Введение
1 Теоретические основы использования аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка
1.1 Особенности использования аудиовизуальных средства на уроке иностранного языка
Вывод 1.1
1.2 Критерии отбора аудиовизуальных средств для уроков иностранного языка
Выводы 1.2
2 Методические основы обучения учащихся старших классов восприятию и пониманию иноязычной устной речи
2.1 Анализ методов и приемов использования аудиовизуальных средств на старшем этапе средней школы
Вывод 2.1
2.2 Разработка комплекса упражнений для учащихся 10 класса с использованием аудиовизуальных средств
Выводы 2.2
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях модернизации и информатизации общества, а следовательно, и образования в последние годы все более и более актуальной становится проблема формирования коммуникативной компетенции.
Говоря, что человек «коммуникативно компетентен», мы имеем в виду, что он овладел всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи и навыками использования языка в разных сферах общения. Другими словами, формирование коммуникативной компетенции – это обучение общению.
Мы живем в мире новейших технологий. Телевидение, интернет, смартфоны и другие новейшие устройства требуют от нас умений вести коммуникацию на иностранном языке как письменно, так и устно. Именно поэтому мы можем утверждать, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя как языковой, так и социокультурный аспект. Современные технологии, среди которых особое место занимают аудиовизуальные средства обучения играют важную роль в решении этих задач. Вышеизложенные факты обуславливают актуальность нашего исследования.
Проблемы обучения иностранным языкам, а в частности проблемы отбора эффективных средств обучения в разные периоды развития методики рассматривали многие педагоги-исследователи, в частности Л.В. Банкевич, Б.В. Беляев, М.А. Бурлаков, В.А. Бухбиндер, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, С.В. Калинина, Ю.И. Коваленко, В.С. Коростелев, М.С. Латушкина, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Ф. Шатилов, Н.С. Шебеко, Л.З. Якушина и др.
Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Специфика видеоматериалов, как средства обучения английскому языку обеспечивает общение с реальными предметами, стимулирующими почти подлинную коммуникацию.
Объект исследования – аудиовизуальные средства обучения.
Предмет исследования – методика использования аудиовизуальных средств обучения английскому языку на старшем этапе средней школы.
Таким образом, цель курсовой работы – проанализировать возможности использования аудио и видеоматериалов как дидактического средства обучения английскому языку, а также разработать комплекс упражнений с использованием видеоматериалов для 10 класса средней школы.
1 Теоретические основы использования аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка
1.1 Особенности использования аудиовизуальных средства на уроке иностранного языка
Язык всегда выступал важнейшим средством общения и по сей день используется людьми для взаимодействия между индивидами и группами индивидов. Преподавание иностранному языку сегодня является обучение механизмам правильного использования языковых средств. Учебный предмет «Иностранный язык» выполняет важную роль в формировании поликультурной личности, способной использовать изучаемый язык в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации. Главной целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Главная задача современный педагогов сегодня – обучить коммуникации, что требует определённого уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции.
Другая задача современного иноязычного образования – повысить эффективность обучения языку. При этой ведущую роль занимает формирование положительной учебной мотивации у субъектов обучения. Следовательно, возникает необходимость в повышении у учащихся интереса к изучению языка, самообразованию и саморазвитию. Одним из эффективным способов повышения мотивации учения является использование аудиовизуальных средств. При помощи использования аудиовизуальных средств можно развивать и корректировать речь, произношение, улучшать фонетические навыки. Рациональное применение аудиовизуальных средств помогает сымитировать аутентичную среду языка, погрузить учащихся в атмосферу англоязычного общения. Следует заметить, что использование аудиовизуальных средств уместно на любом этапе обучения, а также применимо к любой возрастной группе [1].
В.В. Копылова отмечает, что активное применение информационных и коммуникативных технологий на уроках английского языка является одним из способов формирования положительной учебной мотивации и познавательной активности. Сегодня, возможности использования информационных технологий невероятно широкие, а компьютер, компьютерные программы, приложения и средства всемирной паутины стали неотъемлемой частью современного образования [2].
Главной задачей преподавателя является, прежде всего, необходимость заинтересовать учащихся, показать, что изучение английского не только может открыть новый мир и горизонты, но и быть необычайно интересным и увлекательным.
Применение аудиовизуальных средств а уроке помогает не только разнообразить деятельность на уроке, но и окунуть учащихся в атмосферу живого современного языка.
2 Методические основы обучения учащихся старших классов восприятию и пониманию иноязычной устной речи
2.1 Анализ методов и приемов использования аудиовизуальных средств на старшем этапе средней школы
Развитие языковых навыков является одной из важнейших задач преподавания английского языка, т.е. основная цель обучения языку при помощи аудиовизуальных средств – развитие устных и письменных навыков, или, другими словами, развитие и формирование коммуникативной компетентности. Не менее важная задача — это «введение» студентов в иностранную культуру и приобщение к ценностям другой нации. Играют важную роль в решении этих задача аудиовизуальные средства обучения. Аутентичные, с одной стороны, материалы погружают учащихся в искусственно созданную языковую среду. С другой стороны, они предлагают визуальное представление о жизни, традициях и реалиях англоязычных стран.
Использование учебных видео и аудиосредств способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики «...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...».
Использование видеоматериалов является хорошим инструментом для развития умственных процессов учащихся, особенно внимания и памяти. Во время просмотра фильмов, мультфильмов и клипов в классе царит атмосфера познавательной активности. В таких условиях внимание даже самых невнимательных учеников усиливается. Учащиеся должны приложить определенные усилия, чтобы понять содержание фильма. В этом случае непроизвольное внимание переключается на произвольное. Интенсивность внимания влияет на процесс запоминания. Учитывая, что во время просмотра видео используются различные информационные каналы (слуховые, зрительные, моторные), можно сказать, что этот факт позволяет ученикам сохранять то, что они видят, в долговременной памяти. Каждый видеоматериал должен быть показан в несколько этапов. Каждый этап, в свою очередь, имеет ряд задач, которые определяют эффективность всего аудиовизуального процесса [24]. Рассмотрим эти этапы подробно:
1. Преддемонстрационный.
Цели этапа: настроить учеников к позитивному отношению к заданию; устранить возможные языковые трудности для успешной работы с видеоклипом. На данном этапе рекомендуется использовать задания для прогнозирования содержания текста (просмотр фрагмента без звука, анализ заголовка) с целью развития навыков прогнозирования и угадывания содержания. Чтобы облегчить возможные языковые трудности, преподаватель может представить текст более простыми словами, которые легче понять ученикам, а также использовать такие техники, как устный и письменный перевод, опираясь на предыдущий опыт и т.д. Интересным способом стимулирования познавательного интереса учеников является подготовительная проектная деятельность или исследовательская работа. Просмотр видео часто является последним шагом в изучении темы или раздела. Учитель может попросить учеников выполнить проект или исследование, которое логически приводит к содержанию видео. Чтение текстов вслух и обсуждение проблем на эту же тему также может стать стимулом для студентов, при условии, что видео содержит элемент новизны и открывает новые перспективы по выбранной теме.
Заключение
В ходе работы было установлено, что навыки аудирования вырабатываются более успешно, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии, что облегчает для учащихся восприятие звучащей речи и даёт возможность судить о сказанном полно, чем при раздельном поступлении сообщений. Поэтому на современном этапе развития методики обучения иностранному языку использование видеоматериалов во время занятий занимает важное место.
Визуально-изобразительная опора важна не только для смыслового понимания, но и для последующей передачи содержания. Она разгружает память, способствует сегментированию речевого потока, улучшает точность и полноту понимания, поскольку "пропускная способность" слухового анализатора во много раз меньше зрительного. Также использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
1. Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров – М.: Академия, 2001. – 256 с.
2. Копылова, В.В Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В.В. Копылова – М.: Дрофа, 2006. – 93 с.
3. Верисокин, Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку / Ю.И. Верисюкин // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 31–35.
4. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Высшая Школа, 1997. – 522 с.
5. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностранного языка / Е.И. Пассов. – Москва: Просвещение, 1991. – 223 с.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языка, лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – Москва: Academa, 2006. – 336 с.
7. Бурлаков, М.А. Обучение активному владению иноязычной лексикой в вузе / М.А. Бурлаков. – Львов: Львовский гос. ун-т, 1988. – 21 с.
8. Соловова, Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е.Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. – 2003. - № 1. – С. 22 – 28.
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – Москва: Высшая школа, 1982. – 373
10. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языка в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва: Просвещение, 1991. – 287 с.
11. Ляховицкий, М.Г. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранным языкам / под ред. М.В. Ляховицкого. – Киев, 1979. – 160 с.
12. Вайсбурд, М.Л., Пустосмехова, Л. Н. Телепередача как опора для организации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе – № 6 – 2002. – С. 6.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А Зимняя. – М.: Просвещение, 1991 – 250 с.
14. Рожкова, Ф. М. Kинофильмы на уроках английского языка / Ф. М. Рожкова. - М.: Просвещение, 1967. - 111 с.
15. Горчев А.Ю. О некоторых важнейших условиях эффективности использования ТСО / А.Ю. Горчев // Иностранные языки в школе, 2004. – №4. – С. 15–17.
16. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев – М.: «Стелла», 1996. – 210 с.
17. Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 113-114. — URL https://moluch.ru/archive/271/62026/.
18. Иванова-Цыганова, В. И. Особенности учебных кинофильмов по иностранным языкам как источников информации и их использование для обучения устной речи в языковом вузе / В. И. Иванова-Цыганова. — М., 1971. – 207 c.
19. Леонтьев, В.А. Общая методика преподавания иностранным языкам / В. А. Леонтьев. - М., 1982. - 44 с.
20. Гореликова, А. П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов / А. П. Гореликова. – Спб.: Каро, 1998. – 167 с.
21. Allan, M. Teaching English with video / M. Allan. – Longman, 1986. – 145 p.
22. Барменкова, О.В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. В. Барменкова // ИЯШ / О. В. Барменкова. – М., 1999. — № 3. – С. 20-25.
23. Еремина, Т.М. Применение аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка старшей школы / Т.М. Еремина / Методика преподавания английского языка //Студенческий электронный журнал «СтРИЖ» –. № 2 (19) – 2018, С. 71–74.
24. Леонтьева, Т. П. Опыт и перспективы применения видео в обучении иностранным языкам / Т.П. Леонтьева // Нетрадиционные методы обучения иностранным языкам в вузе: материалы респ. конференции. – Минск, 1995. – С. 61-74
25. Елухина, Н.В. преподавание иностранного языка в средней школе / Н. В. Елухина. - М., 2001. – 44
26. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке / И. А. Зимняя - М.: Просвещение, 1985. - 160с.
27. Комаров, Ю. А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку с средней школе / Ю. А. Комаров // Методики обучения иностранным языкам в школе: метод. пособие / Ю. А. Комаров; под ред. М. К. Колкова. – Спб.: Каро, 2006. – С. 188 – 203.
28. Утробина, А.А. Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка / А. А. Утробина // Методика преподавания и изучения иностранного языка / А. А. Утробина. - М.: Приор-издат, 2006. – С. 47-51.
29. Willis, D. The potentials and Limitations of Video / D. Willis. — Pergamon Press, 1983. – 172 с.
30. Юхнель, Н. В., Наумова, Е. Г., Родовская, Е. А. Английский язык 10 класс / Н.В. Юхнель. – Образование и воспитание. – 2019. – 288 с.