Введение
Глава 1 Теоретические особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Сущностные характеристики дидактической игры
1.2 Условия использования дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Методические особенности использования дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ использования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста для развития внимания
2.2 Методическая программа использования дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе особое внимание уделяется личностному развитию детей. Дошкольное детство является самым важным периодом становления личности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, начинает формироваться определенное отношение к людям и трудовой деятельности, вырабатываются навыки правильного поведения. Вопрос полноценного развития умственного развития детей дошкольного возраста по–прежнему остается актуальным.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой развиваются психические свойства, происходит умственное, физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание.
Анализ психолого–педагогической и методической литературы по теории игры позволяет выделить широкий спектр ее функций, влияющих на развитие и самореализацию ребенка:
- познавательная функция позволяет расширить кругозор воспитанников, доступно их возрасту познакомить с основными закономерностями продуктивной детской деятельности, сформировать познавательный интерес;
- функция развития свойств и качеств интеллекта способствует развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение;
- коммуникативная функция развивает и расширяет речевые навыки воспитанников, обогащает их речь специфическими искусствоведческими терминами;
- функция физического развития способствует не только укреплению и сохранению физического и психического здоровья дошкольников, но и развитию их общей и мелкой моторики, а в частности мускулатуры кистей рук детей;
Глава 1 Теоретические особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Сущностные характеристики дидактической игры
Традиция широкого использования дидактических игр с целью воспитания и обучения детей получила свое развитие в работах отечественных психологов. Тем, кто разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно–образовательной работы с детьми в детском саду, был Ф. Фребель [2, с. 137].
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это – и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Основная особенность дидактических игр определяется ее названием – это обучающие игры. А.Н. Леонтьев [12, с. 154] отмечал, что дидактические игры относятся к так называемым «рубежным» играм, представляя собой переходную к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально организованные педагогом с целью воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Глава 2 Методические особенности использования дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Анализ использования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста для развития внимания
Цель исследования: выявление уровня внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования:
Общее количество респондентов – 20 детей старшего дошкольного возраста, 5 – 6 лет.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально, с разрешения родителей.
Методики исследования:
- «Проставь значки» Р. С. Немова (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
- «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Перейдем к подробному описанию данных методик.
Методика «Проставь значки» Р. С. Немова. Цель методики – оценка распределения и переключения внимания дошкольника. Обработка результатов производиться с помощью специальной формулы. По полученным итоговым баллам можно судить об уровне развития внимания.
Выводы об уровне развития:
- 10 баллов – очень высокий
- 8 – 9 баллов – высокий.
- 6–7 баллов – средний.
- 4–5 баллов – низкий.
- 0–3 балла – очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова. Цель – диагностика объема внимания детей дошкольного возраста.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Заключение
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это – и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. В процессе дидактической игры развивается умственная деятельность ребенка, происходит последовательное увеличение у ребенка запаса знаний, его упорядочение, уточнение, систематизацию, развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, речь; развитие любознательности и умственных способностей; первичных интеллектуальных умений и навыков.
В современной педагогике существует огромное количество дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Дидактические игры различаются по следующим критериям: вид деятельности, содержание, степень активности, характер использованного материала. По виду деятельности учащихся дидактические игры делятся на следующие виды: игры–путешествия, игры–поручения, игры–предположения, игры–загадки, игры–беседы (игры–диалоги). По содержанию дидактические игры делятся на: игры по ознакомлению с окружающим миром; игры по развитию речи; игры по формированию математических представлений, музыкальные игры и др. По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры–занятия и автодидактические игры. По характеру использованного материала: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно–печатные игры; словесные игры.
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника. – М. – 1972. – С. 145–149.
2. Анищенко О. А. Развиваем в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л. А. Вяткина. – Минск: Асар, 2000. – 112 с.
3. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Смысл, 1966. – С. 190–196.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Академия, 1991. – 459 с.
5. Венгер Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. – М., Просвещение, 1975. – 532 с.
6. Ветлугина Н. А., Кенеман, А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М.: Академия, 1983. – 527 с.
7. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И. Ю. Глебова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 33–35.
8. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 514 с.
10. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М.: Просвещения, 1981. – 80 с.
11. Жуйкова Т. П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952–954.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2007. – 416 с.
13. Костина Э. П. Музыкально–дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4–7 лет / Э. П. Костина. – М.: Академия, 1983. – 529 с.
14. Мацаева В. А. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры / В.А. Мацаева. – М.: МБДОУ, 2011. – 38 с.
15. Меланич Е. С. Роль музыкально–дидактических игр в жизни дошкольника / Е. С. Мелонич // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 522–524.
16. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
17. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1965. – 404 с.
18. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцева. – Минск: Нар. асвета, 1976. – 422 с.
19. Шмаков С. А. Природа и структура игры / С. А. Шмаков // Проблемы воспитания. – 2006. – № 1. – С. 30.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 234 с.