ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»
1.1. Понятие социально-психологической дистанции
1.2. Исследование социально-психологической дистанции в отношениях «преподаватель-студент» в работах зарубежных и отечественных авторов
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»
2.1. Исследования представлений педагогов о социально-психологической дистанции в диаде «преподаватель-студент»
2.2. Выявление представлений педагогов о социально-психологической дистанции в диаде «преподаватель-студент»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отношения между людьми являются важной составляющей человеческого существования. Характер отношений с другими людьми во многом определяет опыт благополучия, комфорта и удовлетворенности жизнью в целом. Эффективность (результативность) образовательного процесса определяется межличностной дистанцией, которую субъекты образовательного процесса устанавливают в своих взаимоотношениях. Черты характера межличностных расстояний в системе отношений «преподаватель-студент» также выступают в качестве факторов, способствующих гуманизации образовательного процесса. Проблема во взаимодействии преподавателей и студентов возникает в конфликте целей, интересов, жизненных позиций, мотивов и личного опыта. Все это определяет вид дистанции. Изучение взаимодействия преподавателей и студентов в вузе является одной из важнейших проблем и представляет собой предметную область многочисленных теорий межличностных отношений, обзор которых раскрывает особенности взаимодействия, обеспечиваемые природой образовательных услуг.
Цель исследования: изучить социально-психологическую дистанцию в диаде «преподаватель-студент».
Объект исследования: социально-психологическая дистанция в диаде «преподаватель-студент».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»
1.1. Понятие социально-психологической дистанции
Дистанция как характеристика межличностных отношений субъектов в образовательном процессе проявляется в близости – удаленности между ними. Изменение расстояния является показателем удовлетворенности - неудовлетворенности, гармонии - дисгармонии межличностных отношений [6].
Социально-психологическая дистанция представляет собой сложную концепцию, которая отражает модели личностного и социального взаимодействия, степень близости людей в обществе и взаимную привязанность к их ценностям и идеалам. Данную концепцию характеризуют по-разному: в зависимости от степени, в которой этот слой общества доступен для людей из другого слоя, до внутреннего чувства неравенства, которое человек испытывает по отношению к определенной части общества, до того, насколько охотно человек общается с человеком из другой социальной группы [8].
Социологический аспект понятия социальной дистанции наиболее представлен в работах П. Сорокина, а также в работах Р. Парка, И. Берджесса. Итак, Р. Парк и И. Берджес под социальной дистанцией понимали ступени и уровни понимания, близости, которые характеризуют межличностные и социальные отношения. П. Сорокин полагал, что социальная дистанция основана на объективных (социальных, экономических, политических, профессиональных, биоантропологических и демографических) различиях между социальными группами [7].
Проблема психологической дистанции обсуждается в работах А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. На основе экспериментальных исследований авторы определили критерии категоризации: статус, доверие, заинтересованность в контактах, плодотворное взаимодействие, продолжительность контактов, зависимость, степень взаимного влияния, тип взаимодействия, общие цели, задачи, общекультурные традиции, общие нормы поведения [12].
Выводы по главе 1
Социально-психологическая дистанция является характеристикой межличностных отношений, что проявляется в опыте и понимании близости (дистанции) субъектов образовательного процесса, регулируемой внешними (социальными и экологическими) факторами, личностными характеристиками и действиями интерактивных субъектов. Социально-психологическая дистанция определяется совместимостью субъектов отношений друг с другом. Чем более совместимы люди, тем больше возможностей для установления благоприятной, приемлемой межличностной дистанции благодаря ее компоненту поведения и деятельности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В ДИАДЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ»
2.1. Исследования представлений педагогов о социально-психологической дистанции в диаде «преподаватель-студент»
В исследовании были задействованы 20 человек, средний возраст которых составил 46 лет. Исследование проводилось на базе БГУ
В процессе исследования использовались методы «Определение социально-психологической дистанции (СПД)», цель метода - оценка степени близости (дистанции) между интерактивными субъектами, обусловленная пониманием, доверием, позитивным чувственным тоном и характером совместной деятельности в межличностных отношениях и «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) - цель методологии - определение напряженности, отчуждения, конфликта и агрессии как индикаторов дисгармонии межличностных отношений субъектов в образовательном процессе (приложение).
Исследование проводилось в 4 этапа:
На первом этапе была определена проблема исследования, проанализирована научно-методическая литература и определены методы исследования;
На втором этапе проводилось исследование представлений учителей о социально-психологической дистанции в диаде «преподаватель-студент»;
На третьем этапе результаты опросов педагогов были обработаны и проанализированы;
На четвертом этапе оформлялась данная курсовая работа.
Выводы по главе 2
В проведенном исследовании приняли участие 20 преподавателей. Основными факторами, определяющими социально-психологическую дистанцию между учителями и учениками, являются самораскрытие партнеров, их эмоциональные и сенсорные характеристики, сближение и дистанцирование личностных характеристик, удовлетворение потребности во взаимодействии, наличие или отсутствие интерактивной зависимости, уровень одиночества, автономия - «вторжение» в личность предметное пространство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологическая дистанция является характеристикой межличностных отношений, что проявляется в опыте и понимании близости (дистанции) субъектов образовательного процесса, регулируемой внешними (социальными и экологическими) факторами, личностными характеристиками и действиями интерактивных субъектов. Социально-психологическая дистанция определяется совместимостью субъектов и отношений друг с другом. Чем более совместимы люди, тем больше возможностей для установления благоприятной, приемлемой межличностной дистанции благодаря ее компоненту поведения и деятельности.
Основной закономерностью образовательного процесса является его обусловленность характером межличностных отношений, которые складываются между его субъектами. Суть в том, что эффективность образовательного процесса во многом определяется гармоничными и дисгармоничными отношениями между интерактивными субъектами в диаде: «преподаватель - студент». Социально-психологическая дистанция, установленная между преподавателем и студентами, во многом определяет их социальный статус, ситуацию межличностного взаимодействия, профессиональную компетентность преподавателя и деятельность студентов.
1. Абрамова, Г.С. Общая психология: учебное пособие для вузов./ Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, – 2002. – 496 с.
2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учебно-методическое пособие / под общей ред. И. В. Васютенковой. СПб.: ЛОИРО, – 2011. – 215 с.
3. Дергачева, О.Е., Леонтьев, Д.А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. – С. 210-240
4. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования/ С.В. Духновский//: учебное пособие. Курган: Изд-во КГУ, – 2016. – 190 с.
5. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений/ С.В. Духновский// Психологический практикум. СПб.: Речь, – 2009. — 141 с.
6. Духновский, С.В. Психология отношений личности: монография. – Курган: Изд- во Курганского гос. ун-та, – 2014. – 380 с.
7. Духновский, С.В., Овчарова, Р.В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, – 2012. – 296 с.
8. Духновский, С.В. Дистанция в межличностных отношениях: регуляция и диагностика: монография. Екатеринбург, – 2010. – 236 с.
9. Духновский, С.В. Разработка методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»/С.В. Духновский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2012. – № 19 (278). – Вып. 17. – С. 41-46
10. Духновский, С.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция/ С.В. Духновский, Л.В. Куликова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2009. С. 14−20.
11. Журавлев, А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности/ А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко//. М., – 2003. – 103 с.
12. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», – 1999. – С.89-109
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, – 2009. – 576 с.
14. Казаринова, Н. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь / Н. Казаринова, О. Матьяш, В. Погольша. – М.: Речь, – 2011. – 553 с.
15. Калмыкова, О.И. Психологическая дистанция как показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток»: дис. … канд. психол. наук. − Ставрополь, – 2001. – 281 с.
16. Кондратьев, М.Ю., Ильин, В.А. Азбука социального психолога-практика. М., – 2007. – С. 134-138.
17. Коротаева, Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / под ред. Е. В. Коротаевой. – Новосибирск: ЦРНС, – 2010. – 172 с.
18. Кроник, А.А., Кроник, Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Издательский центр «Феникс»; Изд-во «Когито-центр», – 1998. – 224 с.
19. Кузьмина, Е.И. Психология свободы/ Е.И. Кузьмина. – СПб. : Питер, 2007. – 336 с.
20. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, – 2001. – 544 с.
21. Купрейченко, А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами// Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 год : в 8 т. Т.4. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, – 2003. – С.565-567.
22. Куприянов, Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель – студент: монография/ Р.В. Куприянов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. ун-т. – Казань: КНИТУ, – 2011. – 196 с.
23. Овчарова, Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя/ Р.В. Овчарова: учеб. пособие. М.: Амалтея, – 2007. – 254 с.
24. Панфилова, А. П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», – 2013. – 368 с.
25. Петровский, А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды/ А.В. Петровский. – М.: Педагогика, – 1984. – 272 с.
26. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: монография. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, – 2000. – 464 с.
27. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, – 2003. – 624 с.
28. Тарантей, Л.М. Педагогика доверия: теоретико-методический аспект: моногр./ Л. М. Тарантей. – Гродно: ГрГУ, – 2014. – 212 с.
29. Творогова, Н.Д. Деловое общение преподавателя медицинского вуза / Учебно-методическое пособие для слушателей системы дополнительного образования, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, факультетов университетов. – Омск: Отдел международного сотрудничества ОмГМА, – 2012. – 188 с.
30. Хорошилова, Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека./Е.А. Хорошилова. – М.: Феникс, – 1994. – 254 с.