Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2020
45.00 BYN
Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Роль мотивации в организации речевого взаимодействия школьников на уроке иностранного языка
1.1 Типы и виды мотивации, способы их активизации
1.2 Педагогика сотрудничества как прием организации речевого взаимодействия школьников на уроке иностранного языка
2 Интерактивные приемы как средство обучения речевому взаимодействию на уроке иностранного языка
2.1 Основные виды интерактивных приемов обучения иностранному языку
2.2 Комплекс интерактивных заданий для обучения иноязычному речевому взаимодействию
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное обучение иностранному языку направлено на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, объединяющей в себе как языковую, так и социокультурную компетенции. Планируемым результатом при этом становится способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Полноценное развитие навыков общения является необходимой составляющей процесса изучения иностранных языков.
Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить отношение учащихся к уроку иностранного языка может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока, верном выборе методических приемов и методов.
Стремительно развивающиеся в последние десять лет интеграционные процессы, углубленное международное сотрудничество привели к развитию иноязычного образования. В таких условиях иностранный язык становится эффективным инструментом, который формирует интеллектуальный потенциал общества и проявляет себя на современном историческом этапе, как один из главных источников развития современного государства.
Поэтому преобладающими задачами преподавателя становятся стимулирование мотивации изучения языка, повышение информационной ёмкости содержания образования, активизация темпов учебных действий, применение современных методов обучения, использование компьютерных технологий и других новейших средств обучения.
Изменения в системе образования происходят из-за движения в сторону новой личностно-развивающей модели образования. Также этому способствует необходимость использования интеллектуального потенциала человека для творческой деятельности во всех аспектах жизни.
Среди самых трудных задач школы существует проблема совершенствования обучающей, а также воспитательной деятельности на уроках английского языка. В наши дни преподаватели стараются изменить способы воздействия на умы и волю учащихся, пробуют новые пути введения их в разнообразный и богатый культурный мир, традиции стран изучаемых языков. Пересматривают способы и варианты формирования всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма и аудирования. Наряду с традиционным обучением активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение интерактивных методов в процесс обучения.
В последнее время в методике преподавания английского языка имеется тенденция перехода к интерактивному подходу. Данный подход был предложен западными методистами. Внедрение интерактивных методов обучения полностью соответствует требованиям уровневого образования, и это является важным определяющим аспектом в мировом образовательном пространстве.
1 Роль мотивации в организации речевого взаимодействия школьников на уроке иностранного языка
1.1 Типы и виды мотивации, способы их активизации
Конечно, формирование мотивации можно назвать одной из главных и центральных проблем современной школы. Иногда дети просто не хотят учиться, и здесь возникает глобальная проблема: снижение уровня среднего образования в целом.
Не может быть точного и единого определения слова мотивация, поскольку этот процесс является многослойным и относительным. Мотивация – это субъективное определение поведения человека в море, опосредованным процессом его отражения. Благодаря своей мотивации человек вписывается в контекст реальности [1, с. 56]. В работах В.Г. Асеева понятие «мотивация» включает в себя все виды мотивов, а именно: «Мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, инстинкты, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и пр.» [2, с. 79]. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мотивация понимается как «мотивы, которые вызывают активность организма и определяют его направленность». Известный советский психолог П.М. Якобсон считает, что мотивация состоит из ряда мотивационных тенденций [3, с. 44]:
• политические, моральные идеалы;
• интерес к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений);
• желание организовать жизнь и повседневную жизнь, привлечение к работе, творческую деятельность, семейную жизнь и пр.;
• потребность в чем-либо (в книгах, деньгах, определенных предметах, в эстетических впечатлениях и пр.);
• сильные чувства (уважение, любовь, страх, гнев, ярость, жалость и пр.);
• моральные убеждения в необходимости адекватного реагирования в знакомых ситуациях;
• способ реагирования на нецензурные слова и поступки, отношение к работе, другим людям, вещам и пр.;
• имитация (мода на одежду, определенные манеры, поведение, вкусы и пр.).
Поэтому термин «мотивация» понимается в нашей стране как система факторов, которые направляют и ориентируют человека к достижению цели.
Когда мы говорим о мотивации учебной деятельности, этот термин следует понимать как направленную деятельность учителей, которая побуждает учащихся приобретать новые знания. Как правило, образовательная деятельность ребенка стимулирует не один, а целый ряд мотивов (термин «мотив» в данном случае включает в себя такие понятия, как потребность, мотивация, привлекательность, склонность, желание и пр.), которые взаимосвязаны и непосредственно связаны.
2 Интерактивные приемы как средство обучения речевому взаимодействию на уроке иностранного языка
2.1 Основные виды интерактивных приемов обучения иностранному языку
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [19, c. 14].
Любое обучение ставит дидактическую задачу, которая может быть эффективно решена с помощью интерактивного обучения, реализуемого квалифицированным педагогом-профессионалом.
Интерактивное обучение определяется как обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника [20, c. 161].
По мнению А.П. Панфиловой, интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, поэтому оно должно проходить в разных формах [21, с. 97].
Интерактивные формы обучения.
1. Индивидуальная форма – это взаимодействие педагога с одним обучающимся, который самостоятельно принимает решение поставленной перед ним задачи.
2. Парная форма используется для решения заданий в паре, обучающиеся не только учатся, но и осуществляют взаимообучение и взаимоконтроль.
3. Групповая форма используется, когда обучающиеся делятся на подгруппы и осуществляют решение проблемы сообща.
4. Фронтальная форма предполагает, что педагог работает со всеми обучающимися, задание выполняют все участники одновременно, в едином темпе и с общими задачами.
5. Коллективная форма используется тогда, когда обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, но со своими лидерами и особыми формами взаимодействия.
Заключение
Согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.
Изучив общую характеристику обучения в сотрудничестве, можно сделать вывод о том, что он представляет собой модель использования малых групп школьников. Эта методика является очень эффективной, что обусловлено несколькими фактами. Во-первых, учащиеся чувствуют ответственность за общий успех, что повышает эффективность их работы. Во-вторых, у них есть возможность спросить совет у друга. Обсудить тот или иной вопрос, когда возникает необходимость. В-третьих, необходимые навыки и умения формируются более эффективно, что объясняется тем, что учащиеся решают поставленную перед ними проблему самостоятельно. По этой причине метод обучения в сотрудничестве на сегодняшний день в мировой педагогике не превалирует, однако оценивается учителями как весьма эффективный. Выбор того или иного вида обучения в сотрудничестве зависит от целей и задач, которые необходимо решить в ходе учебной деятельности. При соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве, а также с опорой на возрастные особенности учащихся, учебный процесс может оказаться весьма эффективным и результативным, поэтому внедрение методики в курс изучения иностранного языка в средней школе вполне оправдано.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Классификация интерактивных видов обучения.
1. Метод создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации. Метод организуется педагогом для оперативного включения в работу каждого обучающегося, что способствует самоактуализации каждого из учащихся.
1. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. – Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М.: Прогресс, 2006. – 267 с.
3. Гальскова. Н. Л. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2009 – № 7. – С. 6 – 11.
4. Радевская, Н. С. Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых на основе применения цифровых образовательных ресурсов / Н. С. Радевская. – Санкт-Петербург: Стикс, 2008. – 111 с.
5. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
6. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 2010. – С. 50.
7. Гальскова. Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб, пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высших лед, учеб, заведений / Н. Д. Гальскова. Н. И. Гез. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004. – 336 с.
8. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии / Н. Ф. Коряковцева. – М.: Academia, 2010. – 192 с.
9. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения иноязычной диалогической речи на иностранном языке / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 201 с.
10. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для пед. вузов по спец. / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Academia, 2007. – 176 с.
11. Коджаспирова, Г. М. Практикум и методические материалы / Г. М. Коджаспирова. – М.: Издательство «Владос», 2003. – 416 с.
12. Аниськович, Н. Р. Использование социальных технологий в обучении учащихся иностранному языку: учебно-методическое пособие: [для студентов] / Н. Р. Аниськович. – Минск: МГЛУ. – 2010. – 80 с.
13. Пассов, Е. И. Коммуникативность обучения – в практику школы: из опыта работы / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.
14. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М.: Academia, 2005. – 270 с.
15. Полат. Е. С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1. – С. 4 – 11.
16. Гарбуз, О. В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку / О. В. Гарбуз, И. В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
17. Сафонова, В. В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе В. В. Сафонова. – М.: Еврошкола. 2001. – 271 с.
18. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Грибальчик, Д. И. Губаревич. – Минск: Современное слово, 2003. – 182 с.
19. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество: учебное пособие / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М.: Педагогика, – 2001. – 382 с.
20. Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М., 2004. – 258 с.
21. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А. П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
22. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова, П. К. Бабинская, Н. В. Демченко // Замежныя мовы Рэспубiцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 3 – 12.
23. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С. С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, – 2013. – 224 с.
24. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: АРКТИ – ГЛОССА. – 2000. – 192 с.
25. Гез, Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н. И. Гез. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2004. – 256 с.
26. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск: ЧУИП «Беларусский верасень». 2005. – 196с.
27. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VIII – IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-8-9kl-rus.pdf.pdf.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты