ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого- педагогические особенности трудных подростков
1.2 Сущность, содержание и методы реабилитации трудных подростков
1.3 Особенности реабилитации трудных подростков средствами культурно-досуговой деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации для оптимизации реабилитации трудных подростков средствами культурно-досуговой деятельности
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитация подростков из групп социального риска является сегодня чрезвычайно важным и актуальным направлением, как для Беларуси, так и для других государств. Резкий рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему.
Реабилитируя такого подростка, т.е. восстанавливая его способности, необходимо понять, какое звено возрастного направления поможет не только воссоздать утраченное, но и обеспечить поступательное и устойчивое личностное развитие.
С педагогической точки зрения, социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или разрыв социальных взаимодействий и отношений, имеет непреходящее значение для подростков. Это связано с тем, что в подростковом возрасте новообразования зависят, прежде всего, от осложнения социальных контактов и отношений, качества общения, уровня социальной идентификации, изменения внутригрупповых позиций. В целом, социальная обездоленность приводит к невозможности достичь благополучия.
Актуальность педагогического решения проблемы заключается в выявлении единства методологической, теоретической и технологической составляющих реабилитационного процесса, возвращении особого подростка в общий процесс обучения, воспитания и саморазвития «трудных подростков».
Практическая актуальность исследования заключается в определении средств и форм культурно-досуговой деятельности, которые оказывают влияние на процесс реабилитации трудных подростков. Культурно-досуговая деятельность является одним из наиболее важных направлений деятельности в рамках процесса реабилитации трудных подростков, по той причине, что приобщение подростков к миру культуры способствует морально-нравственному развитию личности подростков, испытывающих трудности в рамках поведения и взаимодействия с социумом.
Для реабилитации трудных подростков используются такие меры как приобщение подростков к миру культуры, формирование творческой личности, активизация внутреннего потенциала личности подростка и т.д. Для достижения данной цели используются такие формы работы как концерты, театрализованная деятельность, игры, соревнования и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого- педагогические особенности трудных подростков
Подростковый возраст характеризуется как критический, переходный, переломный, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии подростка обычно считается самым трудным как для родителей, так и для учителей.
Подростковый период охватывает возраст от 10 до 15 лет. Он характеризуется как начало перестройки организма подростка: ускоренное физическое развитие, половое созревание. Особенностью подросткового возраста является то, что внешне он растет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, который нуждается в ласке, внимании, играх и т.д. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется самосознание, острое чувство собственного достоинства, осознание пола. Начинается переоценка давнего знакомства и привычки, формируется мнение, которое зачастую очень прямолинейно, категорично и бескомпромиссно [1, с.7].
В этом возрасте также характерна острая реакция на критические ситуации, такие как потеря авторитета родителей, оценка их личных качеств, достоинства, родителей и друзей. Все эти ситуации могут привести к изоляции, грубости, агрессивности, употреблению алкоголя и наркотиков и др. [3, с. 57].
В работе И.Ю. Кулагиной подростковый возраст представлен как совокупность состояний, сильно предрасположенных к воздействию различных психотравматических факторов. Наиболее сильными из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные отношения между ними, наличие дефектов, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. Все это не только усложняет воспитательную работу, но порой делает ее практически невозможной. Подросток на этом основании может иметь различные отклонения в поведении [9, с.213].
И. Штерн рассматривал подростковый возраст как одну из стадий формирования личности. По его мнению, переходный возраст характеризуется не только как особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и как особый режим действия. Штерн описывает подростковый возраст как промежуток между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и выбирает для него новое понятие «серьезной игры». Примером «серьезной игры» может служить занятия спортом, выбор профессии и подготовка к ней [3, с.10].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 15» г. Брест. В данном исследовании приняли участие 25 подростков в возрасте 13- 15 лет, среди которых было 20 мальчиков (80%) и 5 девочек (20%) В связи с преобладающим количеством мальчиков в выборке, гендерный анализ нами не проводился.
«Трудные подростки» отбирались посредством анализа данных социального педагога, который предоставил данные учащихся, которые демонстрируют признаки негативных аспектов в поведении. Методики подбирались исходя из теоретического анализа, согласно которому для трудных подростков характерными являлись такие негативные качества как высокий уровень конфликтности и слабое развитие социальных качеств и навыков. Средства КДД оказывают положительное влияние на процесс формирования навыков социального взаимодействия и снижения общего уровня конфликтности.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности реабилитации трудных подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить особенности развития социальных навыков у трудных подростков.
2. Определить уровень конфликтности трудных подростков.
Методики исследования:
1. Анкетирование на определение уровня сформированности социальных навыков у подростков предполагал следующее (Приложение 1).
Подростку предлагается список из 37 утверждений, каждое из которых ему необходимо оценить «всегда», «часто», «иногда», «редко», «никогда». После проведения методики подсчитываются баллы по двум категориям:
1. Средняя оценка своих социальных способностей.
2. Средняя оценка социальных способностей сверстников.
Дальнейшая обработка проводится в соответствии с ключом:
1) средняя оценка своих социальных способностей:
3,25- 3,75 - нормативная зона;
3,00- 3,25; 3,37-4,00 - зоны незначительных отклонений;
2,00- 3,00; 4,00-4,50 - зоны заметных отклонений;
1,00 -2,00; 4,50- 5,00 - зоны чрезвычайных отклонений.
2) средняя оценка социальных способностей сверстников:
3,00 – 3,50 - нормативная зона;
2,50 – 3,00; 3,50 – 4,00 - зоны незначительных отклонений;
2,00 – 2,50; 4,00 – 4,50 - зоны заметных отклонений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ литературных источников показал, что такая категория подростков как «трудные» обладает определенными личностными чертами, которые негативно сказываются на уровне социального взаимодействия с другими людьми, а также на уровне развития социальных навыков и повышенном уровне конфликтности.
2. Реабилитация представляет собой особое направление в рамках восстановления физических, психических и морально-эмоциональных сил трудного подростка. Основными видами реабилитации являются такие как медицинская, психологическая, социально -педагогическая и т.д. К основным методам реабилитации трудных подростков являются такие как беседа, рассказ, диспут, упражнение, наказание, поощрение и т.д.
3. Нами были определены основные методы и формы работы, которые направлены на общее развитие личности «трудного» подростка, а также на формирование его личностных, индивидуальных, психических качеств личности.
С целью определения уровня развития социальных навыков и уровня конфликтности, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Определение социальных навыков», теста «Экспресс-диагностика уровня конфликтности трудных подростков». Нами были получены следующие результаты:
4. В рамках определения социальных навыков, нами было определено, что для трудных подростков характерна завышенная оценка социальной значимости других и заниженная оценка своих собственных навыков.
5. В рамках определения уровня конфликтности, нами было определено, что для «трудных» подростков, в основном характерным является высокий уровень конфликтности – 40%, средний уровень конфликтности – для 32%, а низкий – для 28% опрошенных респондентов.
С целью оптимизации процесса реабилитации трудных подростков средствами культурно-досуговой деятельности, нами были разработаны рекомендации, в основе которых лежат средства и формы развития личности «трудного» подростка.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что средства культурно-досуговой деятельности являются эффективными в рамках реабилитации трудных подростков. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, родителей, а также самих подростков в рамках проведения и организации реабилитации трудных подростков.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Абрамова Г.С. – М.: Академический Проект, 2010. – 623с.
2. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Аванесова Г.А. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
3. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / Арлычев А.Н.. – СПб.: Наука, 2002. –146с.
4. Асанова, И.М. Организация реабилитационной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Асанова И.М., Дерябина С.О. – М.: Академия, 2011. – 192 с.
5. Григорьева, Е.И. Современные технологии психологической реабилитации: учебное пособие / Григорьева Е. И. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / Домбровская М.Ю. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Жарков А.Д. – М.: МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность /. Киселева Т. Г, Красильников Ю. Д. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт, 2011. – 256 с.
10. Левикова, С. Основы реабилитации: учеб. пособие / Левикова С. И. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
11. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / под ред. Галагузовой М.А. – М.: Академия, 2002. – 369с.
12. Методика и технология работы социального педагога. / под ред. Сластенина В. А. – М.: Владос, 2000. – 257с.
13. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие / Мудрик А. В. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество / Мухина В.С. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
15. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Новикова Г.Н. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Обухова Л.Ф. – М.: Россия, 2011. – 234 с.
17. Смаргович, И.Л. Инновационные формы реабилитационной деятельности современной молодежи в Беларуси. / И.Л. Смаргович. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
18. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности / И. Л. Смаргович – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
19. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т. Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеринбург: Академия, 2010. – 30 с.
20. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
21. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Козловская Л.И. – Мн..: БГУКИ, 2014. – 206 с.
22. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах. – 2012. – №2. – С. 32-36
23. Фатов, А.В. Социальная реабилитация в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Фатов А.В. – М.: МГУКИ, 2007. – 23 с.
24. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2012. – 257 с.
25. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Ярошенко Н.Н. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.