ВВЕДЕНИЕ
Современный этап социально-экономического развития характеризуется быстрыми темпами развития сферы услуг. Значительно возрастает ее роль в удовлетворении материальных, духовных и социальных потребностей людей, в организации их свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.
В условиях развития рыночного хозяйства Республики Беларусь в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.
В современном мире роль физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества, существенно нарастает. Поэтому забота о развитии физической культуры - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Здоровый образ жизни в целом, физическая культура в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.
В Республике Беларусь функционирует 22 785 физкультурно-спортивных сооружений, из них 148 стадионов, 9315 спортивных площадок, 4594 спортивных зала, 36 крытых арен с искусственным льдом, 51 манеж, 315 плавательных бассейнов, 652 мини-бассейна. Физической культурой и спортом занимаются 1,9 млн. человек, или 20,2 процента от общей численности населения республики.
Ценность спортивно-оздоровительных услуг для маркетинга в значительной степени обусловлена ростом их социальной значимости в современном обществе.
К числу специфических функций спортивного менеджмента относится управление спросом на физкультурно-оздоровительные услуги. Решение задач в рамках реализации указанной функции (популяризация физической культуры и спорта, привлечение внимания потенциальных физкультурников и спортсменов к конкретным учреждениям, стабилизация состава занимающихся и др.) – важнейшая задача в современной рыночной экономике обусловливающая возможность «выживания» отдельных организаций и учреждений и развития сферы физической культуры в целом.
Современные представления об управленческих технологиях связаны не только с производством качественных товаров или услуг в сфере физической культуры и спорта, но и с необходимостью их продвижения на рынок и
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
1.1 Физкультурно-оздоровительные услуги и их особенности
Физическая культура и спорт рассматриваются, во-первых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров).
Во-вторых, с экономической точки зрения, как отрасль непроизводственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Эта деятельность осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами [1].
Однако, как отмечает В.В. Галкин, есть все основания полагать, что физическая культура и спорт в настоящее время сформировались в самостоятельную отрасль народного хозяйства, основным продуктом которой являются социально-культурные услуги, предусматривающие организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, а также деятельность по их обеспечению, подразумевающую содержание сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время занятий, организацию и обеспечение спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную подготовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивных оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования [2, с. 17].
Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт – физкультурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные услуги [19, с. 6].
Услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли [12, с. 28].
Сфера услуг – сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами [12, с. 28].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Прежде чем побудить покупателя совершить покупку, ему необходимо предоставить необходимую и достаточно подробную информацию.
Потенциальные покупатели должны знать, что товар (услуга) существует, что он имеется в наличии, что он выброшен на рынок. Более того, необходимо информировать покупателя, какие потребности удовлетворяет этот товар (услуга), так как такое знание «актуализирует» эти потребности, делает их более явными, требующими удовлетворения. Предлагаемый товар(услуга) обладает определенными потребительскими свойствами, качествами, которые способны удовлетворить самые изысканные запросы потребителей. Причем, производя данный товар(услугу), производитель или продавец думает об интересах покупателя, готов защищать его права, гарантирует соблюдение всех его интересов, если он будет не удовлетворен приобретенным товаром.
Таким образом, покупатель не только знает о товаре (услуге), удовлетворяемых им потребностях и его потребительских качествах, но и чувствует себя защищенным от всяких неприятностей и неожиданностей. Ну и, наконец, покупатель более доверчиво относится к товару (услуге) в том случае, когда знает все о фирме, ее взглядах, клиентах, репутации в деловом мире, ее финансовом положении.
Существуют следующие способы информирования потенциальных покупателей:
– реклама;
– выставки, ярмарки;
– симпозиумы, конференции, семинары, доклады [17, с. 56].
Одним из наиболее используемых способов информирования покупателей, формирования спроса и стимулирования сбыта является реклама. Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования. Сегодня при высоком уровне конкуренции, ни одна фирма или организация не может обойтись без рекламы.
В понятие реклама входят различные виды деятельности предприятия:
– реклама на изготавливаемую продукцию и ее использование;
– реклама самого предприятия;
– открытая (прямая) реклама и т.д. [17, с. 56].
Таким образом, к рекламе можно отнести все меры, принятие которых прямо или косвенно помогает достичь цели предприятия по продвижению на рынок товара, информирования потенциальных покупателей, сбыта товаров и продукции.
Как отмечает С.А. Демьянов, рекламу можно рассматривать в трех аспектах:
1) внутренняя реклама;
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ПРИМЕРЕ МИНСКОГО АЭРОКЛУБА ДОСААФ
3.1 Общая характеристика Минского аэроклуба ДОСААФ
Минский аэроклуб ДОСААФ один из старейших белорусских аэроклубов, с богатой историей, основанный в 1934 году, за годы существования которого подготовил много рекордсменов и чемпионов, известных далеко за пределами Беларуси.
С 1937 года Минский аэроклуб переведен на централизованное финансирование. В 1938 году в аэроклубе существовало два летных отряда.
В 1964 году в связи с организационным совершенствованием авиации ДОСААФ СССР и предписанием аэроклубам только спортивных функций решением Центрального совета ДОСААФ СССР Центральный аэроклуб БССР переименован в Минский авиационно-спортивный клуб 1-й категории. В это же время, учитывая особенности использования воздушного пространства в районе полетов аэродрома «Боровая», летная подготовка спортсменов аэроклуба на самолетах, кроме звена парашютной подготовки, в этом же году была прекращена.
В октябре 1993 года в связи с прекращением полномочий Федерации авиационного спорта СССР, представлявшей на международной арене авиационные виды спорта, Минский аэроклуб ДОСААФ переименован в Национальный аэроклуб Беларуси (НАК Беларуси) с целью вступления в члены Международную авиационную федерацию и получения соответствующих полномочий.
В 1994 году НАК Беларуси был принят действительным членом Международной авиационной федерации (ФАИ) с предоставлением ему права:
- выдачи спортивных лицензий;
- представления авиационного спорта страны на международной арене;
- участия с правом решающего голоса в международной авиационно-спортивной деятельности;
- контроля за правомерностью авиационно-спортивной деятельности в стране и других полномочий, предписанных Уставом ФАИ.
В результате данного акта белорусские команды и спортсмены ежегодно участвуют в соревнованиях по авиационным видам спорта, которые проводятся под эгидой ФАИ.
В 1997 году согласованным решением Военной академии Республики Беларусь и Республиканского совета БелОСТО Национальный аэроклуб Беларуси включен в систему летного обучения курсантов – будущих военных летчиков страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование спроса и управление сбытом на товары и услуги – цель маркетинговой деятельности как функции менеджмента.
Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение.
Информационные материалы формируют спрос на продаваемый товар, так как люди стремятся приобрести товар, который удовлетворяет возникшую (сформированную) потребность, но которого у него пока еще нет. Причем у человека, имеющего право выбора, должен возникнуть соответствующий образ притягательности товара, его доступности и, самое главное, его необходимости. Именно эту цель и преследует целая система рекламных мероприятий, призванная сформировать спрос на имеющийся на рынке товар. Кратко это обозначается аббревиатурой ФОС – формирование спроса.
Реализация товаров и услуг зависит непосредственно от спроса и платежеспособности покупателя. Спрос является платежеспособной потребностью, поскольку при покупке люди стремятся удовлетворить свои потребности.
Существуют следующие способы информирования потенциальных покупателей:
– реклама;
– выставки, ярмарки;
– симпозиумы, конференции, семинары, доклады.
Кроме этого, необходимо создать такие условия, которые «подтолкнут» информированного покупателя к покупке, создадут для него не просто благоприятные условия, но сделают в ряде случаев покупку просто выгодной, дающей целый ряд дополнительных преимуществ. Это достигает специальная система организационно-управленческих мероприятий – стимулирование сбыта (СТИС).
В зависимости от того, какую группу потребителей или звено в посреднической цепочке захватывает система стимулирования сбыта, она может быть направлена на покупателя, посредника или непосредственного продавца.
Цель системы стимулирования сбыта по отношению к покупателям состоит в том, чтобы покупатели ощутили коммерческую выгоду от приобретаемого товара.
Цель системы стимулирования сбыта по отношению к посредникам заключается в том, чтобы побудить этих людей продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его потенциальных покупателей.
Основная задача системы стимулирования сбыта – побуждение к последующим покупкам данного товара, регулярным коммерческим связям с фирмой-производителем. Когда на рынке существует много конкурирующих