Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования компьютера на уроках иностранного языка
1.1. Понятие информационной компетенции в школе
1.2. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка
1.3. Роль учителя на уроке иностранного языка с использованием компьютера
Глава 2. Методика использования компьютера на уроках иностранного языка
2.1. Методические рекомендации по использованию компьютера на уроках иностранного языка
2.2. Использование компьютера для обучения чтения, говорения и письма
2.3. Разработка плана урока по обучению аудированию английского языка в среднем звене с использованием Интернет материалов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Современное содержание, которое передается обучающимся, подразумевает не только освоение предметных знаний, а также формирование компетенций, соответствующих современному общению. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Создание и развитие информационного пространства ставит перед школой определенные требования, такие как всестороннее использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной разработаны психолого-педагогические и методологические положения информационно-коммуникационных технологий. Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е.С. Полат рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения. Б.С. Гершунский, И. Г. Захарова − роль и место ИКТ в системе обучения. Результаты научных исследований таких ученых как: И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г.К. Селевко и др. показывают необходимость и оправданность использования ИКТ в развитии интеллектуальных особенностей индивида и личности в целом.
Актуальность выбранной темы обусловлена все большим возрастанием огромного числа информационных технологий. Современные учащиеся погружены в информационное пространство, чтобы их заинтересовать и мотивировать на изучение иностранного языка необходимо использовать это пространство на уроках.
Цель курсовой работы – проанализировать методику использования компьютера на уроках иностранного языка.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие информационной компетенции в школе.
2. Проанализировать применение информационных технологий на уроках иностранного языка.
3. Привести методические рекомендации по использованию компьютера на уроках иностранного языка.
4. Разработать план урока по обучению аудированию английского языка в среднем звене с использование Интернет материала.
Объект курсовой работы – компьютер в обучении иностранному языку.
Предмет курсовой работы – методика использования компьютера на уроках иностранного языка.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, сравнение, обобщение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим аспектам использования компьютера на уроках иностранного языка. В ходе работы мы рассмотрим понятие информационной компетенции в школе, определим ее ключевые понятия. Помимо этого, рассмотрим, как применяются информационные технологии на уроках иностранного языка, а также роль учителя в данном виде учебного процесса
1.1 Понятие информационной компетенции в школе
Компетентностный подход, который сейчас активно внедряется в систему школьного образования, ставит своей целью формирование у обучающихся ключевых компетенций, в том числе и информационной.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Существуют два основных подхода к определению информационной компетентности. Первый из них базируется только на использовании технологических компьютерных средств в процессах работы с информацией.
Второй трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [1].
По мнению Зуева П.В и Мерзляковой О.П., основу формирования информационной компетенции у обучающихся составляют знания и умения, которыми он владеет. Они должны быть универсальными, чтобы школьник имел возможность решать различные повседневные практические задачи. Данное условие является фундаментальным, так как именно наличие знаний и умений у обучающихся позволяет формировать все ключевые компетенции у школьника, в том числе и информационную компетентность [2, с. 9].
О.Г. Смолянинова рассматривает информационную компетентность как «универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [3].
Также обязательным условием формирования информационной компетентности выступает практическая деятельность, в ходе которой, предоставляется возможность применения полученных знаний или их расширения, обогащения. Именно благодаря опыту практической деятельности обучающиеся могут применить все полученные в ходе обучения знания и умения не только в стандартной, знакомой ситуации, но и новой, нестандартной.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Глава 2 курсовой работы будет представлять методические рекомендации по использованию компьютера на уроках иностранного языка и их практическую реализацию в разработке урока иностранного языка в среднем звене с использованием Интернет материалов.
2.1 Методические рекомендации по использованию компьютера на уроках иностранного языка
На широко используются компьютерные презентации, что позволяет демонстрировать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный творческий процесс обучения. Изложение материала в более доходчивой наглядной форме позволяет экономить время для речевой практики. При создании презентаций можно использовать не только общеизвестные программы Power Point или Movie Maker, но и прибегать к помощи Интернет-сервисов таких, как Prezi.com и LearningApps.org.
Мы предлагаем следующие типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point:
1. лекционные, главная цель которых не проиллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
2. уроки – иллюстрации по темам, в которых необходимо создать яркие зрительные образы;
3. уроки – наглядные пособия, которые выступают в качестве образцов и помогают учащимся создать подобные работы самостоятельно.
Использование видео и аудио записей на уроке позволяет представить язык в живом контексте. Учебные аудио (видео) курсы и видеоматериалы (художественные и документальные фильмы, мультфильмы, новости, музыкальные видеоклипы, реклама и т. д.) позволяют проводить различные ролевые или деловые игры, дискуссии, диспуты, показывать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов, практиковать навыки пересказа, обогатить словарный запас, стимулировать общение и беседу.
Также в своей педагогической практике можно использовать электронные лексико-грамматические тесты, тематические разработки для Smart Board, а также обучающие компьютерные программы, такие как “Triple play plus in English”, “English for beginners”, “Young genius”, “Bridge to English” и другие.
У многие обучающих программ предусмотрен режим работы с микрофоном (“Talk to me”, “English Platinum”, «Профессор Хиггинс»).
После прослушивания слов или фраз, учащийся повторяет их за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, можно сделать следующие выводы.
Использование на уроках информационных технологий становится привлекательным для учащихся – это повышает мотивацию к обучению, улучшает качество образования, развивает навыки самостоятельной работы, дает импульс развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Систематическая работа с компьютерными заданиями учит работать в коллективе, что позволяет развивать в учащихся коммуникабельность, повышает продуктивность группы и отдельного ученика.
Таким образом, процесс воспитания творческой, эрудированной личности становится все более высокотехнологичным и, чтобы соответствовать современным требованиям, школе необходимо создание определенных педагогических и технических условий, при которых использование информационных технологий будет способствовать повышению интереса к предмету школьников, развития познавательной активности, достижения высоких результатов.
Во второй главе курсовой работы мы привели методические рекомендации по использованию компьютера на уроках иностранного языка, разработали план урока по обучению аудированию в среднем звене с использованием Интернет материалов.
На сновании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.
Результативность урока напрямую зависит от работы учителя, как координатора учебного процесса. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком как в повседневном общении, так и в профессиональной сфере. Использование компьютерных технологий способствует развитию познавательных, информационных и, конечно же, коммуникативных знаний и умений обучающихся. За счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку.
Использование ИКТ позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Компьютеризация процесса обучения позволяет повысить его эффективность. Изучаемый материал усваивается эффективнее, если в процессе обучения задействовано большее количество систем восприятия. При помощи информационных технологий можно обеспечить наглядность, аудио- и видеоподдержку, отработку нового материала, контроль знаний.
1. Прищепова, Т.А. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://planeta.tspu.ru/files/file/doc/1441870891.pdf.
2. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: метод. пособие для учителей / П.В. Зуев, О.П. Мерзлякова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 100 с.
3. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа‐технологий: дис. … д‐а пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2002. – 504 с.
4. Маковеева, О.С. Методические аспекты формирования информационной компетенции учащихся в процессе обучения биологии / О.С. Маковеева, О.Н. Васина, Ю.В. Лейкина // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч 1. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. – С. 106–109.
5. Гордиенко, Т.П. Классификация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2017. – № 55-1. – С. 130–140.
6. Левченко, В.А. Информационные технологии при обучении иностранному языку в школе / В.А. Левченко, Е.А. Соболева // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития материалы международной научно-практической конференции. – Армавир: Маркер, 2016. – С. 158–159.
7. Сабирова, Р.И. Информационно-коммуникативные технологии на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/466/Action466-464399.pdf.
8. Чекашина, Т.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Т.Ю. Чекашкина // Научный форум: педагогика и психология. Сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. – Москва, 2017. – № 7. – С. 44–48.
9. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2010. – № 2. – С. 11–12.
10. Гордиенко, Т.П. Классификация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2017. – № 55-1. – С. 130–140.
11. Галанов, А.Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eidos.ru/index.htm.
12. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В.А. Ефременко // ИЯШ. – 2007. – №8. – С. 18–21.
13. Глоссарий Интернет маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glossary-internet.ru.
14. Архипов, М.Е. Возможности использования информационных технологий в развитии иноязычных лексико-грамматических навыков и рецептивных умений / М.Е. Архипов, О.В. Родионова // Международный научный журнал «Инновационное развитие». – 2017. – № 5. – С. 114–115.
15. Гордиенко, Т.П. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования / Т.П. Гордиенко, О.Ю. Смирнова // Дистанционные образовательные технологии: материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г. Ялта, 19-23 сентября 2016 года). – Симферополь: АРИАЛ, 2016. – С. 55–58.
16. Павлова, С.Ю. Интернет-ресурсы для успешной работы учителя иностранного языка / С.Ю. Павлова // Научно-методический журнал «Поиск». – Абакан: Хакасский институт развития образования и повышения квалификации, 2017. – № 4. – С. 41–44
17. Крупнова, С.Ю. Использование ИКТ как способ повышения методического уровня учителя и компетенций учащихся / С.Ю. Крупнова // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. – Наука, 2017. – С. 236–239.
18. Пащенко, О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / О.И. Пащенко. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 257 с.
19. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11–12.
20. Войтко, С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415914/.