Введение
1 Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.1 Теоретические основы использования педагогических технологий
1.2 Понятие «педагогическая технология» и её структура
1.3 Классификация педагогических технологий
2 Современные педагогические технологии обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка
2.1 Технология сотрудничества
2.2 Интерактивные технологии
2.3 Информационно-коммуникативные технологии
2.4 Кейс-технологии
2.5 Метод проектов
Заключение
Библиография
Введение
В последние годы система образования прошла через ряд существенных изменений и нововведений. Сегодняшняя организация уроков не похожа на ту, которые была десять лет назад. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это было связано с тем, что недостатком традиционной школьной системы образования являлась неподготовленность выпускников школы к применению полученных знаний на практике в повседневной жизни. Наше современное общество нуждается в специалистах, которые способны осуществить решение задач любой сложности и подойти к их решению с творческой стороны.
В настоящее время на смену монотонным урокам с однотипными учебниками пришли уроки с использованием новых педагогических технологий. Внедрение новых педагогических технологий эффективным образом сказывается на процессе образования. Они способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, развитию творческих способностей, а так же обладают большой мотивационной силой.
Всем известно, что английский язык считается одним из наиболее сложных предметов школьного курса. Следовательно, одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Решить эту непростую задачу помогают именно новые педагогические технологии.
В данной работе мы рассмотрим некоторые технологии обучения, отвечающие требованиям современного общества и, вместе с тем, легко применимые в условиях традиционной классно-урочной системы. Таким образом, рассматриваемая нами проблема актуальна, поскольку соответствует требованиям современного общества, современной школы.
Проблема исследования – использование новых педагогических технологий как фактора повышения мотивации при обучении иностранному языку.
Цель курсовой работы – проанализировать различные современные педагогические технологии, применяемые на уроках английского языка.
Объект исследования – новые педагогические технологии.
Предмет исследования – технологии, которые можно применять в школах с традиционной (классно-урочной) системой обучения.
Задачи исследования:
1.изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.
2.дать психолого-педагогическое обоснование проблемы;
3.провести анализ новых педагогических технологий на уроках английского языка.
1 Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.1 Теоретические основы использования педагогических технологий
В современных условиях технологичность становится определяющей характеристикой деятельности человека, которая означает переход на качественно новый уровень эффективности и оптимальности.
Ученые используют термин «технология» для обозначения приемов и способов обработки и производства определенных продуктов и одновременно - науки о таких способах. Следовательно, в настоящее время смысл этого понятия значительно расширился в своём употреблении: информационные технологии, технологии биологических систем, образовательные технологии и т.д.
Сегодня в педагогической и методической литературе довольно часто можно встретить понятие «технология», которое пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и появлением новых компьютерных технологий.
В науке появилось специальное направление – педагогическая технология, которое зародилось в 60-е годы XX в. в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Основная цель педагогической технологии – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения [1, с. 16].
Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике. Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом [1, с. 16].
Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Во введении своего знаменитого труда «Великая дидактика» Я. А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения – «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, им была сформулирована одна из наиболее важных идей технологии – гарантированность результата. По Я. А. Коменскому, для достижения успешных результатов обучения важно[2, с. 160]:
• отыскать цели;
• отыскать средства достижения этих целей;
• отыскать правила пользования этими средствами.
Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании».
2. Современные педагогические технологии обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка
2.1 Технология сотрудничества
Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана американскими педагогами из университета Джона Хопкинса, университета штата Миннесота и университета штата Калифорния. С тех пор идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира [6, с. 32] .
Основная идея данной технологии заключается в том, чтобы создать условия для активной совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Как правило, дети объединяются в небольшие группы (3-4 человека), для выполнения одного общего задания, при этом необходимо оговорить роль каждого ученика. Особенностью данной технологии является то, каждый ученик отвечает не только за результат собственной работы, но и за результат всей группы. Именно подобная организация учебного процесса имеет ряд своих преимуществ. Во-первых, в группе все учащиеся имеют разный уровень владения языка, поэтому большим преимуществом является то, что слабые учащиеся стараются выяснить у более сильных непонятные для них моменты, а сильные учащиеся стремятся помочь им ликвидировать пробелы в знаниях. Во-вторых, практика показывает, что совместное обучение не только интересным, но и эффективным. Причем особенно важно, что эффективность касается не только интеллектуального развития учащихся, но и нравственного. Учащиеся учатся отвечать не только за себя и свои результаты, но и за результаты своих товарищей.
Однако не стоит забывать о том, что при организации групповой работы нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы [6, с. 34]:
• группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
• если нет слаженности в работе – состав группы меняется;
• учитель распределяет "роли" в группе;
• группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
• оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
• иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы
• по итогам работ обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.
Таким образом, использование технологии сотрудничества на уроках английского языка помогает учителю развить в детях самостоятельность, ответственность и умение адаптироваться к сложившейся ситуации.
Заключение
В данной курсовой работе была детально изучена роль педагогических технологий как фактора повышения мотивации при изучении иностранного языка. Благодаря проанализированным источникам можно сделать вывод о значимости использования современных педагогических технологий на уроках английского языка.
Внедрение новых педагогических технологий благоприятным образом сказывается на процессе обучения. Все рассмотренные нами технологии довольно легко вписываются в учебный процесс и отвечают интересам современного общества, а так же обладают большой мотивационной силой.
Технология сотрудничества позволяет школьнику не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена. Соответственно, другие участники группы также заинтересованы в том, чтобы отстающие, слабые ученики улучшили свои собственные результаты.
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка способствует не только ускорению процесса обучения, но и повышению мотивации учащихся. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.
Кейс-технологии способствуют развитию критического мышления учащихся, посредством решения проблемных ситуаций. Так же при помощи кейс-технологий учащиеся раскрывают свой творческий потенциал, что обуславливает повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Использование на уроках игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения и повышает его эффективность.
Метод проектов позволяет научить учащихся самостоятельно решать проблемные задачи и применять полученные результаты на практике.
Таким образом, можно утверждать, что новые педагогические технологии не только оптимизируют процесс обучения иностранным языкам, но так же отличаются своим разнообразием и способствуют повышению интереса к изучению иностранного языка.
1. Бершадский М. Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе?//Школьные технологии. 2002. №1. – 18 с.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 161с.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
4. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии./Педагогика. 1993. №5. – 15с.
5. Воскобойникова Н. П., Галыгина И. В., Галыгина Л. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения.//Химия в школе. 2002. №2. –16 – 21с.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 14 – 49 с.
7. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). – М.: Знание, 1989. – 77 с.
8. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов/Загрекова Л. В., Николина В. В. – М.: Высш. шк., 2004. –50 с.
9. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 19 с.
10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). – М.: Знание, 1989. – 77 с.
11. Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 161с.
12. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 264 с.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –144 с.
14. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. – 2014. – №7. – 534 с.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.: Под ред. С. А. Смирнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 309 – 328 с.
16. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/Под ред. Л. В. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 6 – 17 с.
17. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В. С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2004.
18. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 569 – 626 с.
19. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
20. Селевко Г. К. Взгляд на проблему.//Народное образование. 1997. №9. – 27 – 32 с.
21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 14 – 49 с.
22. Соловова Е. Н. Методика обучения ино- странным языкам. Продвинутый курс. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 272 с.
23. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
24. Шмелькова Л. В. Технология образовательного процесса как средство его индивидуализации.//Школа. 2001. №5 (44). –37 с.