ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Характеристика интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности
1.2 Особенности использования интерактивной доски на уроках «Человек и мир»
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Разработка дидактических заданий с использования интерактивной доски
2.2 Конспекты уроков «Человек и мир» с использованием интерактивной доски
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблемы образования не вышли за пределы тематики, которые волновали ума людей в давно покинувшие нас времена. Человечество до сих пор проявляет интерес к вопросам предназначения системы образования в обществе, к целям и задачам по его практической реализации, содержанию, формам, к методам и моделям учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности изменяется каждый день. Видоизменения в обществе, экономике, политике и культуре на границе веков столь значительны, что консерватизм школьного обучения часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире.
Изменения, происходящие в ежедневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости введения новых технологий в систему образования.
Особенностью начальной школы является то, что дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам жизненным опытом, на который учитель опирается и учитывает его при организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому применять инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы особо важно. Ведь именно в начальной школе закладывается основа для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему образования, которая обеспечила бы образовательные требования каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. А это возможно только при использовании таких технологий, которые соответствуют требованиям современного общества и интересам учеников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Характеристика интерактивной доски как средства активизации познавательной деятельности
Познавательную деятельность принято определять как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Чувственное познание включает в себя: ощущения, восприятие, представления. Теоретическое мышление заключается в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Практическая деятельность – это деятельность, направленная на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями [11, с. 214].
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые подразделяются на внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познания предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами.
Результатом познавательной деятельности на чувственном уровне познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств. Эти впечатления и образы представляют собой основу для осуществления внутренних гностических действий, а затем процессов памяти, воображения, мышления [14, с. 78].
Процесс познания зачастую связан с преодолением различных препятствий, что требует проявления волевых усилий. Следовательно, познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля осуществляет регуляцию познавательной деятельности человека, мобилизует имеющиеся ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания.
Познавательная деятельность представляет собой сложный конструкт, который включает в себя познавательные процессы, познавательный интерес, познавательную активность.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Разработка дидактических заданий с использования интерактивной доски
Ученикам могут быть предложены разнообразные задания для практического применения знаний. Это составление предметов для изучения (ежедневный распорядок дня, сборка элементов природного сообщества, оборудование для опыта), исправление ошибок (пищевые цепочки, правила поведения в лесу), классификация объектов (домашние и дикие животные, лекарственные и ядовитые растения), отбор необходимых элементов из списка, заполнение информационных пробелов. Кроме того, для сравнения объектов можно использовать интерактивные таблицы. Для обобщения информации используется подготовленная интерактивная электронная таблица, в которой учащиеся могут сравнивать объекты.
В основе данного опыта лежит использование интерактивной доски в учебном процессе, которые в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности. Таким образом, разработка и внедрение в практическую деятельность дидактических заданий с использованием интерактивной доски по предмету «Человек и мир» для начального класса позволяет учащимся:
– гораздо лучше и прочнее усвоить основные понятия курса, а следовательно повысить качество образования по курсу «Человек и мир»;
– повысить мотивацию познавательной и учебной деятельности;
– сохранить здоровье за счет создания условий для полного усвоения учебного материала на уроке;
– сформировать опыт интеллектуальной деятельности;
– сформировать общеучебные умения и навыки [13, с. 105].
Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием интерактивной доски. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли своими словами, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остаётся главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых информационные технологии.
При этом требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определённой системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет чётко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее усваивают новые знания, высказывают оригинальные идеи. Педагоги, которые уже достаточно долго работают с интерактивными комплексами, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Универсальность интерактивной доски обеспечивает вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию через зрительный и двигательный анализаторы.
1 Аксенова, А.Г. Исторический словарь для начальной школы / А.Г. Аксенова, М.В. Слаутина. – Москва: Мир, 2002. – 160 c.
2 Антонова, Е.А. Методика обучения младших школьников с использованием информационных технологий / Е.А. Антонова. – Челябинск, 2006. – 176 с.
3 Афонин, С.Б. Как технологии изменяют образовательный процесс / С.Б. Афонин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edugalaxy.intel.ru/indekx.php?automodule=blog&blogid=56&showentry=1351.
4 Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанкский. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
5 Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков. – М.: ИИД Филинъ, 2003. – 442 с.
6 Большакова, М.Н. Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство формирования познавательной деятельности учащихся / М.Н. Большакова. – Челябинск, 2007. – 243 с.
7 Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. – №1. – С. 72.
8 Волошкина, М.И. Развивающее обучение: история, теория, практика // М.: Начальная школа, 2008. – С. 65.
9 Жданов, Е.П. Microsoft Office PowerPoint 2007. Самоучитель для начинающих. 1-е изд., – М.: Диалог МИФИ, 2008. – 229 с.
10 Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // http: // www.eidos.ru / journal / 2012/ 0505.htm
11 Кондратьева, И.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе / И.Н. Кондратьева. – СПб., 2008. – 342 с.
12 Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М.: Учитель, 2006. – 256 c.
13 Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – КАРО, 2012. – 144 с.
14 Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2010. – 173 с.
15 Павлова, С.А., Трофимова, Р.Я. Информационно – технические средства обучения в начальной школе. // Начальная школа. №4, 2009. – 446 с.
16 Романовская, М.Б. Метод проектов в начальной школе / М.Б. Романовская. – Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. – 80 c.
17 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., Питер 2009. – 713 с.
18 Сорока, О.Г. Информационные технологии в деятельности учителя / О.Г. Сорока. // Пачатковая школа. – 2008. – № 2 – С. 7−9.
19 Третьякова, А.А. Работа в инновационном режиме /А.А. Третьякова // Пачатковая школа. – 2007. – № 7. – С. 8−9.
20 Уваров, А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 2004. – 241 с.
21 Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 2004. – 160 с.
22 Яриков, В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе /сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 394 с.