ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
1.1 Научно-методические аспекты проблемы формирования связной речи у детей
1.2. Характеристика связной речи младших школьников с ТНР
1.3 Особенности изобразительной деятельности младших школьников с ТНР
1.4 Использование нетрадиционных техник получения изображения на уроках "Изобразительного искусства"
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1 Методическое обоснование комплекса упражнений по формированию связной речи у младших школьников с ТНР на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник получения изображения в первом классе
2.2 Комплекс упражнений по формированию связной речи у младших школьников с ТНР на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник получения изображения в первом классе
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразными формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Связная речь у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствия речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста.
Чтобы достигнуть эффективных результатов, необходимо использовать нетрадиционный метод работы с детьми младшего школьного возраста по развитию связной речи – нетрадиционные техники получения изображения на уроках "изобразительного искусства".
Проблема изучения развития изобразительной деятельности у обучающихся с ТНР представляет особую значимость для педагогики. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что уроки изобразительного искусства имеют важное коррекционно-развивающее значение и в существенной мере служат целям коррекции недостатков развития обучающихся с ТНР, а также способствуют овладению техническими изобразительными умениями. Поэтому в системе обучения и воспитания обучающихся с ТНР школы реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы существенное место принадлежит урокам изобразительного искусства.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
1.1 Научно-методические аспекты проблемы формирования связной речи у детей
Язык представляет собой систему знаков необходимых для процесса реализации общения между людьми [15, с. 407].
Под понятием «онтогенез речи» обычно подразумевают весь процесс формирования человеческой речи, начиная от первых речевых актов до того момента, когда человек уже способен без проблем пользоваться языком, как орудием общения и мышления. Иными словами, онтогенез –это динамический процесс развития речи ребенка с использованием в ней высказываний разной структуры.
В возрасте от 1 до 6 лет дети лучше всего улавливают все происходящие вокруг процессы и это оптимальный возраст для развития психических процессов [13, с. 30].
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
– завершенность;
– целенаправленность и интеграция;
– тематическое единство;
– наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
– лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи [8, с. 4].
В качестве основных категориальных признаков текста выступают смысловая цельность (целостность) и связность. Не менее важными категориями текста являются информативность, последовательность, ретроспекция, завершенность (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева).
Цельность проявляется в содержании (тематическое единство), в функциях (стилистическое единство) и в форме (структурное единство).
Связность определяется как структурная целостность, то есть внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Так, связность устанавливается на четырех уровнях: интонационно-ритмическом, формально-грамматическом, семантическом, коммуникативном.
Выводы по 1 главе
Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1. Методическое обоснование комплекса упражнений по формированию связной речи у младших школьников с ТНР на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник получения изображения в первом классе
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в начальной школе приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Для развития творчества и систематизации знаний детей младшего школьного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками педагог должен поставить задачи:
1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Особую роль представляет работа с нетрадиционными техниками изображения для детей с ТНР, ведь в процессе такого рисования у детей развивается связная речь.
Выводы по 2 главе
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы младших школьников в целом.
Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания младших школьников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Развитие связной речи у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с ТНР отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с Тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также младшие школьники с ТНР испытывают затруднения детей уже на уровне планирования содержания рассказа.
Развитие связной речи у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с ТНР отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также младшие школьники с ТНР испытывают затруднения детей уже на уровне планирования содержания рассказа.
1. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Бикуньска, Э. А. Нарушения речи у детей, связанные с поражением экстрпирамидной системы / Э. А. Бикуньска // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 3-11.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
5. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Просвещение, 1972. - 284 с.
6. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие. / И. А. Грошенков - 2-е изд., перераб. - М. : В.Секачев, 2001. – 223 с.
7. Грошенков, И. А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы / И. А. Грошенков. - М. : Просвещение, 1975. - 176 с.
8. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
9. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 128 с.
10. Емец, Е. В. Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е. В. Емец // Специальное образование. – 2017. – № 2. – С. 40-42.
11. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2009. – 389 с.
12. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
13. Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
14. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169-172.
15. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
16. Маяцкая, Н. К. Особенности формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи / Н. К. Маяцкая, Д. С. Калмыкова // Вестник Молодого ученого. – 2017. – № 2. – С. 1-15.
17. Никитина, А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2010 – 123 с.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 430 с.
19. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М . : Академия, 2002. - 160 с.
20. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография / М. Н. Русецкая. – СПб. : КАРО, 2007. – 192 с.
21. Сапожников, Я. М. Нарушения речи у детей / Я. М. Сапожникова, Е. Л. Черкасова // Педиатрия. – 2013. – № 4. – С. 82-88.
22. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
23. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159 c.
24. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
25. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
26. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : в 2 ч. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : «Альфа», 1993. – 287 с.
27. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.
28. Яковлева, Т. М. К проблеме развития саморегуляции в процессе решения познавательных задач у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи / Т. М. Яковлева // Материалы научн. конф. «Ломоносов 2016». – М., 2016. – С. 1-3.