ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Методическое содержание и структура урока иностранного языка. Типы урока
1.2 Нестандартные формы урока английского языка
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование нестандартных форм урока английского языка как основы повышения мотивации
2.2 Методическая разработка нестандартных форм урока английского языка в средней школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обоснована тем, что вопрос повышения и поддержания стабильного уровня мотивации часто встает перед учителями в профессиональной деятельности всех дисциплин. Однако в сфере изучения иностранных языков данный вопрос выражается намного чаще и ярче. Данный момент обусловлен спецификой изучения иностранных языков. То, что в начале вызывает заинтересованность, впоследствии начинает вызывать усталость, особенно когда фаза поверхностного знакомства с языком заканчивается и начинается углубленное изучение грамматики и фонетики, требующие высокой концентрации и не предлагающие достаточного мотивационного импульса, как, например, изучение лексики или практика говорения.
В данной работе рассматриваются причины, вызывающие потерю мотивации учеников при углубленном изучении иностранных языков, равно как и способы восстановления уровня мотивации при помощи использования нестандартных уроков. Вдобавок поднимается вопрос о целесообразности высокой частоты проведения нестандартных уроков в контексте удерживания высокого уровня мотивации.
Цель исследования: изучить влияние нестандартных методик преподавания на общий уровень мотивационной заинтересованности учеников различных возрастных групп.
Объект исследования являются нестандартные методики преподавания в классно-урочной деятельности, а предметом – влияние данных нестандартных методик на учебный процесс и на учеников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Методическое содержание и структура урока иностранного языка. Типы урока
В настоящее время существует несколько форм организации обучения: индивидуальная; индивидуально-групповая; коллективная; классно-урочная.
Индивидуальная форма – появилась самая первая. Процесс обучения проводился дома, при такой системе учитель косвенно помогал в обучении, что и было самым главным минусом такой системы Следующей формой стала индивидуально-групповая, суть которой заключалась в том, что педагог занимался уже не индивидуальной работой,
а групповой. Однако уровень их подготовки различался, поэтому появлялась необходимость индивидуальной работы с некоторыми учащимися, приводя
к дополнительным тратам времени. Как результат, такая система была признана невыгодной и неэкономичной.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, из которой впоследствии и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским [1]. Он выделил определённые характеристики классно-урочной системы, которые заключаются в следующем:
1. Ключевой момент системы – это класс, состоящий из группы учащихся одного возраста и не изменяющий свой состав на протяжении всего обучения.
2. Главным составляющим учебного процесса стал урок.
3. Руководит деятельностью на уроке учитель, которые даёт детям знания, оценивает их, контролирует, насколько они усвоили материал.
Одной из главных конкретных целей каждого урока стало формирование активного самостоятельного мышления ученика.
Ее достижение стало возможным при помощи постепенного перехода со стандартной модели обучения на самообучение. Таким образом процесс управления учением поднимается на качественно иной уровень: ученик сам управляет своей познавательной деятельностью и сам же несет за нее ответственность. Для этого он должен спланировать предстоящую деятельность, самостоятельно решить все организационные проблемы
и в процессе выполнения намеченного плана осуществлять самоконтроль. Задача учителя в данном контексте – целенаправленно обучать своих учеников навыкам планирования своей работы, ее организации, самоконтроля и коррекции [2]. Говоря иначе, акт обучения становится возможен лишь при условии осознанного контроля самим учеником. Но управлять этим процессом, направлять его и вводить корректировки должен уже учитель.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Использование нестандартных форм урока английского языка как основы повышения мотивации
Мотивация обучения – это комплексный процесс определения и направления поведения учеников, произведение таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится больше всех остальных отвлекающих ученика факторов. Данный процесс направления поведения формируется из большого количества внешних и внутренних, с точки зрения ученика, факторов.
Основная мотивация обучения отвечает за три ключевые функции: побуждающую, направляющую (также известную как организующую) и смыслообразующую [20]. Первичное побуждение к обучению зачастую является самым простым для формирования с точки зрения учителя. Используя демонстрации или интригующие истории для вызова любопытства, хоть и является способом несложным, на практике оказывается еще и крайне ненадежным. Опыт работы демонстрирует, что данная мотивационная функция неустойчива. Поэтому действия педагога должны быть сфокусированы на формировании организующей функции мотивации, а после – смыслообразующей. Только в этом случае познавательная мотивация первого учебного уровня (желание посещать школу, получать похвалу от родителей и учителей за высокие оценки, удовлетворить любознательность и т. п.) шаг за шагом начнет уступать место мотивации высшего порядка – смыслообразующего, самообразовательного уровня. Именно результатом этого является растущая потребность в обучении для ученика. Только таким образом он сможет абсолютно самостоятельно планировать как цели своих действий, так и способы их достижения. Только таким образом обучение достигает своей высшей цели.
Большое количество различных видов мотивации обучения (как положительных, так и отрицательных) можно поделить на две основные категории по отношению к ученику.
A. Мотивы, напрямую связанные с учебой, явно связанные с характеристиками конкретного ученика, с его конкретным отношением к процессу обучения:
• различные цели обучения, как например: приобретение и совершенствование знаний и умений, утоление любопытства, осознанное расширение кругозора, изучение культуры, получение места в высшем учебном заведении, желание быть более эффективным, желание порадовать близких, стать самым первым и т. д.;
• результаты обучения, как например: награда, финансовый успех, чувство удовлетворения, общественное признание, престиж и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследование была обнаружена зависимость между мотивационным уровнем учеников и влияния на него нестандартных форм проведения уроков. За все время наблюдения было выявлено, как смена деятельности без прерывания процесса обучения благотворно влияла на уровень усвоения новой информации. Новые темы, предоставленные через игровые методики, дольше оставались в памяти, новая лексика, имея под собой больше, чем просто список слов в книге, охотнее употреблялась учениками и без особых сложностей переходила из пассивного словарного запаса в активный. Также было обнаружено, что игровые методики эффективны не только в младших классах (что утверждалось многими исследователями), но и среди старших классов, которые активно реагировали на любые попытки применения игровых методик во время уроков. Возникновение дополнительного соревновательного элемента выразилось в увлеченном взаимодействии учеников с предложенными материалами.
Однако другим открытием стало то, что, при некорректной дозировке игрового элемента на уроке, а также при множественных нестандартных уроках подряд, у учеников вырабатывалась своего рода резистентность, и вместо мотивационного подъема, возникал совершенно противоположный эффект - ученики, ожидая очередной игры, абсолютно не были заинтересованы в процессе обучения, игнорировали или не выполняли данные задания до конца. И чем старше была возрастная группа, тем сильнее и быстрее проявлялся эффект резистентности.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.– 144 с.– (Психол. наука – школе).
2. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001. – 256с.
3. С.В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
4. Минкин С. И., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия// СОИУУ, Смоленск, 2006
5. Содержание и методы современного урока: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.
6. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников// ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009
7. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959.Вып. 16. № 265. С. 41-60.
8. Андреева И.А., Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 29-30.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968.- 249с.
10. Брунер, Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком// Хрестоматия по общей психологии, Выпуск III, Субъект познания. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 515 с.
11. Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 1988. 72с.
12. Гальскова Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240с.
13. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия // Учитель. - 2001. - №1. - С. 13-15.
14. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. - М., 1987.
15. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 1979 472с.
16. Кульневич С.В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Выпуск 1 и 2. - ТЦ “Учитель”, 2002.
17. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону : Изд-во “Учитель”, 2001.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат; 1975. 304с.
19. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. - М., 1985.
20. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа. - М.,1997.
21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. 120с.
22. Морозова Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. С. 15-54.
23. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
24. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 400с.
25. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991. - №2. С.3-10.