ВВЕДЕНИЕ
С давних времен основными инструментами любого педагога был стандартный набор основных дидактических средств: доска, мел, книги, тетради, ручка и карандаш. Школьная доска является неотъемлемым атрибутом образовательного процесса и учебного кабинета. Доска – это не просто предмет, это средство взаимодействия учителя и учащегося, поле информационного обмена. Долгие годы доска была одним из важнейших дидактических средств обучения.
Но современное образование не стоит на месте, меняются образовательные стандарты, а следовательно, и требования к организации образовательного процесса. Сегодня основной задачей иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции в купе с ее социокультурными и лингвокультурным и другими компонентами. Выпускник школы сегодня должен не просто обладать рядом знаний, умений и навыков по предмету, но и быть всесторонне развитой личностью, готовой к решению практических задач и проблем и, в контексте иноязычного образования, личностью, способной вести эффективную коммуникацию в диалоге культур.
Все эти требования ставят высокую планку для педагогов и учащихся, и, следовательно, требуют поиска новых решений и средств для реализации образовательных целей.
С нарастающей скоростью сегодня развиваются компьютерные технологии и технические средства. Образование, как сфера, вбирающая в себя все аспекты социальной жизни, пользуется нововведениями и благами прогресса для решения задач обучения и воспитания. Одним из таких средств является интерактивная доска.
Вопросами использования интерактивных методов и средств обучения на уроках в школе исследовали многие ученые-педагоги: И.Р. Высоцкий, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Э.И. Кузнецов, А.М. Коротков, В.М. Монахов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров, О.К. Филатов, Н.И. Захарова, Г.К. Селевко, А.А. Ушаков, А.А. Веряев, Т.Н. Лось, И.В. Гиршин и другие.
Все они сходятся во мнении, что систематическое и целенаправленное использование новейших технических средств в обучении, значительно повышает эффективность организации образовательного процесса.
Применение интерактивной доски в процессе обучения позволяет реализовать как совершенно новые, так и отработанные годами педагогические приемы, так как соединяет неоспоримые преимущества компьютера с функциями обычной школьной доски.
Объект исследования являются новые технологии в обучении иностранном языкам.
Предмет исследования – методика применения интерактивной доски в обучении иностранному языку.
Цель работы – изучение специфики методики использования интерактивной доски в обучении иностранному языку.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. аргументировать целесообразность использование интерактивной доски на уроках иностранного языка;
2. описать технические характеристики интерактивной доски;
3. проанализировать плюсы и минусы использования интерактивной доски;
4. представить этапы обучения при помощи интерактивной доски;
5. составить комплекс упражнений по иностранному языку с использованием интерактивной доски.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы и нормативных документов, обобщение теоретических исследований, их анализ и систематизация.
Поставленные в работе цель и задачи обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретическое обоснование использования интерактивной доски при обучении иностранному языку
1.1 Аргументирование целесообразности применения интерактивной доски на уроках иностранного языка
Современное общество невозможно представить без развивающейся системы образования. Идея технологий интерактивного обучения возникла в середине 1990-х годов. Это явление связанно с появлением первого веб-браузера и началом стремительного развития сети Интернет, поэтому некоторые специалисты трактуют интерактивную технологию как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета [1, с. 121].
Новейшие прогрессивные технологии и средства обучения становятся все более востребованными. Необходимо разрабатывать и применять новые подходы и технологии, направленные на повышение уровня мотивации учебной деятельности школьников. Одним из таких методов, отвечающих заявленным условиям, является интерактивная доска.
Широкое внедрение интерактивных технологий в отечественную систему образования имеет определенные особенности и сложности. Этот процесс происходит в условиях обновления образования и образовательной парадигмы, т.е. перехода от репродуктивной модели к креативной, творческой модели. При определении характеристик новой образовательной модели мы отмечаем ее преемственность, дистанционность, дизайн и технологичность, диалогичность (процесс обучения как совместное творчество и диалог между учителем и учащимся, преподавателем и студентом); ориентацию учебного процесса не только на содержание и логику предмета, но и на особенности восприятия аудиовизуальной информации и последующую профессиональную деятельность.
Также многие педагоги сходятся во мнении, что залогом успеха в решении задачи построения новой образовательной модели является коренное переоснащение всего образовательного процесса на основе новейших информационных, коммуникационных, интерактивных и аудиовизуальных технологий.
Современными видами интерактивных технологий являются:
– технологии проблемного обучения;
– проектные технологии;
– здоровьесберегающие технологии;
– решение изобретательских задач;
– компьютерные технологии;
– технологии интегрированных знаний;
– игровые воспитательные технологи;
– детский дизайн и др.
2 Описание методики использования интерактивной доски на уроках иностранного языка. Рассмотрение этапов работы с интерактивной доской
Интерактивные доски (whiteboards) не только обогащают подготовку к урокам, но и побуждают учителей изучать и интегрировать широкий спектр цифровых материалов в разрабатываемые уроки, способствуя дальнейшему повышению уровня информированности учителей и их навыков в области ИКТ.
Интерактивная доска не только модернизирует различные уровни обучения, но и вовлекает учащихся в совместную коллективную оценку любого объекта, общее видение проблемы и развитие групповых точек зрения. Эта характеристика мультимедийной информации на интерактивной доске выводит процесс восприятия информации на качественно новый уровень и позволяет вовлечь в него целую группу учащихся, что более удобно и подходит для последующего дискуссионного процесса и совместной деятельности [9].
Кроме того, тематические и предметные интернет-ресурсы могут повысить интерес учеников к теме, так как визуальные пособия, видео и анимация могут сделать исследуемую тему более понятной и интересной для каждого ученика. Следует также отметить, что при введении новых понятий, например, при представлении на интерактивной доске с использованием различных типов памяти (слуховой, долгосрочной, ассоциативной), новые понятия более эффективно практикуются путем определения наиболее важных характеристик, что приводит к лучшему пониманию учебного материала.
На уровне освоения новых знаний интерактивная доска позволяет непосредственно наблюдать за темами (процессами, явлениями) путем показа фрагментов учебных фильмов, презентаций, интерактивных карт, энциклопедий, словарей. С помощью "Интерактивной карты Великобритании", например, учащиеся имеют возможность углубленно изучить не только географическое положение конкретной части страны, но и ее климатические особенности, страницы истории. [10].
Содержание учебного материала легче запомнить благодаря вовлечению учеников в образовательный процесс, чему способствует возможность организации записи во время урока несколько иным способом. Вместо того, чтобы тратить время –на конспект того, что ученики слышат, они могут полностью сконцентрироваться на теме урока, так как все комментарии, записанные на интерактивной доске, могут быть распечатаны или распространены в электронном виде после окончания урока. Здесь уже можно говорить о реализации персонализированного подхода в образовании, так как учащемуся предоставляется дидактический материал, который облегчает процесс воспроизведения информации, полученной на уроке [11].
На этапе закрепления новых знаний с помощью интерактивной доски можно организовать систему анкетирования с рациональным подходом к временным рамках. Этому способствуют электронные учебники или программное обеспечение для современных учебников, с которыми работает школа, например, почти все учебники, издаваемые Оксфордским издательством, имеют многосменную версию, так что учащиеся могут работать с интерактивными упражнениями дома, а iTools – программное обеспечение, которое является не только электронной версией учебника, но и богатым ресурсом дополнительных материалов.
3 Описание комплекса заданий по использованию интерактивной доски на уроке английского языка в 5 классе
Интерактивные уроки набирают популярность в образовании благодаря своей уникальности, яркости, очарованию, такие уроки находят отклик в сердцах учителей и учеников, а материал остается в памяти детей на долгое время [27].
В данном разделе мы предоставим комплекс упражнений, направленный на формирование лексического навыка. Упражнения предполагают введение новых лексических единиц, их первичное закрепление и на контроль усвоения вокабуляра. Цель данного комплекса – формирование лексического навыка у и более эффективное усвоение новых слов. Данный комплекс предназначен для учащихся 5 классов. Разработанный комплекс упражнений помогает ознакомить учащихся со структурной и составляющей стороной представленных заданий. Каждое из представленных упражнений имеет коммуникативную направленность и помогает в эмоциональном и познавательном развитии учащихся. Так же предлагаемые упражнения помогают учащимся развивать как монологическую, так и диалогическую речь [28].
Первый комплекс упражнений включает в себя упражнения, которые нацелены на введение лексических единиц по теме «Еда» и их первичное закрепление. На интерактивной доске представлены картинки и слова. Ученику необходимо соединить слова с их изображением. Также детям предлагается прослушать произношение слова и повторить его вслед за диктором, что значительно улучшает запоминание (графическая и звуковая оболочка), а также тренирует верное произношение. Если ученик затрудняется с выполнением задания, он может использовать функцию подсказки «Solve».
Следующее упражнение представляет собой задания, направленные на первичное закрепление новых слов. Им предлагается сгруппировать слова, отделить овощи от фруктов по двум корзинкам.
Упражнения 3 и 4 тренирует орфографию изученных слов. Ученикам необходимо заполнить пропуски в словах и расставить запутанные буквы в нужном порядке. Упражнение 5 предполагает перевод слов, и тренирует орфографию:
Переведите с английского языка на русский:
1) An apple –
2) An orange –
3) A banana –
4) A tomato –
5) A carrot –
6) Bread –
7) Milk –
8) Tea –
9) Cabbage
10)Shrimps ¬¬–
11) A doughnut –
12) An cherry pie –
13)Cereals –
14) Flour –
15) Pancakes with jam –
После того, как учащиеся написали перевод на русский, учитель просит убрать карточки и написать эти же слова под диктовку, только наоборот – перевести слова на английский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время электронные учебно-методические комплексы становятся популярным инструментом визуализации учебного материала, значительно расширяет иллюстративный материал, который подается на уроке в классе, и предоставляет учителям возможность самообучения с целью подготовки к урокам по готовым учебным планам или создания интерактивных уроков. В связи с важностью электронных учебно-методических комплексов в мультимедийной среде образовательного процесса, целью их создания является облегчение изложения материала учащимися, а также обеспечение продуктивности и непрерывности образовательного процесса. В центре каждого образовательного процесса находится ученик, который получает знания своего учителя. И когда ученик подойдет к мотиву «Мне интересно, я хочу знать», этот путь будет более радостным и плодотворным. Единственным решением этой проблемы является использование интерактивной доски в процессе обучения.
Интерактивные технологии привносят уникальность в повседневный режим образовательного процесса. С помощью интерактивной доски обучение становится динамичным и позволяет не только увлечь детей охватываемыми темами, но и дать им хорошее, всестороннее познание мира. Таким образом, творческое и вдумчивое использование интерактивных досок учителями создает прекрасные возможности для развития и обеспечивает современный уровень образовательной деятельности в классе.
Интерактивные доски не только обогащают процесс подготовки к занятиям, но и побуждают учителей самостоятельно изучать и включать в разрабатываемые уроки разнообразные цифровые материалы, что дополнительно стимулирует рост информационной и ИКТ-компетентности учителя.
Интерактивная доска – это большой сенсорный экран, который функционирует как часть системы, включающей в себя компьютер и проектор. С помощью проектора изображение с рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае, доска действует как экран. Вы можете работать с изображением, проецируемым на доску, вносить изменения и устанавливать маркеры. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере и могут быть сохранены и далее отредактированы или перезаписаны на съемные носители. В этом случае доска функционирует как устройство ввода.
Основываясь на исследовании теоретических источников информации, мы составили серию упражнений на иностранном языке с использованием интерактивной доски, которые не только улучшают лексические и грамматические навыки, умение говорить, слушать и читать, но и помогают мотивировать учеников.
1. Коул, М.Д. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? / Социально-исторический подход в психологии обучения [Текст] / под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, – 2004. 179 с.
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. МильрудР.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Мильруд,Р.П. // Иностр. яз. в шк. - 2004. - №3.-С.34-40. - С. 2004
4. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
5. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/angliyskiy-yazyk/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-sredney-shkole.
6. Ессе «плюсы и минусы применения интерактивной доски на уроках ин.языка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/02/01/esse-plyusy-i-minusy-primeneniya.
7. Позанова И. А. Основы построения электронных учебнометодических комплексов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osn-postr-elektr-uch-metod-kompleksov.
8. 11. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Текст] / А. В. Осин. — Москва: ООО «РИТМ», 2015. — 320 с.
9. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. – М., 2001. – 369 с.
10. Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения [Текст]: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. – М. : Радио и связь, – 2004. – 347 с.
11. Одинокая, М.А. Проблемы и трудности применения интерактивных технологий обучения/ М.А. Одинокая // Информационно- телекоммуникационные системы и технологии, 16-17 окт. –М.: Кузбасский государственный университет им. Т.Ф. Горбачева, 2015. – 24 с.
12. Matarese, V. Collaborative research writing: developmental editing with an underlying educational vein / V. Matarese // Supporting research writing: roles and challenges in multilingual settings. – Oxford: Chandos, 2013. – Р. 221–235.
13. Международный журнал экспериментального образования [Электронный ресурс]. — 2016. — № 4 (приложение). — 49 с. — Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=121
14. Одинокая, М.А. Проблемы и трудности применения интерактивных технологий обучения/ М.А. Одинокая // Информационно- телекоммуникационные системы и технологии, 16-17 окт. –М.: Кузбасский государственный университет им. Т.Ф. Горбачева, 2015. – 24 с.
15. Новая школа: Пространство возможностей [Текст]: материалы Центрально-азиатской научно – практической конференции. – Бишкек, 2006. 320 с.Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, – 2006. – 135 с.
16. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С.Белкин. – М: Академия, 2000 – 192 с.
17. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. -2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, – 2013. – 224 с.
18. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. -М.: Просвещение, 2002.-276 с.
19. Лось, Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. - 2011. – №3. – С. 85-3-93.
20. Каримова, Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 94-99.
21. Саржанова, А.Н., Пустовалова В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. - 2011. - №1. - С.6-8.
22. Станьева, Наталья Павловна. Использование Smart доски на уроках английского языка в начальной школе г.Новосибирск. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/
23. Злобина, И. Г. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. Самара 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/
24. Драговская, С.Т. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru//
25. Рощина, Н.Л., Лаврентьева Т.В., Лютов М.Н. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения. /Справочник заместителя директора школы. №11, 2011 – 178 с.
26. Веряев, А.А., Ушаков А.А. Интерактивная доска в современной школе: проблемы выбора и использования. /Школьные технологии. №1, 2011 – 89 с.
27. Красильникова, В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография [Текст] / В. А. Красильникова. — Москва: ИИО РАО, 2002. — 168 с.
28. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе: на примере английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. – С. 43–47.
29. Богатырёва, М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2010. – №10. – С. 114- 124