ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Особенности освоения предмета «Человек и мир» младшими школьниками с ТНР
1.3 Методические основы изучения животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Использование мультимедийных технологий в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Методические рекомендации по использованию разработанных мультимедийных презентаций для изучения животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Первые элементарные представления о мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. Для развития младших школьников большое значение имеет их понимание разнообразия животного мира: форм жизни, строения, размеров, условий жизни. Животные и растения окружают ребенка с рождения. Основываясь на своих чувствах и сознании, они являются важным условием накопления идей, формирования обобщающих понятий и различных систем познания.
Проблема формирования у детей младшего школьного возраста представлений о разнообразии живых существ и их влиянии на развитие интеллекта ребенка была детально изучена С. Н. Николаевой. Большая часть ее работ посвящена особенностям формирования представлений о разнообразии животного мира у детей младшего школьного возраста. Исследования по формированию знаний о разнообразии животного мира были проведены А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей младшего школьного возраста, сформированных как в результате обучения, так и спонтанно, изучение характера и степени специфических и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (животных), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление способности детей группировать животных по указанным признакам, а также по независимым специфическим признакам (в заданиях на свободную группировку). Результаты исследования показали, что знания младших школьников о разнообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные идеи, но они неравны: они более точны с точки зрения внешнего вида, среды обитания и средств передвижения, и не совсем ясны с точки зрения получения еды и защиты от врагов, адаптации к сезонным изменениям. Конечно, формирование представлений о диких животных у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности.
Объект изучения: процесс формирования представлений животном мире у младших школьников.
Предмет исследования: мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: описать мультимедийные презентации в изучении животного мира учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями речи - это дети с нарушениями развития речи с нормальным слухом и неповрежденным интеллектом. Речевые расстройства разнообразны, проявляются нарушениями произношения, грамматической структуры речи, плохой лексикой, а также нарушениями темпа и плавности речи [11, с. 84].
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи влияют на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических характеристик, которые препятствуют их социальной адаптации и требуют целенаправленной коррекции существующих нарушений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи характеризуются слаборазвитыми познавательными интересами, что проявляется в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, и испытывают потребность в познании. Они показывают недоразвитие всей познавательной сферы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь) [1, с. 24].
Внимание детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной устойчивостью, низкой степенью произвольности внимания, трудностями при переключении внимания, недостаточной стабильностью внимания. Им сложно планировать свои действия [15, с. 625].
Восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется такими психологическими характеристиками, как недостаточное развитие или нарушение слухового, зрительного, кинестетического восприятия; нарушения оптического пространственного гнозиса; трудности в пространственной ориентации.
При относительном сохранении семантической, логической памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи словесная память уменьшается, а производительность памяти страдает. Исследования показали большую вариабельность объема слуховой памяти, а также некоторое общее снижение этой функции. У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают трудности с запоминанием определенных слов, логико-семантическим запоминанием текста, что вызывает не только активное расстройство внимания, но и фонематические нарушения слуха, которые являются следствием расстройств артикуляции.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Использование мультимедийных технологий в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать» [4].
«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации – это практичный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он совмещает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те условия, которые наиболее долгое время сохраняют интерес детей. Одновременное влияние на два основных органа восприятия (слух и зрение) дает возможность достигнуть наибольшего результата. Таким способом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью красочных образов [5].
Презентация предоставляет возможность скомпоновать материал отталкиваясь от отличительных черт каждой группы, темы, что дает возможность создать занятие таким образом, чтобы достичь наибольшего результата.
Использование мультимедийных презентаций в работе педагога помогает решать нижеперечисленные задачи:
В работе c младшими школьниками использование мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) дает возможность моделировать разнообразные ситуации. Игровые элементы, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают овладение материалом. Использование компьютера в школе необходимо, так как оно содействует увеличению заинтересованности к обучению, и развивает ребенка всесторонне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с нарушениями речи - это дети с нарушениями развития речи с нормальным слухом и неповрежденным интеллектом. Речевые расстройства разнообразны, проявляются нарушениями произношения, грамматической структуры речи, плохой лексикой, а также нарушениями темпа и плавности речи. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи влияют на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических характеристик, которые препятствуют их социальной адаптации и требуют целенаправленной коррекции существующих нарушений.
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в общении: объективные (проявление дефектов речи) и субъективные (чувство неполноценности). Этим детям свойственны неуверенность в своих действиях, боязнь самовыражения, чувство неполноценности, низкая стрессоустойчивость. Негативизм особенно выражен у этой категории детей - они не заинтересованы в контакте, не ориентированы на коммуникационную ситуацию и демонстрируют стойкое нежелание общаться в совместной деятельности.
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку детей с ТНР к самостоятельной жизни, повышение уровня их общего развития, улучшение речевой и мыслительной деятельности, в том числе ребенка в практической деятельности, в общении со взрослыми и детьми. А использование ИКТ в преподавании предмета «Человек и мир» помогает расширить кругозор учащихся, побуждает их самостоятельно получать информацию, вызывает интерес к предмету, повышает успеваемость, мотивацию и качество учебного процесса, делая обучение незабываемым и интересным.
1. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
2. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c
3. Босова, Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л. Л. Босова // Информатика в начальной школе. – 2002. – № 1. – С. 86 – 94.
4. Воробьева, А. А. Мультимедийная презентация как форма подачи учебного материала: специфика создания / А. А. Воробьева, В. В. Малаховская // Адукацыя і выхаванне. - 2014. - № 7. - С. 27-32.
5. Горина, Е. Н. Применение компьютерных технологий при обучении учащихся различных категорий / Е. Н. Горина, А. Н. Махотина ; Е. Н. Горина, А. Н. Махотина // Коррекционная педагогика. - 2013. - № 2. - С. 58-61.
6. Даливеля, О. В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О. В. Даливеля, В. Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. - 2011. - № 2. - С. 8-12
7. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
8. Ковалева, А. Г. Использование информационно–компьютерных технологий при обучении в начальной школе./ А.Г. Ковалева – М. : Академия, 2006. – 75 с.
9. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011г. №243-3 // 4 Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Hk1100243 . - Дата доступа: 20.05.2020.
10. Колодко, Е. Л.Информационные технологии - инструмент учителя-дефектолога / Е. Л. Колодко ; Е. Л. Колодко // Народная асвета. - 2018. - № 4. - С. 40.
11. Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
12. Михайловская, Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: учеб.- метод. Пособие / Л.В. Михайловская. – Минск: БГПУ, 2004. – 126 с.
13. Николаева, Е. И. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе с учетом психофизиологических особенностей младших школьников / Е. И. Николаева ; Е. И. Николаева// Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 150-155.
14. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
15. Погодаева, А. В. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / А. В. Погодаева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 625-627.
16. Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах / Сост. М. И. Ставицкая. – Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.
17. Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
18. Учебная программа для I-V классов по предмету «Человек и мир» // Сборник программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения – Минск: НИО, 2014.
19. Федотова, А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / А. М. Федотова // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста :Межвузовскиймисцеллосборник научных трудов. – Пермь : ПГПИ, 1990. – С. 75–87.
20. Цветкова, И. В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада / И. В. Цветкова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 168-170.
21. Чемоданова, Н. В. Информационные технологии в системе логопедической работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Чемоданова. – Минск : БГПУ, 2019. – 282 с.
22. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.