Формирование коммуникативных умений у учащихся 10 класса средствами ролевой игры
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование коммуникативных умений у учащихся 10 класса средствами ролевой игры»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Формирование коммуникативных умений у учащихся 10 класса средствами ролевой игры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Цели и задачи обучения говорению на старшем этапе
2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ШКОЛЫ
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку
2.2 План урока по обучению устному общению с использованием ролевой игры в 10 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современной общеобразовательной школе определенное внимание уделяется совершенствованию проблемы изучения иностранного языка. Общеизвестно, что в национальных документах, регулирующих изучение иностранного языка (английского), выделяются три основные задачи школьной программы: формирование лингвистической, коммуникативной и языковой компетенции.
Такие факторы, как развитие международных и межличностных отношений, мультикультурализм и интернационализация всех сфер жизни общества обусловили востребованность иностранных языков в повседневной практике и профессиональной деятельности. По сути, иностранный язык для современного человека становится показателем его интеллектуального развития человека, является эффективным фактором социально-экономического и общекультурного прогресса, условием саморазвития и повышения социального статуса.
Не является секретом тот факт, что без иностранного языка практически невозможно учиться, преуспевать в жизни и развивать карьеру. С этой точки зрения сегодня происходит активный поиск такой формы организации процесса обучения, которая могла бы отвечать современным требованиям и обеспечивать необходимый уровень для развития учащихся [1, с. 66].
Практическая или коммуникативная задача направлена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. В этой связи в методической литературе рассматриваются возможности поиска наиболее эффективных форм, приемов и методов работы по формированию коммуникативной компетенции. Одним из наиболее продуктивных методов является применение игровых видов деятельности и ролевых игр.
В такой перспективе понимания значимости иностранного языка для общества представляется необходимым рассмотреть теоретические основы коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, психолингвистические особенности говорения как вида речевой деятельности, а также технологию применения ролевых игр на уроке для обучения говорению в старших классах общеобразовательных школ.
В психологии и педагогике основы коммуникативного подхода к обучению разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э. Берн, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина и другие. Д. Браун, один из известнейших представителей коммуникативного подхода, дает следующую характеристику такому обучению: «Кроме грамматических элементов коммуникации, нами изучается природа социальных, культурных и прагматических особенностей языка. Активно ведутся исследования педагогических средств построения «настоящей» коммуникации в учебной аудитории» [2, c. 55].
1 КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
Среди различных методов в процессе обучения иностранному языку доминирует коммуникативный метод, что во многом определяет выбор приемов, средств и форм обучения. Он характеризуется своей прочной научно-теоретической основой и объективной целевой перспективой и включает в себя психолингвистическую оценку самого языка как средства общения, определение условий реализации иноязычного общения и целей обучения.
Таким образом, коммуникативный подход к обучению заключается в том, чтобы научить общаться посредством языка, в условиях, приближенным к естественным ситуациям общения.
В настоящее время процесс обучения ИЯ строится в соответствии с пятью основными принципами коммуникативного подхода:
1) речемыслительной активности;
2) функциональности;
3) ситуативности;
4) новизны;
5) индивидуальности [3, с. 408].
Первым принципом является принцип речемыслительной активности. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Речевая направленность учебного процесса окажется возможной лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая главным образом характеризует их деятельность.
Второй принцип — это принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта. Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, его умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Можно без преувеличения сказать, что для коммуникативного метода индивидуализация является главным средством создания мотивации и активности. При обучении иноязычной речевой деятельности индивидуальная реакция возможна лишь в том случае, если стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Поэтому для вызова адекватной реакции необходим учет индивидуальных и прежде всего личностных свойств учащихся: жизненного опыта, контекста деятельности, сферы интересов, склонностей, эмоциональной сферы, мировоззрения, наконец, статуса данной личности в коллективе.
2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ШКОЛЫ
2.1 Игровая деятельность как метод обучения иностранному языку
Для эффективной реализации коммуникативного подхода при обучении говорению одним из наиболее действенных является использование интерактивных методов обучения. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть понятие метода и, в частности, интерактивных методов.
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. По общепринятой классификации методов выделяют следующие: активные, интерактивные, индивидуальные, групповые и фронтальные методы [11, c. 121].
Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от вышеперечисленных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на преобладающую активность учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными компонентами интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Существенное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Являясь одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов интерактивного метода обучения, ролевая игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Ролевые игры легко вписываются в урок, позволяют охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями, а также приближают речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации.
Ролевая игра на уроке иностранного языка – это форма организации коллективной учебной деятельности, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения [11, с.121].
Преимущество обучающих возможностей данного метода активного обучения состоит в следующем:
1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы опыта, структуры, большой объем лексического материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящей работы были исследованы основы обучения говорению, а также разработан план урока с применением ролевой игры. Была сделана попытка раскрыть современные методы преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе ученикам старших классов, с целью практического применения нового интенсивного метода обучения иностранному языку, с тем, чтобы обеспечить овладение, в условиях ограниченного времени, английским языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпу при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы обучения говорению на старшем этапе, были даны психологическое и методическое определение понятия «говорение», были рассмотрены основные виды говорения, входящие в программу обучения в средней школе, а также определены цели обучения говорению на старшем этапе школы.
Также в ходе работы была определена методическая значимость коммуникативного подхода при обучении иностранному языку в целом и говорению в частности. Главное отличие коммуникативного метода обучения от традиционных заключается в том, что коммуникативный метод перемещает внимание с правил грамматики и теории перевода, на более широкую, коммуникативную функцию языка.
В результате изучения и анализа научной литературы по проблеме обучения говорению с использованием ролевых игр был разработан план урока в 10 классе, который убедительно демонстрирует эффективность применения такого вида игровой деятельности, как ролевая игра.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее теоретический и практический материал может быть включен в методические пособия по обучению говорению на старшем этапе общеобразовательных школ, а также может быть использован учителями на уроках английского языка для обучения монологической и диалогической речи.
Применение на практике интерактивного метода ролевых игр имеет положительное влияние на эффективность и результативность обучения иностранному языку в условиях классно-урочной системы, если учебные занятия проводятся в компьютерном классе с использованием мультимедийной установки и интерактивной доски; а также при заинтересованности со стороны администрации в создании профильных классов (групп) по предметам, в том числе и по английскому языку и помощи со стороны высококвалифицированных творческих педагогов английского языка.
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И, Гез. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 336 с.
2. Браун, Д. Принципы обучения и изучения английского языка / Д. Браун. – Upper Saddle River: Pearson Education, US, 2015. – 668 с.
3. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
4. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
5. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
6. Вайсбурд, М. Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению / М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 2. – С. 18.
7. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М: РАО/МПСИ, 2001. – 214 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М.: РАО/МПСИ, 2001. – 432 с.
9. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 3.
10. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для Х класcа учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – 2020 г.
11. Адилова, Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н. Ф. Адилова // Молодой ученый. – 2011. - №12, Т.2. – С. 121-124.
12. Березина, Н. А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н. А. Березина // Молодой ученый. – 2014. – № 5.2 (62.4). – С. 4.
13. Пономаренко, Т. Н. Использование ролевых игр в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся на второй ступени общего среднего образования / Т. Н. Пономаренко // Замежныя мовы у Рэсп. Беларусь. – 2019. – №1. – С. 51-55.
14. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. – Минск: Тетрасистемс, 2011. – 304 с.
15. Юхнель, Н. В. Английский язык: учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 325 с.
16. Музыченко, О. В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе/ О.В. Музыченко // Молодой ученый. – 2014. – №7.4 (66). – С. 53.
17. Пономаренко, Т. Н. Использование ролевых игр в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся на второй ступени общего среднего образования / Т. Н. Пономаренко // Замежныя мовы у Рэсп. Беларусь. – 2019. – №1. – С. 51-55.
18. Шабан, С. Л. Урок английского языка в IX классе / С. Л. Шабан // Замежныя мовы у Рэсп. Беларусь. – 2018. – № 4. – С. 40-43.
19. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
20. Болдырев, Н. Н. Лингвистические основы Коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н. Н. Болдырев // Иностранные языки в школе. – 1998. – №3. – С.12-15.
21. Абдуллина, М. С. Игровые методы на уроках английского языка / М.С. Абдуллина // Первое сентября. – 2010. – № 9. – С.8-9.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты