Игровые приёмы как средство интенсификации обучения диалогической речи на английском языке в 10 классе
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игровые приёмы как средство интенсификации обучения диалогической речи на английском языке в 10 классе»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Игровые приёмы как средство интенсификации обучения диалогической речи на английском языке в 10 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Диалогическая речь как форма говорения
1.1 Лингвистическая характеристика диалогической речи
1.2 Психологическая характеристика диалогической речи
Выводы по первой главе
2 Методы обучения диалогической речи
2.1 Игровые приемы обучения диалогической речи на английском языке
2.2 Методическая разработка урока английского языка по обучению диалогической речи с использованием игровых приемов в 10 классе средней школы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное общество диктует свои требования к организации и ведению образовательного процесса. В связи с ускорением темпов развития технологий возросла потребность не столько в знаниях, сколько в способности самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, независимости в познании и самообразовании.
Современная система образования направлена на то, чтобы учителя использовали все имеющиеся возможности и ресурсы для повышения эффективности образовательного процесса. Одним из наиболее эффективных методов формирования иноязычной диалогической речи школьников является игровая деятельность.
Актуальность избранной к исследованию темы заключается в необходимости качественному обучению иноязычной диалогической речи с использованием игровых технологий, так как речь по своей сущности диалогична и выступает средством общения между людьми. Актуальным представляется также необходимость модернизировать и оптимизировать процесс обучения иностранному языку (в том числе и диалогической речи), учитывая новые и прогрессивные разработки методистов и педагогов-новаторов.
Объект исследования – процесс обучения учащихся диалогической речи с использованием игровых технологии.
Предмет исследования – обучение с использованием игровой технологии иноязычному говорению учащихся на третьей ступени общего среднего образования.
Цель исследования – выявить особенности использования игровой технологии в обучении диалогической речи на уроках иностранного языка на третьей ступени общего среднего образования.
Методы исследования – критический анализ научной литературы по методике, психологии, педагогике; педагогические наблюдения; анализ передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, проектно-исследовательская деятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме, учебную программу по иностранным языкам и учебно-методические комплексы по английскому языку для третьей ступени общего среднего образования, и определить цели и задачи обучения иноязычной диалогической речи с использованием игровой технологии на третьей ступени изучения иностранного языка.
1 Диалогическая речь как форма говорения
1.1 Лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог – это генетически оригинальная и наиболее развитая форма прямого общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что оно основано на диалогическом единстве: выражении мыслей и их восприятии, реакции на них, отражающихся в структуре диалога.
Устное общение может происходить в диалогической или монологической форме или в их сложном переплетении. Однако стоит отметить, что ведущей формой коммуникации является диалог. Поэтому обучение диалогической речи является одной из важнейших целей обучения иноязычной речи в школе.
Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы преподавания устной речи, а именно создание диалогического высказывания в процессе общения на иностранном языке. В процессе изучения иностранного языка важно уделять пристальное внимание психологическим и лингвистическим особенностям формирования иноязычных диалогических высказываний [1].
Диалогическая речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения. Следовательно, диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного создания речи, в котором речевое поведение каждого из участников в значительной степени определяется речевым поведением собеседника. Вот почему диалогическая речь не может быть спланирована заранее. Процесс формирования устного диалогического текста протекает спонтанно, в основном как реакция на мысль собеседника.
Диалогическое общение с точки зрения инициативности может быть двусторонне инициативным (в парном диалоге) или многосторонне инициативным (в беседе).
Диалогическая речь как форма устного речевого общения представляет собой сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которая характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих [2, с. 193].
Самая крупная структурная единица диалогической речи – тематический микродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенныходной ситуацией общения. Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной беседы [3].
Кроме того, в методологии принято выделять свободные и стандартные диалоги (диалоги этикетного характера).
2 Методы обучения диалогической речи
2.1 Игровые приемы обучения диалогической речи на английском языке
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В литературе существует множество определений этого понятия. Приведем лишь некоторые из них.
По мнению Беспалько В.П. педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [13, с. 18].
Кларин М.В. дает такое определение: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [2, с. 96]
Технология игрового метода обучения интересна и эффективна в организации учебной деятельности учащихся. Игровой метод может использоваться на любой ступени обучения и с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в английском языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием.
Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.
Думается, что использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главой цели – творческо-поисковой деятельности.
Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна ИЗ сложных способностей человека.
Заключение
Современная система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Эта точка зрения еще раз демонстрирует глубокую значимость роли учителя в системе образования на современном этапе.
Роль учителя, конечно, велика. Основной задачей является формирование личности учащегося в процессе его собственной деятельности, направленной на поиск, исследование, получение, а также применение новых знаний. Исходя из этого, становится очевидным, что использование только традиционных методов обучения недостаточно для реализации нового общественного устройства общества.
В ходе написания данной исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Диалогическая речь выступает в качестве основного средства общения между людьми. В связи с этим важно и целесообразно уделять особое внимание диалогу в процессе изучения иностранного языка. Диалогическая речь всегда мотивирована, что означает, что мы всегда говорим с какой-либо целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.
2. При обучении старшеклассников диалогической форме речевого общения необходимо учитывать психологические и лингвистические особенности диалогической речи.
3. Лингвистические особенности диалогической речи определяются психологическими факторами, которые также необходимо учитывать в процессе обучения. Отличительными чертами диалогической речи являются ее стихийность, клишированность, эллиптичность.
4. Психологическими особенностями диалогической речи являются ее мотивированность, двусторонний характер, эмоциональность, ситуативная обусловленность. Психологически диалогическая речь также отличается тем, что реплика каждого партнера зависит от речевого поведения другого. Это влечет за собой необходимость быстрого реагирования.
5. Игра является довольно эффективным ре средством для обучения. Она намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в ре деятельность учащихся с разным ре темпом работы и уровнем ре владения материала, гарантирует позитивное эмоциональное ре состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
6. Одним из способов обучения старшеклассников диалогической речи является ролевая игра. В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область реальности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, но они должны отражать конкретные условия жизни, т.е. в игре используются определенные реальные ситуации (или близкие им).
7. Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества. Наиболее широко используемыми вариантами ролевых игр являются интервью и импровизация.
1. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. На материале английского языка. Ред. Целковнева М.И. – M.: Просвещение, 1965. – 80 с.
2. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989. – С. 96.
3. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В.А. Бухбиндера. – Киев: КГУ, 2001 г. – 568 с.
4. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. – М.: «Просвещение», 1988. – 255 с.
5. Жилинская, А.В., Сенцов А.Э., Трунтягин А.А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 970.
6. Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – 4-е издание, стереотипное. – Минск, «Вышейшая школа», 1998. – 522 с.
7. Барменкова, О.И. Эффективные приёмы обучения английскому языку: пособие для учителя. – Пенза, 1997. – 84 с.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – Москва: Азбуковник, 1999. – С. 483.
9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2007. – 164 с.
10. Сенцов, А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – № 3. – С. 126-130.
11. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
12. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Минск, 2006. – 12 с.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С. 18.
14. Селевко, П.К. Современные побразовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – С. 23-34.
15. Васильева, И.Б., Шафоростова В.М. Создание и проведение ролевых игр на уроках английского языка / Методические рекомендации для преподавателей. Издательский дом ГУ ВШЭ Москва, 2005. – 157 с.
16. Котенкова, А.В. Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе. – М.: МГУ, 2008. – 78 с.
17. Ливингстон, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
18. Петричук, И.И. Еще раз об игре – Иностранные языки в школе, 2008 г. № 2. – 185 с.
19. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2008 г. – 193 с.
20. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. — 231 с.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goo.gl/g0bRQv.
21. Семенова, Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005 . - №1.
22. Лапицкая, Л.М., Демченко Н.В., Калишевич А.И., Юхнель Н.В., Волков А.В., Севрюкова Т.Ю. Английский язык: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: (с электрон. прил.) / Л. М.Лапицкая [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 270 с.
23. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
24. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 265 с.
25. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/index.php/rusnauka.
26. Филатов, В.М., Филатова Г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. – Ростов на/Дону: АНООН, 1999. – 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты