ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Развитие слухоречевой памяти в онтогенезе
1.2 Особенности развития слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Основные направления развития слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр на уроках русского языка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Диагностика уровня развития слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Методика развития слухоречевой памяти детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр на уроках русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема изучения слуховой памяти старших дошкольников и учащихся младших классов с недоразвитой речью очень актуальна в современном мире. Несмотря на то, что память изучается многими учеными, которые по-разному объясняют ее строение, генезис и взаимодействие с другими психическими функциями, проблема развития памяти у школьников с тяжелыми нарушениями речи до сих пор остается неразвитой.
Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская считают, что «освоение речи связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти». Человеческая речь воспринимается или воспроизводится за короткий промежуток времени. Поэтому у ребенка должна быть стратегия быстрого программирования и быстрого декодирования, расшифровки речевого сообщения. Приобретение ребенком речи учитывает его способность обрабатывать речевую информацию, которая также отражается в речевом результате. В начале у ребенка есть односложное, двухсловное высказывание. Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъекта-предикатного объекта. Чем больше объем информации, тем труднее ее усвоить и воспроизвести в речи.
В последние годы все чаще можно услышать от родителей, что их ребенок испытывает трудности в общении. Он все понимает, но не может говорить. Не все родители хотят понять, что у их ребенка есть дефект речи. В настоящее время почти подавляющее большинство детей с нарушениями развития составляют учащиеся с нарушениями речи.
В ходе исследования развития учащихся с нарушениями речи были предложены пути преодоления речевой недостаточности, определены содержание и методы коррекционного обучения и воспитания. При изучении тяжелых нарушений речи многие ученые отмечали связь между нарушениями речи и уровнем развития высших психических функций, в частности, восприятия и памяти. Эта связь была отмечена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Развитие слухоречевой памяти в онтогенезе
Слухоречевая память – это образная память, связанная с деятельностью анализатора слуховой памяти и направленная на запоминание звуков: музыки, шума и др. Этот тип памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или любых доказательств, смысл читаемого текста.
Слухоречевая память лежит в основе способностей человека и является условием для обучения, приобретения знаний, формирования навыков и способностей. Без памяти нормальное функционирование человека или общества невозможно [6, с. 43].
Долгое время ученых привлекали процессы памяти и ее свойства. Существует несколько основных подходов к классификации памяти. В настоящее время зависимость характеристик памяти от особенностей запоминающей и воспроизводящей деятельности рассматривается как наиболее общая основа для выделения различных типов памяти. Процессы памяти изучают такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Г. Маклаков, Т.П. Зинченко и многие другие. Столкнулись с тем, что ученые, изучающие проблему слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи, имеют различные взгляды на структуру и развитие памяти.
По мнению В.В. Захарова, слухоречевая память развивается не отдельно от других психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет изменяться в процессе возрастного развития детей, а ее психологическое содержание будет изменяться [11, с. 132].
Психологическая наука накопила огромное количество материалов о влиянии различных индивидуальных особенностей окружающего мира на формирование слухоречевой памяти. Ученые Т.В. Егорова, В.И. Любовский, Т.А. Власова, В.Л. Подобед, М.С. Певзнер занимались проблемой изучения особенностей слухоречевой памяти школьников.
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Через слуховое восприятие он фиксирует текущие звуковые события, подстраивает свой слуховой аппарат под конкретную звуковую ситуацию, находит источник звука и реагирует на изменения в звуковом окружении. С помощью слухоречевой памяти человек может распознавать знакомые звуки, разумно воспроизводить и использовать звуковые переживания прошлого. Слухоречевая память более долговечна. Поэтому, несмотря на постоянное развитие технических средств хранения огромных объемов информации, мы никогда не сможем отказаться от услуг собственной памяти.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Диагностика уровня развития слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи
Целью исследования является исследовать процесс развития слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием дидактических игр на уроках русского языка. Исходя из этого, была проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 города Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов в количестве 18 человек с тяжелыми нарушениями речи. Возраст испытуемых 10-11 лет.
В исследовании было применено три методики, которые позволяют изучить непосредственную форму запоминания, кратковременную память, процессы заучивания и др. По всем методикам обследование проходило в игровой форме. Для оценки полученных результатов использовалась бальная система.
Методика «Воспроизведение рассказов» (С.Я. Рубинштейн), которая предназначена для исследования понимания и запоминания вербального материала, особенностей устной речи испытуемых, мы использовали следующие параметры:
воспроизведение 4 рассказов с пониманием подтекста и смысла запоминаемого рассказа – 4 балла – высокий уровень;
воспроизведение 2-3-4 рассказов с ухудшением понимания теста – 3 балла – средний уровень;
воспроизведение рассказов со значительными ошибками и отсутствие понимания текста – 1-2 балла – низкий уровень.
Методика «Заучивания десяти слов» была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания и т.д. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкции. Инструкция состоит как бы из нескольких этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы слухоречевая память оставалась полностью функциональной, необходимо тренировать слухоречевую память каждый день. Постоянное внимание является необходимым условием для развития слухоречевой памяти. Слухоречевая память и «слуховое внимание» развиваются намного легче, чем зрительная память. Упражнения легче выполнять без особых усилий и без отвлечения на текущие задачи. Методично развивая слухоречевую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно вспоминая услышанные мелодии и произнесенные мысли. Процесс обучения и работы будет в несколько раз быстрее и эффективнее, если слухоречевая память будет развиваться. Продвинутая слухоречевая память – это мощный инструмент, который может помочь во всех жизненных ситуациях.
Ухудшение слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи является переменным и неоднородным. Выявленные недостатки памяти по различным параметрам являются неотъемлемой составляющей в структуре нарушений развития у детей с тяжелыми нарушениями речи. Наличие специфических особенностей слухоречевой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи указывает на необходимость разработки структуры и содержания соответствующего корректирующего мероприятия и его реализации в ходе преодоления системных речевых нарушений.
Дидактические игры – это вид игр, реализующих принципы игрового и активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. На уроках русского языка наиболее часто используются словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
1. Баскакова, И. Л. Практикум по психолингвистике: учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / И. Л. Баскакова, В. П. Глухов. – М. : Астрель, 2008. – 170 с.
2. Бизикова, О. А. Формирование грамматических умений дошкольников в игре / О. А. Бизикова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №4. – С.285-291.
3. Блонский, П. П. Основные предположения генетической теории памяти / П. П. Блонский // Ю. Б. Гиппенрейтер. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
4. Бочарова, С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы / С. Бочарова. – М.: Гуманитарный Центр, 2007. – 384 с.
5. Вейн, А. М. Память человека / А. М. Вейн, Б. И. Наменецкая. – М. : Наука, 2003. – 209 с.
6. Виноградова, А. Д. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста / А. Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаенкова. – СПб.: Речь, 2012. – 48 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
8. Джеймс, У. Память. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / У. Джеймс. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
9. Дубова, Т. А. Дидактическая игра. Иду в гости на уроках русского языка / Т. А. Дубова // Журнал. Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 34-39
10. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Специальная психология. – 2010. – № 3/4. – С.5-15.
11. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. – М. : Просвещение, 2001. – 239 с.
12. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822.
13. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Калягин. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
14. Коваленко, Ю. В. Развитие слухоречевой памяти у детей с ОНР III уровня / Ю. В. Коваленко // Образовательные проекты «Совѐнок» для дошкольников. – 2013. – № 1. – С1-6.
15. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – С-П.: Питер, 2004. – 482 с.
16. Косякова, О. О. Логопсихология: учеб. пособие для вузов / О. О. Косякова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. – 254 с.
17. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 215 с.
18. Лалаева, Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Р. И. Лалаева // Логопедия. – 2005. – № 1. – C. 7
19. Левченко, И. Ю. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 46-50.
20. Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
21. Мастюкова, Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 2002. – № 5. – С.12-17.
22. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Владос, 2003. – 688 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АНО «Пэб», 2008. – 718 с.
24. Яссман, Л. В. Особенности памяти у детей с отклонениями в речевом развитии / Л.В. Яссман // Дефектология. – 2010. – №7. – С.22
25. Яшина, В. В. Память / В. И. Яшина. – М.: Лила-Н, 2003. – 62 с.