Введение
1. Теоретические основы коммуникативно-речевой активности
1.1. Понятие коммуникативно-речевой активности
1.2. Принципы коммуникативного общения
2. Приемы и методы повышения коммуникативно-речевой активности на уроке английского языка
2.1. Интерактивные методы как средство повышения коммуникативно-речевой активности на среднем этапе школы
2.2. Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по английскому языку
2.3. Методическая разработка урока английского языка с использованием приемов повышения коммуникативно-речевой активности учащихся на среднем этапе школы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Коммуникативный подход определяет качество образовательного процесса. Коммуникативность ориентирована на речевую деятельность всей системы языкового образования. Практическая речевая направленность в аспекте обучения английскому языку в школе выступает не только как цель, но и как средство для достижения этой цели. Коммуникативный подход реализуется через создание условий благоприятных для приобретения учащимися коммуникативной компетенции.
Компетенция подразумевает формирование не только языковых навыков (фонетических, орфографических, лексических, грамматических), но и их нормативное использование в устной и письменной речи. Изучаемые тексты, речевые задачи сосредоточены на формировании таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение, аудирование, письменная речь, становление социальных и культурных умений, обеспечивающих применение иностранного языка в качестве средства коммуникации, образования и самообразования, инструмента, обеспечивающего успешное сотрудничество и взаимодействие в современном мире [12, с. 5-9].
Проблема повышения коммуникативно-речевой активности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей её решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и тому подобное. Наряду с традиционным обучением, повышению коммуникативно-речевой активности содействует применение интерактивных и компьютерных методов в процессе обучения.
Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; получают возможность для анализа своей деятельности; могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни; могут быть сами собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки. Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.
Целью исследования является изучение приемов повышения коммуникативно-речевой активности на среднем этапе школы.
Цель, в свою очередь, требует решения ряда определенных задач:
-изучение теоретических основ коммуникативно-речевой активности;
- рассмотрение интерактивных методов как средства повышения коммуникативно-речевой активности на среднем этапе школы;
- обоснование использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по английскому языку;
1 Теоретические основы коммуникативно-речевой активности
1.1 Понятие коммуникативно-речевой активности
Самым главным средством, через которое реализуются задачи обучения и воспитания является общение. Исходя из этого, обучение иностранному языку в современной школе должно подразумевать обучение, направленное на овладение не только необходимыми лексическими, грамматическими, фонетическими знаниями, но и на формирование коммуникативно-речевой активности. Под коммуникативно-речевой активностью следует понимать такие свойства личности, которые проявляются в стремлении осуществления разнообразной речевой деятельности на уровне реальных для данной личности коммуникативных возможностей.
Коммуникативно-речевой активности свойственно как проявление волевых усилий, внутренняя готовность учащегося поступать соответствующе конкретной коммуникативной ситуации, так и динамическое интегральное свойство личности, которое под воздействием обучения способно изменить свой характер от воспроизводящего до творческого [10, с. 34].
Характер выполняемой деятельности позволяет говорить о репродуктивной (исполнительской) и творческой активности. Коммуникативно-речевой активности личности может быть присуща ситуативность, эпизодичность, либо она может стать стойким личностным качеством.
Система отношений личности к деятельности обусловливает наличие ситуативной активности (отдельные виды деятельности, определенные условия, ситуации) и интегральной (активность выступает преобладающим качеством личности, проявляющимся, вопреки препятствиям, как направленность личности)» [11, с. 42].
Интегральная активность говорит не о способности учащегося проявлять активность в речи в тех или иных случаях, а о его невозможности поступать, действовать по-другому.
Определение критериев, уровней активности предполагает учет следующих характеристик:
- вид деятельности, соответственно, и вид активности;
- волевые усилия личности в достижении цели, говорящие о потенциальной и реализованной активности;
- характер деятельности субъекта, т.е. проявление инициативы, самостоятельности или воспроизведение, копирование, т.е. активность творческая, реконструктивная или репродуктивная;
- устойчивость, длительность, динамику проявления активности, предполагающих систему отношений личности.
2 Приемы и методы повышения коммуникативно-речевой активности на уроке английского языка
2.1 Интерактивные методы как средство повышения коммуникативно-речевой активности на среднем этапе школы
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований.
Необходимость новых подходов к организации обучения иностранному языку в школе вызвана, прежде всего, социальными причинами. Всё более интенсивными становятся международные контакты, в которых сами школьники принимают непосредственное участие. В этих условиях актуальным становится обучение говорению на иностранном языке, направленное на скорейшее достижение коммуникативной компетентности, готовности к живому, непринуждённому общению с носителями языка в типичных ситуациях социокультурной сферы. Обучение иностранному языку в первую очередь направлено на достижение комплексных коммуникативных целей обучения, ориентированных на получение практического результата.
Эти цели предполагают обучение всем видам речевой деятельности для стимулирования коммуникативно-речевой активности школьников.
Это означает, что учитель должен использовать методически обоснованные и апробированные на практике приемы, позволяющие привить учащимся положительные навыки. Систематизация таких приемов приводит к выработке педагогического метода.
Метод – применяемый систематически способ работы учителя с учащимися, который позволяет учащимся развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а так же использовать их на практике. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения. Традиционно в ней выделяют 3 группы методов: пассивные, активные, интерактивные.
Многообразие методов обусловливает направление педагогической деятельности, осуществляемое на практике педагогическими приемами: позитивная мотивация через оценивание, деловая игра с применением коммуникативных упражнений, ученические презентации, создание проблемных ситуаций и остальные методические разработки. Систематическая повторяемость того или иного приема вырабатывает навыки, постепенно переходящие в умения. А умения в совокупности с навыками при наличии мотивации к коммуникации определяют поведение учеников.
Дословный перевод слова «интерактивный» позволяет понять, что интерактивные методы позволяют формировать умение взаимодействия; а интерактивное обучение строится на взаимодействии учащихся, не исключая учителя.
Заключение
Речь является одним из важнейших механизмов общения, взаимодействия людей, поэтому в овладении иностранным языком ведущую роль так же играет возможность свободно общаться на языке. Для того чтобы бегло общаться на иностранном языке, нужно находиться в постоянном процессе общения на изучаемом языке. А это значит, что каждый урок английского языка в школе должен проходить не просто выполнением стандартных упражнений из учебника и не просто на изучаемом языке. Учащимся необходимо предоставить возможность самим пообщаться на языке, не обязательно по теме урока, они должны научиться искать большую часть информации самостоятельно, научиться свободно выражать свою точку зрении, не боясь ошибиться. Главное в обучении говорению не только лексический запас (что немаловажно, разумеется) и знание грамматики, но и возможность собственно говорить на уроке, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, что способствует дальнейшему интересу учащихся изучать иностранный язык, а следовательно повышается их коммуникативно-речевая активность.
В заключении курсовой работы, можно сделать вывод о том, что интерактивные и информационно-компьютерные методов и приемы на уроках английского языка являются отличным способом стимулирования коммуникативно-речевой активности школьников.
Опираясь на методический и практический опыт исследователей, определена методическая ценность применения интерактивных приемов на уроках иностранного языка, которая заключается в том, что задействованность учащихся в данных формах обучения способствует развитию и формированию у учащихся воображения и сознания; формированию характера человеческих отношений, придающих определенное значение тому или иному действию отдельного человека. На основе всего этого у них формируются навыки культурного поведения, что позволяет эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Интерактивные приемы на уроке английского языка обеспечивают не только повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, но и развивают их творческий потенциал, обучают работе с различными источниками знаний. Данная форма обучения лишает урок традиционности, оживляет мысль. Следует отметить, что нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным приемам, поскольку нетрадиционное может быстро стать традиционным, и в конечном счете привести к снижению коммуникативно-речевой активности учащихся.
1. Альбрехт, К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка / К.Н. Альбрехт / К.Н. Альбрехт // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/45/.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева.– М., 1980.– 417 с.
3. Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока /Г.О. Аствацатуров. – Волгоград, 2009. – С. 9–12.
4. Базарова, А.А. Особенности применения метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе / А.А.Базарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф., Санкт–Петербург, февраль 2012 г. – СПб.: Реноме, 2012. – С. 306–308.
5. Болотов, В.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. – 2012. – № 6.– C. 21-24.
6. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах /Д.Х. Вагапова. – М.: Цитадель, 2001.–460 с.
7. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др.Учебник. – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с.
8. Захарова, Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е.А. Захарова// Молодой ученый. – 2016. –№5. – С. 676-679.
9. Краевский, В. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. —352 с.
10. Крупнов, А.И. К вопросу о понятии «активность» / А.И. Крупнов, А.П. Прядеин// Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. — М., 1977. – 78 с.
11. Лозовая, В.И. Сущность и виды активности личности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи: Тезисы докладов /В.И. Лозовая. – Сумы, 2002.– 69 с.
12. Лушнова, Г.В. Коммуникативная грамматика в обучении английскому языку / Г.В. Лушнова. – Минск, 2012. – 58 с.
13. Николаева, М.Н. Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: материалы Междунар. заочной науч.–практ. Конф / М.Н. Николаева.– Электросталь, 24. 03.2011 // Новый гуманитарный институт. – Электросталь, 2011. – 305 с.
14. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения /Т.С. Панина. – М., 2008. – С.8
15. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов. – М., 1985.– 223 с.
16. Петрова, Н.Н. География: примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств / Н.Н. Петрова. – М., 1999. – С. 7–8.
17. Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В. Петрусинский. – М.: Прометей, 2001. – 219 с.
18. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева: М.: «Академия», 2004. – 416 с.
19. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт [и другие]: учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2008.–312 с.
20. Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе.– 2012. –№ 2. – С. 2–9.
21. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: Дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. –2012.– №1 (17) –С.120-133.
22. Фульга, Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность /Р.Т. Фульга // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. — Воронеж, 1982. – С. 25-28.
23. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман [и другие].– Москва: Владос-пресс, 2007.– 133 c.
24. Kolb, D.A. Experiential Learning Theory: Previous Research and New Directions / D.A. Kolb, R.E. Boyatzis, Ch. Mainemelis [Electronic resource].– Mode of access: http://www.d.umn.edu/kgilbert/educ5165-731/Readings/experiential-learning-theory.pdf.