий характер процесса ассоциативного мышления, обеспечивает специфичность его содержания и закономерности протекания, а также во многом зависит от врожденных способностей личности.
Ассоциативное мышление определяется особенностями чувственной репрезентативной системы человека, в которую входят визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные чувственные органы.
Развитие ассоциативного мышления является сложной педагогической задачей. Для студентов наличие данного типа мышления – это важнейшая из компетенций будущего профессионала. Развитие ассоциативного мышления студентов должно осуществляться путем выполнения системы последовательных практических заданий. Для более полного раскрытия творческого потенциала необходимо на протяжении всего учебно-творческого процесса обучения решать ряд важных задач.
В процессе развития ассоциативного мышления большую роль играет музыкальная стимуляция. Музыка, как вид искусства, способна вызывать у студентов самые необычные ассоциации, чувственную реакцию, пробуждать у них воображение и фантазию. Музыкальная культура располагает необъятно широким количеством сочинений, которые способны по разному воздействовать на слушателей, в том числе и на их образное мышление. Данный факт позволяет оценивать музыкальную культуру как неисчерпаемый источник возможностей для воздействия на психику человека и его мыслительные процессы.
1. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки / С.Н. Беляева-Экземплярская. – М.: «Музыка», 1923. – 125 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) / Д.Б. Богоявленская, И.А. Сусоколова // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – C. 97–107.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: монография / Д.Б. Богоявленская. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.
5. Волкова, Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Е.В. Волкова // Психологический журнал. –2011. – Т. 32. – № 4. – С. 83–94.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 1008 с.
7. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр», 1993. – 190 с.
8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3–е изд. – СПб. : Питер : Питер Пресс, 2008. – 358 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
10. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевсеий. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
11. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособ. для воспит. и муз. рук. дет. садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
12. Любарт, Т. Психология креативности ; пер. с фр. / Т. Любарт [и др.]. – М. : «Когито–Центр», 2009. – 215 с.
13. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
14. Назайкинский, Е.О. Психологии музыкального восприятия / Е.О. Назайкинский. – М., Музыка, 1972. – 384 с.
15. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украина, 1975. – 286 с.
16. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 1986. – № 1. – 102-104 с.
17. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
18. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. – 672 с.
19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: АПН РСФСР, 1947. – 355 с.