ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
1.2 Анализ педагогического опыта формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Проект по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты проведения проектной деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются своеобразным стержнем характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к денной проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не привычные действия, а творческий подход к решению разнообразных задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше возраст детей, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне. Ребенок уже не позволяет обращаться с собой как с вещью.
Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью. Согласитесь, что дав жизнь ребенку, нужно признать за ним право прожить эту жизнь. А значит, удовлетворение можно получить от сопричастности к ней; а не только от управления ею.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа; структура и соотношение компонентов самостоятельности; этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника; взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами.
Все выше изложенное определяется актуальностью работы и позволяет сформулировать, цель и задачи исследования.
Целью исследования является: изучить уровень формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников.
Предметом исследования является: дети старшего дошкольного возраста.
Исходя, из цели поставлены, следующие задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.
• Раскрыть теоретические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
• Определить условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста. Подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
• Провести исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста
Самоопределение определяется как одна из черт личности, характеризуемая двумя факторами:
1. Сочетание средств, знаний и навыков;
2. Пробуждение к действию.
Если, например, человек настроен на текущую задачу, он обладаем мотивационным положением.
Самоидентификация – это вовсе не абстрактная характеристика человека, а характеристика отношений с человеком. Многие учителя унижены своей самостоятельностью:
– умение устанавливать основы для конкретных процедур, выбора поведения;
– способность выполнять свои функции;
– способность самостоятельно выполнять структурные блоки деятельности;
– планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других лиц;
– соотносить ваши стремления и возможности, адекватно оценивать процесс вашей деятельности.
Леонтьев А.Н. он унижает обобщенную составляющую отношения человека к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, его результату, направленному на самостоятельность, автономию [13, с. 132].
Авторы программы «Восток» в рамках своей независимости предпринимают такой вид деятельности, который отражает уровень развития ребенка, позволяя инициировать и решать различные типы жизненных и ориентированных на деятельность задач [14, с. 63].
Токаев Т.Е., Полтавцева Н.В. – подготовиться, выполнить, оценить результат, установить отношения «общий результат» – это основные факторы, определяющие самостоятельность. Самоуважение – это качество, которое постоянно развивается и имеет свое содержание. Каково содержание автономии в двигательной активности [18, с. 117].
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Проект по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность.
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
По мнению ряда авторов, самостоятельность ребенка проявляется:
• в способности действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• в умении выполнять привычные дела без обращения за помощью и контролем взрослого;
• в проявлении осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• в способности осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• в стремлении осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• в способности переносить известные способы действий в новые условия.
При реализации проекта мы придерживались поддерживающей позиции. С таким отношением учитель отвечает на вопросы детей, мотивируя их к дальнейшей деятельности, используя метод недооценки, приводя ребенка к ответу с наводящими вопросами. Педагог учитывает интересы детей в организации деятельности и может менять тему комплексного тематического планирования или содержание образовательной деятельности в соответствии с интересом детей к явлениям окружающего мира, которые относятся к другой теме. Если она видит, что детям это не интересно или сложно, она меняет задание, пытается проанализировать, почему это произошло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей родители должны видеть в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Также в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Самостоятельностью называется не только умение исполнять различные действия без посторонней помощи, но и способность формулировать новые задачи и выискивать их решения. Как только новые действия станут доступными, отношение к ним меняется как у самих детей, так и у взрослых.
Самостоятельность не может означать полной свободы действий и поступков, она всякий раз заключается в жесткие рамки принятых в обществе норм.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Имеются разнообразные способы формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, среди которых особое место занимает метод проектов.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
2. Блонский П.П. Дошкольный возраст / Блонский П.П. // Педология. – М., 2000. – С. 89-119.
3. Болотникова О.П., Еник О.А., Ошкина А.А. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6–7 лет // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – С. 22.
4. Власова Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова, [и др.]. – Шадринск, изд. Шадринского пединститута, 1995. – 198с.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина. – СПб: Детство-ПРЕСС 2000. – 192 с.
6. Гафитулин М.С. Проект Исследователь. Методика организации исследовательской деятельности дошкольников // Педагогическая техника. – 2005. №3. – С.21-26.
7. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? // Д.в. – №8. – с.65-69.
8. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа (Первое сентября). 2016. – №10. – С.8
9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста; под ред. О.В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
10. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 256 с.
11. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды // Дет. сад. Управление. – 2003. – №2. – с. 5.
12. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С.13.
13. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды / С. Кузнецова, Г. Романова // Ребёнок в д./с. – 2004. – С. 58-65.
14. Мухина В.С. Возростнная психология. – М. – 1988.
15. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1993.
16. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Просвещение, 2017. – С.45.
17. Полякова М.Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10 (22) – С. 16-17
18. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дуброва В.П., Милашевич Е.П. / Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998. – с.93-100.
19. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших дошкольников Издание для родителей. – Самара: Изд. дом «Агни», 2007. – 88 с.
20. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2001. – С.34.
21. Самостоятельность у детей: фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». // Д.в.-1995. – №11.– с.28-29.
22. Семенова Н.А. Аспекты организации исследовательской деятельности в начальной школе. Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования» (4-5 ноября 2002 г): Материалы конф. В 2-х томах. – Т.1.: Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. – С.58-61.
23. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность дошкольников. Начальная школа. – 2016. – №2. – С.45-49.
24. Семенова Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе. Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. – Томск: Издательство ТГПУ, 2002. – С.59-62.
25. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – М.: АСТ, 2001. – 800 с.