Введение
1. Психолого-методические основы игрового метода обучения иностранным языкам
1.1 Специфика речевого общения
1.2 Игровой метод, его преимущества и недостатки
1.3 Анализ структуры ролевой игры и этапы ее подготовки
2. Использование ролевой игры в обучении иноязычному общению
2.1 Разработка ролевой игры для обучения иноязычному общению
Заключение
Приложение 1
Введение.
В последние годы, изучение языка было сосредоточено на процессе обучения, а не на форме преподавания языка. Акцент должен делаться не только на языковую компетенцию людей, изучающих его, но и на развитие их коммуникативных способностей. В целях развития коммуникативной способности учащихся, учитель должен создать сценарий, чтобы научить языку в живой, активной и интересной форме. Многие преподаватели английского языка изучают и применяют инновационные методы в классе. Они внедряют в урок диалоги, открытые сценарии и ролевые игры. Расширенная деятельность в форме ролевой игры, моделирования и решения проблем являются жизненно важными в развитии коммуникативных способностей учащихся. Эти мероприятия требуют от них выйти за рамки плана урока. Они требуют от учащихся четкого понимания текста и умения применять свои знания за пределами класса. Ролевые игры явно способствуют эффективным межличностным отношениям и социальным сделкам между участниками. Для того чтобы взаимодействие произошло, участники должны принять на себя обязанности за свою роль и функции и сделать все возможное в ситуации, в которой они находятся. Чтобы выполнять свои обязанности, учащиеся должны взаимодействовать с другими, используя эффективные социальные навыки. Учащиеся также ценят возможность быть активными участниками. Исследования показали, что они имеют больше шансов запомнить те вещи, которым они научились в ходе активного действия, и что они имеют больше возможностей применить их в своей жизни, особенно когда возникает конфликт или спор.
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами:
1)поддержание интереса у учеников средних классов отнюдь не легкая задача. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые сделают процесс обучения более легким, а детей более восприимчивыми. В этом педагогам помогают игровые технологии, в частности ролевые игры;
2)одной из главных проблем является обучение устной речи. В изучении языка мало иметь только лишь теоретические навыки, необходимо закреплять их на практике, уметь использовать в реальной жизни. Ролевая игра помогает ученикам представить ситуации, приближенные к реальным, и сформировать навыки говорения;
3)общеизвестным является тот факт, что многие ученики страдают от языкового барьера. Это серьезная проблема, которую можно устранить путем погружения в культуру страны, изучаемого языка, используя игровые технологии. В ходе ролевой игры ученики чувствуют непринужденность ситуации, забывают про страх сделать ошибку и начинают делать шаги навстречу учителю.
1. Психолого-методические основы игрового метода обучения иностранным языкам.
1.1 Специфика речевого общения.
Современная педагогическая наука рассматривает общение как педагогическую категорию, отражающую субъектно-объектные отношения, которые оказывают самое существенное влияние на весь процесс формирования, воспитания и развития школьника.
Общение – это взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы как минимум два человека, каждый из которых выступает как активный субъект общения.
Овладение познавательной функцией иностранного языка методически обеспечивается так же, как и овладение им как средством общения. Поэтому в методике оправдано рассматривать иностранный язык только как средство общения.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета [1].
Коммуникативность, таким образом, является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения.
Общение реализуется через виды речи. Как и в речи, в общении различаются две составляющие: содержание мысли и средства её оформления языковыми средствами. Речь, как явление социальное и являющее собой замену реальных объективных предметов (a pen – не сама ручка как таковая, как вещь) в их обобщении, выводит воображение ученика на новую ступень – социальную ступень при обучении иностранному языку – умение мысленно представить учебную ситуацию не только для себя, но и для партнера (предположительно, вариативно, ожидаемо), причем вообразить не отвлеченно, а исходя из данной учебной ситуации, на данном языковом информативном материале.
В качестве основы обучения речевой деятельности на иностранном языке принимаются не отдельные слова и правила их соединения в предложения (аспектная организация), а готовые речевые образования, в которых лексика определенным образом взаимодействует с грамматикой и фонетикой в соответствии с нормами изучаемого языка (комплексная организация) [2].
Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе: а) языковых знаний и навыков; б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.
2. Использование ролевой игры в обучении иноязычному общению.
В настоящее время все более широкое распространение получает коммуникативный подход к изучению иностранного языка. Коммуникативный подход направлен на говорение, в то время как ролевая игра является важнейшей составляющей именно коммуникативного подхода к изучению иностранного языка.
Психологи А.С. Выготский и А.Н. Леонтьев отмечают три вида деятельности человека – труд, игра и обучение. Данные виды взаимосвязаны. При детальном изучении игры как обучения можно отметить, что именно игра в детском возрасте является важнейшим звеном в развитии и освоении новых навыков. Психолог К. Гросс отметил, что игра – это начальная школа поведения. Смысл игры именно в том, чтобы стать для учеников школой жизни.
Дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В. Петрусинский, Л.С. Выготский, Г.А. Кулагин, В.Ф. Смирнов и др. Исследователь игры Б.Д. Эльконин заявил, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражении мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует ее как деятельность, которая возникает на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Известно, что игра развивает стремление к обучению, увеличивает интерес учащихся к теме урока; вносит элемент соревнования, что повышает активность и увеличивает мотивацию обучающихся. Игра и общество существуют равное количество времени. Жизнь каждого индивида сопровождается игрой. В наши дни игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, управлении, науке и, без сомнения, в сфере образования.
Заключение.
В ходе данной работы было проведено исследование эффективности применения ролевой игры в учебной деятельности учащихся средних классов.
Можно сделать вывод о том, что ролевая игра повышает мотивацию учащихся, добавляя интерес к ходу урока, дает возможность использовать язык в различных аспектах, что положительно сказывается на его применении в будущем.
Ролевые игры представляют собой средства обучения, которые могут быть использованы, чтобы помочь учащимся понять более тонкие аспекты литературы, социальных исследований, и даже некоторые аспекты науки или математики. Кроме того, такая деятельность может помочь им стать более заинтересованными и активными, и не только узнавать материал, но и интегрировать знания в действии путем решения проблем, изучения альтернативных вариантов и поиска новых и творческих решений.
Ролевые игры это лучший способ развить навыки инициативы, коммуникации, решения проблем, самосознания и работы в команде. В ходе исследования нами было выявлено понятие ролевой игры и ее классификации, а также функции и причины, по которым необходимо внедрять данный вид работы в обучение иностранному языку.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.З. Азимов. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
3. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
4. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - Спб.: 1995. – 416 с.
5. Методика / Под ред. А.А. Леонтьва. (Заочный курс повышения квалификации филологов-руссистов). - М.: Рус. яз., 1988. - 180 с.
6. Бородина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Боролина. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с.
7. Кашина, Е.Г. Общение и деятельность общения в профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка / Е.Г. Кашина // Прагматика форм речевого общения. Межвузовский сборник научных статей. - Самара: Издат-во Самарского университета, 2001-С. 193-201.
8. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество. Избранные труды / Н.И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева; – М.: Знание, 1987. – 204 с.
10. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. / Ю.К. Бабанский; – М:Педагогика, 2007. – 96с.
11. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей. / B.Л. Бим; – М.: Иностр.яз.в школе. 1989, – с. 19-26.
12. Бочарникова А.Ю. Роль сотрудничества преподавателя и обучающегося на уроке иностранного языка. Наука, Образование, Общество: современные вызовы и перспективы. / А.Ю. Бочарникова; – М.: АР-Консалт, 2013, – с.75.
13. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. / И.Н. Верещагина. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2008, – 232 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. / Л.С. Выготский. – М.: Детская психология, 1984. – 415с.
15. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. / Н.Д. Гальскова – М.:Академия, 2009, – 336с.
16. Голандам А.К., Косарева Т.Б. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. / А.К. Голандам – М.:Социосфера,2011–278 с.
17. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 47.
18. Дейкова, Л.А. Культура как аспект иноязычного лингвистического образования / Л.А. Дейкова // Проблемы системного развития цивилизованного интегрированного общества. Под редакцией Н.Д. Никандрова, Н.И. Калакова. – Ульяновск, 2011, – С. 62 – 101.
19. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. / И.Л. Зимняя – М.: Логос, 1999, – 383 с
20. Климентенко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / А.Д. Климентенко. – М.: Педагогика, 1981, – 223 с.
21. Колкова М.К, Рыбакова Н.В. Английский через ситуации: Методическое пособие для учителей и родителей. / М.К. Колкова. – СПб.:Специальная Литература, 2000, – 144 с
22. Котенкова А.В. Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе. / А.В. Котенкова. – М.: МГУ, 2008, – 78 с
23. Леонтьев А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет // РЯЗР. – 2005. – №4.С. 51
24. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностр.яз. в школе. – №5 – 2005,. С 24-29.
25. Эльконин, Д. Б. Э53 Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
26. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14–16.
27. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка / Дж. Стайнберг. – М.: Астрель, 2004. – 129 с.
28. Ливингстон, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Лингвистон. – М., 1988. – 168 с.
29. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка// Р.П. Мильруд/ ИЯШ,2004. – № 7. – С. 30 – 36.
30. Новиков А.М. Методология игровой деятельности// Школьные технологии. – 2009. – №6. – С.77-89.
31. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова.–9-е изд., стереотип.–Минск : Вышэйшая школа, 2004.–522 с. 21
32. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. / А.Н. Шамов. – М.: АСТ Москва: Восток – Запад, 2008, – 253 с.
33. Burns A. C., & Gentry, J. W. Motivating students to engage in experiential learning: a tension-to-learn theory. / A.C. Burns – Cambridge: Cambridge University Press 1998.
34. Coughlan N. Board Game Materials. [Electronic resource] / N. Coughlan. – Мode of access: www.esllounge.com/board-gamesindex.shtml.
35. Fantini A.E. New Ways in Teaching Culture. / A.E. Fantini/ – Virginia: TESOL. – 1997.
36. Scarcella R. & Crookall D. Simulation/gaming and language acquisition. In D. Crookall & R. L. Oxford (Eds.), Simulation, gaming, and language learning / R. Scarsella, – New York: Newbury House, 1990, – pp. 223-230.
37. Ur P.A. Course in Language Teaching. / P.A. Ur. – Cambridge: Cambridge University Press, 1997.
38. Калимуллина Л.И. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633421/.
39. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://padaread.com/?book=45210.