Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
Д.Б. Эльконин говорит о том, что фонематическое восприятие речи – это «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании» [28]. Как правило, фонематическое восприятие речи не требует специального обучения и формируется в раннем детстве. Р.Е. Левина и другие исследователи отмечают, что в этот период происходит параллельное овладение произносительной стороной речи.
А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский говорят о том, что передача звуков в начальном периоде их усвоения неустойчива в артикуляционном и произносительном плане, что корректируется слуховым контролем двигательного образа звука [1; 2]. По мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематических процессов приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова. В результате, по данным многих исследователей, недостаточность фонематического восприятия и формирующихся на его основе навыков и умений языкового анализа и синтеза, занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебным трудностям в освоении чтения и письма, дезадаптации детей школьного возраста (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох-Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
Приоритетными направлениями работы дошкольных учреждений, в том числе и специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, является развитие личности ребенка, его подготовка к успешному обучению в школе. Данное направление базируется на концепции развития высших психических функций Л.С. Выготского.
В свою очередь, серьезным препятствием на пути формирования такой личности, усвоения программы специального дошкольного учреждения и в дальнейшем – усвоения общеобразовательной программы могут стать пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи. Именно поэтому необходимо своевременно формировать навыки звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста, что станет необходимой ступенью для успешного овладения грамотой в процессе будущего обучения в начальной школе [7].
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть дошкольник овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) поэтапно. Затем происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к такому нарушению, как дислексия, дисграфия, что выражается в затруднении и ошибках, в первую очередь, связанных с:
- недостаточным овладением звуковым составом слова;
- смешиванием акустически сходных звуков;
- неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным
С целью определения уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста в рамках данного исследования была проведена диагностика. В эксперименте приняли участие 10 дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. База исследования __________________.
Диагностика включает следующие задания, результаты выполнения которых показывают уровень сформированности фонематического анализа и синтеза детей (приложение А):
1. различие слов, схожих по звуковому составу;
2. дифференциация слогов;
3. навыки звукового анализа и синтеза.
Результаты проведенной диагностики представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Результаты диагностики
| Имя | Возраст | Речевое нарушение | Примеры ошибок |
| Егор А. | 04.06.2011 | Заикание | Остановки в речи, иногда отказ продолжать рассказ. Вставляет «а», «и» перед словами |
| Кира Ж. | 14.09. 2012 | Функциональная дислалия | Искаженное произношение в речи звуков р-рь; л-ль и др. Изолированно произносит правильно |
Фонематическое восприятие – способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал, иногда точно, а порой очень приблизительно (например, «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису» и т.д.).
С понятием фонематического восприятия тесно связано понятие звукового анализа. Анализ – это разделение целого на составные части. Соответственно звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза является важным этапом, залогом успешного освоения в дальнейшем детьми дошкольного возраста общеобразовательной программы начальной школы. Главным средством формирования в данном случае является игра как основной, естественный для дошкольников способ познания окружающего мира и обучения новому. Использование игр в деятельности логопеда позволяет снизить утомляемость детей и одновременно повысить эмоциональную заинтересованность в обучении.
Тяжелые речевые нарушения непосредственно влияют на все сферы развития детей дошкольного возраста. Под это влияние подпадают мышление, внимание, память, эмоционально-волевая сфера. Первично сохраненный интеллект при отсутствии соответствующей коррекционной работы логопеда и других специалистов может не развиваться или развиваться в недостаточной степени. В данном случае важна совместная работа педагогов, логопеда, родителей ребенка дошкольного возраста для своевременной и эффективной коррекции речевой патологии. Отсутствие коррекционной помощи в той или иной степени приведет к отставанию в интеллектуальном, психофизическом развитии, что повлияет на дальнейшее усвоение ребенком образовательной программы начальной школы.
1. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд.РГПУ, 2008. – 250 с.
3. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 262 – 264.
4. Ефимова, В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание.2006, - № 8.
5. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М. Преодоление общего недоразвития речи / Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова. – М., 1990. – 213 с.
6. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи / С.Ф. Иваненко. – М., 1987. – 222 с.
7. Каримова, Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н.В. Каримова // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 21 – 24.
8. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. – СПб.: КАРО, 2006. – 128 с.
9. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001. – 48с.
10. Лалаева, Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников / Г.И. Лалаева. – СПб.: Реноме, 1998. – 198 с.
11. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. – 608с.
12. Лопухина, И.С. Логопедия / И.С. Лопухина. – М.: Педагогика,1995. – 348 с.
13. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.:озаика-Синтез, 2005. — 64 с.
14. Межецкая, Т.Г. Различаем буквы и звуки. Пропедевтика нарушений письменной речи / ГТ.Г. Межецкая. – М., 2009. – 254 с.
15. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие / Н.М. Миронова. – М., 2007. – 189 с.
16. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
17. Парамонова, Л.С. Логопедия для всех / Л. С. Парамонова. – СПб., 2009. – 408с.
18. Пожиленко, Е.Л. Волшебный мир звуков и слов / Е.Л. Пожиленко. – С.-Пб., 2008. – 269 с.
19. Терехина, О. Путешествие в страну звуков //Дошкольное воспитание. 2003, - № 9.
20. Ткаченко, Т.А. Формирование навыка звукового анализа и синтеза / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 48 с.
21. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Актцидент,1997. – 89 с.
22. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Акцидент, 1997. – 78 с.
23. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа» / Т.А. Ткаченко. – М.: ЭГСИ, 1999. – 65 с.
24. Уварова, Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т.Б. Уварова. – М., 2009. – 278 с.
25. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 154 с.
26. Чернова, Н.В. Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей логопедической группы / Н.В. Чернова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 90 – 92.
27. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников. //Дошкольное воспитание.2007, - № 5
28. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. – С. 107 – 110.