Введение
1 Теоретические особенности технологии разноуровнего обучения иностранному языку
1.1 Технологии организации дифференцированного обучения
1.2 Понятие технологии разноуровнего обучения иностранному языку, специфика ее применения на уроках английского языка
2 Использование разноуровневых заданий на уроках английского языка
Заключение
Список использованных источников
Введение
На данный момент никто не сомневается в необходимости дифференцированного образования. Проявлениями дифференциации в современном школьном образовании можно считать возможность получения многослойного образования в образовательных учреждениях разных типов, а также расширение профиля обучения в связи с появлением новых предметов и циклов дисциплин.
Актуальность исследования заключается в постоянной необходимости поиска и определения наиболее эффективных способов обучения в школе. В последние годы в нашей стране активно проводятся исследования по проблемам дифференциации. Таким образом, изучались вопросы познавательной деятельности учащихся в условиях дифференциации; внутриобъективная индивидуализация и дифференциация подросткового образования; внедрение идей дифференцированного обучения в практику школ; организационно-педагогическое обеспечение дифференцированного обучения в сельской школе.
Проблемы дифференцированного обучения представляют интерес для ученых. Среди соответствующих следует отметить следующие проблемы дифференцированного обучения. Во-первых, определение его статуса в системе ведущих педагогических концепций (М. К. Гончаров, В. И. Загвязинский, А. А. Кирсанов, А. М. Конев, Я. С. Рабунский, И. М. Чередов); во-вторых, установление свойств, которые оказывают наибольшее влияние на выполнение академической работы и, следовательно, их следует учитывать с точки зрения дифференциации, в том числе разработки контента, методик, определения оптимальных соотношений форм академической работы (Я.С. Рабунский, И.М. Чередов); в-третьих, разработка заданий с учетом индивидуальных особенностей, которые проявляются в воспитательной работе (И. Д. Бутузов, А. А. Кирсанов, М. А. Миналов, Е. Унт, В. С. Цетлин, И. М. Чередов); в-четвертых, определение рациональных подходов (методов) к применению дифференцированного обучения на практике, в том числе создание соответствующих учебников (В.В. Иванов, Н.Н. Шахмаев).
Успешное обучение возможно, если преподавателю удается заинтересовать изучаемым предметом и систематически поддерживать данный интерес. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение субъекта, который передается извне. Такая организация учебного процесса искусственно замедляет развитие познавательной деятельности. Одним из способов обучения, ориентированным на личность ребенка, является применение индивидуального подхода. Если педагогика хочет обучить человека во всех отношениях, она должна сначала признать его во всех аспектах.
1 Теоретические особенности технологии разноуровнего обучения иностранному языку
1.1 Технологии организации дифференцированного обучения
Дифференциация обучения является особой формой организации обучения, учитывающей типологические индивидуально-психологические особенности учащихся и особую организацию общения преподавателей и учащихся, связана с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется изменчивостью содержания, методов и интенсивности обучения. Другими словами, дифференциация - это группировка учащихся на основе их индивидуальных характеристик или набора характеристик обучения в соответствии с несколькими различными учебными программами.
Индивидуализация обучения представляет собой расчет в процессе изучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от характеристик и степени.
Существует связь между терминами «индивидуализация» и «дифференциация», которая определяется следующими соотношениями: дифференциация обучения учеников является важным условием индивидуализации всего образовательного процесса.
Несмотря на различия, термины «дифференциация» и «индивидуализация» часто используются взаимозаменяемо в современной педагогической литературе. А.В. Перевозный отмечает, что их следует различать, поскольку в контексте современного массового образования довольно сложно в полной мере учесть индивидуальные особенности. Они могут быть полностью учтены при индивидуальном обучении с отдельным учеником вне классной комнаты [1, с. 10]. Индивидуализация обучения проводится с небольшим количеством учеников, например, в небольшой школе, где учитель имеет возможность предлагать дидактический материал для своих учеников, темпы обучения практически полностью соответствуют их потребностям. В классах с высокой заполняемостью мы можем говорить только о выделении групп детей школьного возраста, которые имеют примерно одинаковый показатель для любой собственности и проводят многократные тренинги (Н.Ф. Талызина и Т.В. Габай).
Дифференциация образования заключается в создании условий для обучения детей с разными способностями и трудностями путем объединения их в однородные группы [2, с. 37].
Индивидуализация обучения - это взаимодействие учителя с учеником или группой учеников по индивидуальной модели с учетом их личных способностей [2, с. 37].
2 Использование разноуровневых заданий на уроках английского языка
Идея учесть индивидуальные возможности обучения ребенка родилась давно. Отличный учитель Я.А. Коменский, оценивая способности каждого ученика, утверждал, что при правильной организации учебного процесса каждый ученик может подняться на высший уровень «образовательной лестницы» [17]. Ученики с врожденными медленными личностями всегда будут испытывать трудности при работе в постоянном темпе обучения. Оказывается, что требования к обучению всех в одинаковом темпе и высокой сложности не могут применяться ко всем ученикам.
В результате одним из способов предотвращения и преодоления неудач стало использование многоуровневой технологии обучения в педагогической практике. Данная технология представляет собой такую организацию учебного процесса, которая предполагает разный уровень усвоения учебного материала, который позволяет каждому учащемуся осваивать материал по определенным предметам образовательной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от индивидуальных способностей каждого учащегося [ 18].
Есть несколько причин, по которым можно считать этот метод продуктивным в системе образования:
- повышенная активность, работоспособность учеников;
- повышенная мотивация к изучению предмета;
- улучшение качества знаний.
Основной задачей современного учителя является формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современных ключевых компетенций. Технология многоуровневого образования, являющаяся базовой основой для формирования УУД, позволяет развивать не отдельные психические процессы, а те качества, которые ему необходимы, чтобы стать предметом этой деятельности, человека, который может самостоятельно мыслить, принимать решения и реализовывать их.
В области развития личностных универсальных образовательных действий, ключ к рассматриваемой нами технологии педагогического сопровождения, многоуровневая технология обучения развивает индивидуальные способности каждого учащегося, учит его достигать определенных целей в учебно-познавательной деятельности, определять уровень знаний, самостоятельно обучаться в классе. В результате даже плохо работающие и равнодушные ученики начинают проявлять интерес к собственным достижениям, добиваясь успеха [19].
Заключение
Дифференциация обучения является особой формой организации обучения, учитывающей типологические индивидуально-психологические особенности учащихся и особую организацию общения преподавателей и учащихся, связана с такой организацией учебного процесса, которая характеризуется изменчивостью содержания, методов и интенсивности обучения. Другими словами, дифференциация - это группировка учащихся на основе их индивидуальных характеристик или набора характеристик обучения в соответствии с несколькими различными учебными программами.
Индивидуализация обучения представляет собой расчет в процессе изучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от характеристик и степени.
Использование учителем дифференцированного подхода к обучению с учетом физических и психических особенностей детей помогает достичь следующих образовательных, развивающих и образовательных целей обучения:
1) совершенствование знаний и навыков учеников; помощь в реализации учебных программ за счет повышения уровня знаний, навыков и способностей каждого учащегося и группы учащихся; углубление и расширение знаний, исходя из интересов и способностей каждого учащегося;
2) формирование и развитие логического мышления и воспитательных навыков каждого учащегося;
3) воспитание гармонично развитой личности, создание предпосылок для развития интересов и особых способностей учеников.
При работе с учениками могут использоваться такие формы дифференцированного обучения, как:
- использование заданий разной сложности;
- использование вариантов одних и тех же задач;
- чтение текстов разной сложности;
- оказание различной помощи учащимся в выполнении одной и той же задачи;
- разное время для выполнения одной и той же задачи;
- различные типы заданий;
- выполнение упражнений по индивидуальным карточкам.
Эти приемы развивают способности учащихся, формируют навыки их творческого речевого мышления на уроках ИЯ, благодаря которым выявляются и развиваются личностные резервы ребенка.
1. Перавозны, А.У. Дыферэнцыяцыя школьнай адукацыi – з'ява, якая развiваецца / А.У. Перавозны // Народная асвета. – 1999. – № 11. – С. 3–10.
2. Перевозный, А.В. Подготовка школы к работе в условиях дифференциации / А.В. Перевозный // Кiраванне ў адукацыi. – 1999. – № 1. – С. 37–45.
3. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучення в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – М. : Воронеж, 1998. – 220 с.
4. Абасов, З. Дифференциация обучения: сущность и формы / А. Абасов // Директор школы. – 1999. – № 8. – С. 61–65.
5. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск : Народная асвета, 1992. – 191 с.
6. Варифов, Д. Дифференцированное обучение и его роль в процессе обучения / Д. Варифов // Вопросы психологии и педагогики. – 2008. – № 2. – С. 9-13.
7. Жильцов, П.А. Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением / П.А. Жильцов, М.А. Асирян // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 57–62.
8. Менчинская, Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников / Н. А. Менчинская // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н. А. Менчинской. - М., 1971. - С. 3-8.
9. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
10. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников : на основе анализа их самостоят. учеб. деятельности / Е. С. Рабунский. - М. : Педагогика, 2000. - 213 с.
11. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский . – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
12. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
13. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н.А. Зверева // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 35-37.
14. Крайко, Э.Н. Дифференциация обучения – залог успешной подготовки достойного гражданина своего отечества / Э.Н. Крайко // Адукацыя i выхаванне. – 1996. – № 7. – С. 94–105.
15. Рогановский, Н. Дифференцированное обучение (в школе) – как его осуществить? / Н. Рогановский // Народное образование. – 1991. – № 3. – С. 41–43.
16. Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах / С.Е. Покровская. – Минск : Беларуская навука, 2002. - 122 с.
17. Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2х томах / Я.А. Каменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
18. Зверева, Н.А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н.А. Зверева // Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции в г. Москва июнь 2016. - М.: Буки-Веди. 2016. - С. 35-37.
19. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами / Д. Жак // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. - Белорус. Гос. Универ. Центр проблем развития образования. - Минск: Пропилен, 2001. - С. 121-141.
20. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. - С. 79.
21. Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.Н. Колмыкова. - М.: Просвещение, 1979. – 156 с.
22. Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 34-35.
23. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. – 206 с.