ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
1.2 Понятие и особенности культурно-гигиенических навыков
1.3 Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цели и методика исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Период детства – это период, благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Ребенок пытается научиться действовать с объектами, для которых они необходимы. В младшем дошкольном возрасте ребенок проходит оперативно-техническую фазу, при этом осваиваются большинство культурных и гигиенических навыков. В ходе гигиенических процедур ребенок реализуется, формирует идею своего собственного тела, начинает контролировать свою внешность: обращает внимание на грязные руки, чистоту одежды и т.д. Обучение культурно-гигиеническим навыкам связано с использованием соответствующих элементов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т. д. Проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей изучали такие ученые, как Л.И. Каплан, С.В. Петерина, В.И. Теленчи.
Важным условием нормального роста и развития ребенка является не только соблюдение дневного режима, регулярное питание и создание оптимальных условий окружающей среды, но также наличие культурно-гигиенических навыков и способностей, привитых с детства. Однако на практике мы видим совершенно другую картину. В сегодняшнем мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому, приводя ребенка в сад, его родители раздевают его, переодевают и помогают вымыть руки. Родителям легче делать все для самих детей, чем ждать, пока ребенок это сделает. Вечером, когда детей забирают из засады, ситуация не меняется, так как родители устали и мчатся домой, и снова они одевают самих детей, не давая детям никакой независимости. Возможно, что дома родители также делают то, что ребенок может делать сам. Результатом этого родительского поведения является снижение интереса ребенка к овладению культурно-гигиеническими навыками и стремление делать все самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В этой связи проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребенок проводит большую часть времени.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство представляет собой важнейший период в психическом и личностном развитии ребенка. Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
В психологии принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связывается не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода к статусу школьника.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Дошкольник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим новые для ребенка требования.
У детей дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. В этот период значительно увеличивается познавательная активность, так как развивается восприятие, наглядное мышление, появляются предпосылки логического мышления.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. К 6 годам возрастает устойчивость внимания, ребенок лучше осознает предмет, выделяет в нем больше интересных для себя сторон. Состояние повышенного внимания, как указывает У.Н. Масленникова, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются [13, с. 124].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цели и методика исследования уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В ходе практической части исследования был проведен педагогический эксперимент.
База исследования:... Всего в эксперименте участвовало 15 детей младшего дошкольного возраста.
На диагностическом этапе исследования было изучено исходное состояние формирования навыков личной гигиены у дошкольников. В ходе формирующего этапа исследования с дошкольниками экспериментальной группы проводилась целенаправленная работа, направленная на формирование у дошкольников навыков личной гигиены.
Были определены следующие задачи экспериментальной части исследования:
1. Изучить сформированность культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста.
2. Разработать игры и занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей дошкольного возраста.
Исследовались следующие навыки: навыки культуры еды и поведения за столом; навыки самообслуживания (одевание и раздевание); навыки мытья рук, умывание.
Сначала мы выявляли уровень сформированности культурно – гигиенических навыков, ориентируясь на следующие критерии и показатели.
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
1. Закатать рукава;
2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Мыть руки;
5. Смыть мыло;
6. Умыть лицо.
7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей дошкольного возраста наблюдается активное развитие всех психических процессов. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Важным фактором психического развития и развития личности дошкольника является его общение со сверстниками.
Формирование культурных и гигиенических навыков детей играет решающую роль в защите их здоровья, содействии правильному поведению в повседневной жизни, в общественных местах. Во многих отношениях не только здоровье, но и здоровье других детей и взрослых зависит от знаний и выполнения необходимых гигиенических правил и норм поведения детей. Постепенно, в процессе формирования культурных и гигиенических навыков, ребенок начинает понимать, что выполнение этих правил обусловлено нормами человеческих взаимоотношений и соблюдением их уважения к другим, и невыполнение правил может причинить вред как себе, так и окружающим.
1. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом : методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков / В. Г. Алямовская,. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
2. Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения / Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11. – 221с.
3. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова и др. – М.:Просвещение,1991.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. – М.: Просвещение, 1987. – 95с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, К.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991 – 160с.
7. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика Синтез, 2007. – 240 с.
8. Гигиена: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Е. Н. Коршевер, В. Н. Шилов. – М.: Издательство во ВЛАДОС–ПРЕСС, 2005. – 216 с.
9. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова. – М. : Владос, 2010. – 130 с.
10. Кобелева, Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Г. Р. Кобелева. – Самара. 2004. – 23 с.
11. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект / Е. Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 112с.
12. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет. - М.: РИНО, 1998. – 180с.
13. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / Мухина, В.С. – М.: Академия, 2006.
15. Названова, Л. Чтобы зубки блестели / Л. Названова // Дошкольное образование. – 2004 – №14 – С.13 – 17.
16. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
17. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2010. – 452 с.
18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
19. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 13–17.
20. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Г. А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2005. – 346с.