ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Государственные комитеты Республики Беларусь в составе республиканских органов государственного управления Республики Беларусь
1.2 Особенности конституционно-правового статуса Комитета государственного контроля
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Общая характеристика и задачи Комитета государственного контроля
2.2 Органы финансовых расследований и финансового мониторинга
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
3.2 Сотрудничество Комитета государственного контроля с органами финансового контроля зарубежных стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственному контролю в Беларуси в 2019 году исполнилось 100 лет. Формирование структур государственного контроля началось сразу же после образования БССР.
Так, в августе 1994 г. была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь, в обязанности которой входило осуществление контроля за соблюдением органами власти и управления, субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, потреблением государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в том, что образование Комитета государственного контроля имело принципиальное значение для повышения эффективности контрольной работы и ликвидировало параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных органов финансового контроля страны, однако совершенствование законодательства в этой сфере требует еще немного изменений.
Так, объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области осуществления государственного контроля.
Предмет исследования – правовые нормы, характеризующие особенности осуществления различных видов государственного контроля.
Цель исследования – комплексный анализ основных вопросов, связанных с понятием и особенностями осуществления государственного контроля.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Государственные комитеты Республики Беларусь в составе республиканских органов государственного управления Республики Беларусь
Нынешнее положение государственных комитетов в Республике Беларусь их положение закрепил Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» [14].
Термин «республиканские» подчеркивает, что государственные комитеты действуют в пределах республики и находятся на высшей ступени в своей системе (отрасли, сфере).
Государственные комитеты создаются с целью осуществления многообразных управленческих задач и функций.
Общие цели государственных комитетов, состоят в :
– проведении государственной политики;
– управлении в соответствующей отрасли или сфере деятельности;
– координации деятельности по вопросам в этой отрасли или сфере деятельности других республиканских органов государственного управления [4, с.76].
Задачи государственных комитетов можно разделить на две группы: общие и специальные. В свою очередь общие задачи делятся:
– на задачи, связанные с обеспечением нормального функционирования своей системы (отрасли) и ее развития;
– на задачи по координации деятельности других органов и организаций;
– на задачи по руководству подчиненными организациями;
– на задачи социальной защиты своих работников [20, с.68].
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Общая характеристика и задачи Комитета государственного контроля
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (дальше - Положение о Комитете) [16], главные задачи Комитета:
1. защита интересов государства от незаконных посягательств в сфере экономики, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
2. подтверждение выполнения актов Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых возложен на Комитет в соответствии с законом и решением Президента Республики Беларусь;
3. обеспечить эффективное и разумное использование бюджетных средств и государственного имущества организациями и индивидуальными предпринимателями;
4. государственный контроль за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих государственные имущественные, экономические, финансовые и налоговые отношения;
5. проводить тщательные мероприятия по выявлению системных нарушений законодательства о государственных имущественных отношениях, экономических, финансовых и налоговых отношениях, а также негативных тенденций в экономике и общественной сфере;
6. предупреждение, выявление и пресечение преступлений в экономической сфере;
7. принимать эффективные меры по недопущению легализации незаконных доходов и финансирования террористической деятельности;
8. запустить административный процесс в соответствии с установленной процедурой;
9. выполнение иных задач в соответствии с законом и решением Президента Республики Беларусь [16].
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
В силу возложенных задач органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь владеют правами и обязанностями, связанными с обеспечением экономической безопасности нашего государства, в том числе государственно-управленческими полномочиями по отношению к лицам, допустившим нарушения права.
С учетом занимаемого расположения в системе государственных органов работники ОФР непрерывно участвуют в рассмотрении судами общей юрисдикции разных категорий дел. Вопросу соблюдения законности при этом придается специальное значение: при подготовке документов ОФР осуществляет их правовую экспертизу [19, с.44].
Если говорить в совокупности об участии ОФР в судебных процессах (за исключением рассмотрения уголовных дел, возбужденных по материалам ОФР), то все дела условно дозволено поделить на три группы:
1. дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составили должностные лица ОФР;
2. дела по претензиям (протестам) на вынесенные должностными лицами ОФР постановления по делам об административном преступлении;
3. дела, которые рассматриваются в порядке, установленном процессуальным законодательством [3, с.56], с участием ОФР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Основной задачей Комитета является осуществление государственного контроля за осуществлением республиканского бюджета, потреблением государственной собственности, осуществлением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, устанавливающих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
Законодательство о финансовом контроле Комитета государственного контроля Республики Беларусь основывается не только на Конституции Республики Беларусь, но и на иных нормативных правовых актах. Однако среди множества всех этих документов принципы и положения Конституции Республики Беларусь являются базовыми для построения всей системы финансового контроля в Республике Беларусь;
Комитет государственного контроля Республики Беларусь возглавляет единую централизованную систему органов, включающую Комитет (центральный аппарат), территориальные органы Комитета и органы финансовых расследований Комитета.
Многообразие системы финансового контроля и контроля в целом является существенным недостатком, так как каждый нормативный акт отсылает к десятку других. На основании внедрения международных стандартов вносятся изменения в законодательство, однако не все вопросы компетенции, функции и работы до конца урегулированы, чему свидетельствуют постоянные изменения и дополнения в множество нормативных правовых актов в данной сфере;
Высшие органы финансового контроля играют ведущую роль в продвижении культуры подотчетности и в обеспечении эффективности соответствующих процессов, таких как аудит, разработка заключений и рекомендаций, выявление передового опыта и, судебное разбирательство и наложение санкций.
1. Административное право : учебник / под. ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2018. – 110 с.
2. Бахрах, Д. Н. Административное право. Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: Изд. гр. Норма – Инфра, 2016. – 275 c.
3. Бородин, С.С., Громыко, С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПб. : ГУАП, 2017. – 432 с.
4. Габричидзе, Б.Н.,Чернявский, А.Г. Административное право: учебник / Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.:Проспект, 2019. – 688 с.
5. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2017. – 416 с.
6. Козелецкий, И.В. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / И.В. Козелецкий, А.И. Сухарковой. – Минск : Акад. МВД, 2018. – 438 с.
7. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник. / Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов – М, 2018. – 271 с.
8. Коренев, А. П. Административное право. Учебник. Часть 1 / А.П Коренев. – М.: Щит-М, 2017. – 306 c.
9. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2017. - 608 с.
10. Манохин, В.М., Адушкин, Ю.С. Российское административное право / .В.М.Манохин, Ю.С.Адушкин. – Саратов:Изд-во Саратовского универ-та, 2016. – 412 с.
11. О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля: Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. №87 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12 2. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г., № 424-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. О создании Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 30 дек. 2003 г., № 599 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 5 мая 2006 г., № 289 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Об органах государственной безопасности: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г., № 390-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь: утв. Указом През. Республики Беларусь от 27 нояб. 2008, № 647 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Попов, Л.Л Административное право: учебник / Л.Л.Попов. - М.: Юристъ, 2018. – 543 с.
18. Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 566 с.
19. Рябцев, Л.М. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев. – Минск : Амалфея, 2019. – 320 с.
20. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М. 2015. – 698 c.
21. Юсупов, В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. – М.: Юрид. лит., 1985. – 160 с.