Введение
1. Особенности использования компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку
1.1. Психолого-методические основы использования компьютера в процессе преподавания английского языка
1.2. Дидактические свойства компьютерных технологий при обучении английскому языку
1.3. Роль учителя на уроке английского языка с использованием компьютера
2. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка
2.1. Методика использования интернет-ресурсов на уроках английского языка (обучение грамматике, чтению, аудированию, письму и создание совместных международных интернет проектов)
2.2. Разработка плана урока по обучению грамматике английского языка в среднем звене с использованием интернет материалов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Обучение иностранному языку в учреждении общего среднего образования реализует в своем содержании основные цели, направленные на развитие культуры общения между учащимися в процессе формирования компонентов коммуникативной компетенции.
Изучаемые тексты, речевые задачи сосредоточены на формировании таких видов речевой деятельности, как чтение, аудирование, письмо, говорение. Становление социальных и культурных умений, обеспечивающих применение иностранного языка в качестве средства коммуникации, образования и самообразования – инструмент, обеспечивающий успешное сотрудничество и взаимодействие в современном мире.
Одним из условий эффективности современного образования выступает применение электронных технологий обучения. Исследования данного вопроса проводились П.В. Сысоевым, М.Н. Евстигнеевым, М. Леви и т.д. На сегодняшний день компьютерные технологии выступают средством коммуникации и самовыражения, но их потенциал как средства создания подлинной языковой коммуникационной среды недостаточно изучен методистами.
Все это определило выбор темы работы и сделало ее актуальной для исследования, которое заключается в том, что компьютерные технологии имеют уникальные функции, возможные для использования в обучении английскому языку, который всегда вызывает трудности у учащихся.
Кроме того, быстро развиваются новейшие технологии, которые внедряются в обучение английскому языку и становятся огромным полем для исследований. Однако, несмотря на интерес ученых к обучению иноязычной речи посредством компьютерных технологий, можно выделить некоторые недостаточно изученные проблемы, требующие отдельного изучения. Среди них недостаточная осведомленность учеников и учителей о возможностях эффективного использования компьютера и сети Интернет с целью развития различных видов умений и недостаточный уровень навыков, чтобы использовать технологии в образовательных целях.
Прежде всего, при ознакомлении с обучением английскому языку проблемы формирования потребности в существующих технологиях обучения остаются нерешенными, а дидактическая эффективность применения методов обучения английскому языку остается на низком уровне.
Целью исследования является методическое обоснование использования интернета на уроках английского языка.
1 Особенности использования компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку
В данной главе будут рассмотрены психолого-методические основы использования компьютера в процессе преподавания английского языка, которые позволят обосновать эффективность его интеграции в процесс обучения английскому языку. Подробный анализ литературы позволит установить психологические особенности учащихся, определяющие необходимые методы работы с компьютером, способствующие повышению мотивации и уровня знаний учащихся.
Определение дидактических свойств компьютерных технологий при обучении английскому языку позволит установить их максимальные возможности и влияние, как на развитие всех видов деятельности учащихся, так и на сам педагогический процесс.
Немаловажным аспектом в применении компьютерных технологий на уроке английского языка является изменение характера отношений учитель-ученик. Роль учителя приобретает иную интерпретацию с появлением новых технологий, открывая возможности для более успешного овладения навыками и умениями иноязычной речи учащимися, что подразумевает необходимость целесообразного отбора материала, подходящих методов обучения.
1.1 Психолого-методические основы использования компьютера в процессе преподавания английского языка
В современном преподавании английского языка устанавливается курс, который соответствуют нынешнему уровню развития технического прогресса. Продуктивность и эффективность использования компьютерных технологий на уроке английского языка уже ни у кого не вызывает сомнений.
Иностранный язык давно продемонстрировал большие потенциальные возможности и свою привлекательность для развития личности учащегося учреждения общего среднего образования. Для формирования стойкой положительной мотивации ученика по отношению к иностранному языку, достижения наиболее оптимального усвоения базовым уровнем знаний и умений необходимо искать наиболее доступные, интересные и перспективные приемы и методы обучения, позволяющие всем учащимся проявить творческий потенциал, активность, повысить самооценку.
Компьютерные технологии представляют собой совокупность конкретных программных и технических средств, которые помогают выполнять различные операции по обработке информации во всех сферах человеческой жизнедеятельности [1, с. 57].
2 Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка
Вторая глава включает изучение существующих методик использования интернет-ресурсов на уроках английского языка при обучении грамматике, чтению, аудированию, письму и при создании совместных международных интернет проектов. Результатом исследовательского анализа методической литературы будет выявление особенностей применения данного метода обучения для каждого из видов деятельности, определение основных форм работы для формирования грамматических навыков, умений письменной речи, восприятия иноязычной речи на слух и непосредственных коммуникативных навыков общения с носителями языка.
Практическая часть данной главы заключается в разработке плана урока по обучению грамматике английского языка в среднем звене с использованием интернет материалов. Как позволяет определить анализ литературы, представленный в первой главе, компьютер изменяет структуру урока английского языка, делая ученика субъектом учебного процесса, позволяя ему проявлять большую активность и творческий потенциал. Разработка плана урока позволит оценить реальные возможности применения интернет-ресурсов в формировании грамматических навыков, покажет, насколько меняются роли учащихся и учителя на уроке, определить наиболее эффективные приемы работы при изучении грамматических тем и явлений.
2.1. Методика использования интернет-ресурсов на уроках английского языка (обучение грамматике, чтению, аудированию, письму и создание совместных международных интернет проектов)
Методическая цель любого урока в системе обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их интеллектуальных способностей.
Применение на уроках компьютерных технологий приводит стойкому результату, главным образом, благодаря включению творческого потенциала учащихся, что обеспечивает формирование ситуации успеха и повышает мотивацию в обучении.
Положительный результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, максимально активизируя познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность учащихся.
Заключение
Использованию компьютерных технологий с целью обучения английскому языку должно быть уделено отдельное внимание, что обусловлено необходимостью соответствовать современным тенденциям преподавания и изменениям в самом лингвистическом строе языка.
В ходе исследования темы курсовой работы, мы пришли к выводу, что сфера применения компьютера в обучении английскому языку необычно широка. Анализ научной и методологической литературы позволил выявить психолого-методические основы и дидактические свойства использования компьютера в процессе преподавания английского языка, что служит основой для рассмотрения особенностей внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.
Компьютерные технологии способны обеспечить процесс обучения оптимальными условиями для успешного освоения образовательного материала, обеспечивая гибкую, посильную нагрузку заданиями всех учеников в классе. Сложно переоценить значение компьютера также как способа реализации контроля деятельности учеников учителем, а также как способа формирования и совершенствования навыков самоконтроля.
Данное исследование показало, что использование интернета на уроке английского языка может объединить все возможности мультимедиа с возможным выбором наиболее эффективных с точки зрения характера и методологии преподавания языка, а также наиболее подходящих с точки зрения технических возможностей конкретного учреждения. Использование компьютера и интернет источников на уроках английского языка будет охватывать широкий круг вопросов, не предусмотренных учебным планом, но которые необходимы с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения личностного развития.
Основываясь на результатах анализа существующих методик по использованию интернет-ресурсов на уроках английского языка при обучении грамматике, чтению, аудированию, письму и создании совместных международных интернет проектов был разработан план урока по обучению грамматике английского языка в 8 классе с использованием интернет материалов. Данный план-конспект позволил выявить некоторые методические особенности обучения английскому языку с использованием интернет материалов.
Было установлено, что применение современных компьютерных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нём.
Интеграция компьютерных технологий и интернет источников в обучение английскому языку, способствует качественному улучшению работы учителя, повышает уровень знаний и умений учащихся.
1. Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка /Л.П.Петрова // Иностранные языки в школе.– 2005. – №5.– С. 57–60.
2. Муковникова, Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных программ. Английский язык / Е.В. Муковникова.– М.: Изд. дом «Первое сентября».– 2008.– №4. – С.4–7.
3. Леонтьев, А. А. Психолого-¬педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков/ А.А. Леонтьев //Alma mater. – 1998. – № 12. – С. 10¬–15.
4. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д.Донцов.– М., 2007.– 158 с.
5. Васильева, О.А. Компьютерные технологии в процессе обучения английскому языку в вузе/ О.А. Васильева// Филология. Социальная коммуникация. – Симферополь: Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, том 21 (60). –2008 г. –№1. –С.182–187.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучен и я иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М: АРКТИ, 2004.– 184 с.
7. Маслыко, Е.А.Настольная книга преподавателя / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. – М.: «Высшая школа», 2004. –522 с.
8. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования/ М.А. Холодная.– Томск: ТГУ; М.: Барс, 1997.–341 с.
9. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников/ М. К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 415 с.
10. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт [и другие]: учеб.-метод. пособие. – М. : Дрофа, 2008. –312 с.
11. Левина, О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление/ О.Г. Левина // Педагогический вестник, 1998. –№2. – С.23–26.
12. Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: Дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. –2012.– №1 (17) –С.120-133.
13. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева.– М.: «Академия», 2004. – 416 с.
14. Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе.– 2012. –№ 2. – С. 2–9.
15. Levy, M. Computer-Assisted Language Learning: Context and conceptualization / M. Levy.– NY: Oxford University Press, 1997. – 299 р.
16. Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий / М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. –2011.– № 9. –С. 2–9.
17. Сысоев, П.В. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий / Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Язык и культура, 2014. –№1 (25) – С.160-167.
18. Warschauer, M., Network-based language teaching: concepts and practice / M. Warschauer, R. Kern – NY: CUP, 2003.– 256 p.
19. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся /Д. Ермаков //Народное образование .– 2009. – №4.– С. 15-17.
20. Белкова, М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка / М.М. Белкова// Английский язык в школе. – 2008.–№3.–С. 2–6.
21. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка /
22. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках английского языка /Е. С. Полат //Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 2¬6.
23. Подопригорова, Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Л.А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – С. 67
24. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
25. Полякова, Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером / Т. Ю. Полякова.– М.: Высшая школа, 1997. – 90 с.