ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста посредством использования предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования
1.1 Характеристика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста
1.3 Предметно-развивающая среда учреждения дошкольного образования в системе сенсорного воспитания
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста посредством использования предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Методические рекомендации для наилучшего развития сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие является основным компонентом полноценного развития детей в раннем возрасте. Сенсорное развитие, направленное на формирование полного восприятия окружающей действительности, является основой для познания мира, первым этапом которого является чувственный опыт. Успех умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок слышит, видит и прикасается к окружающей среде.
В каждом возрасте у сенсорного образования есть свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, размере. Важно, чтобы эти понятия были разнообразны. Это значит, что ребенок должен быть знаком со всеми видами свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные навыки и речь – определять цвет, размер, форму объектов при визуальном, тактильном и моторикальном обследовании, сравнении. Понимать и использовать слова в речи – названия размеров и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные стадии – устойчивые, зафиксированные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях в размерах между несколькими объектами.
Одним из важных условий воспитательной работы, в том числе и для развития сенсорного восприятия в дошкольных учреждениях, является правильная организация развивающей среды субъекта. Развивающуюся среду следует понимать как естественную комфортную уютную среду, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными стимулами и игровыми материалами. В такой среде все дети группы могут быть одновременно включены в активную познавательную и творческую деятельность.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы. Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, – среда должна быть иной, чем там, где девочек больше.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Характеристика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие ставит перед собой главную задачу – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т.д. Для правильного понимания сенсорного развития важно учитывать возрастные этапы развития дошкольников [1, с. 121].
На основе сенсорики ребёнок познаёт мир ещё с младенчества (пробуя все на вкус, ощупывая). Сенсорика нам даёт большие возможности для ознакомления с окружающим миром, так как на основе чувственного восприятия дети знакомятся с окружающим миром. Все знания, которые ребёнку получает с помощью сенсорики, являются важными для ребёнка, и стимулируют его для изучения чего-то нового.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящееся вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно.
Даже на занятиях в детском саду воспитателя, например, во время ухода за растениями дают детям потрогать растения, рассмотреть листочки, понюхать цветы, потрогать землю. Во время изучения нового материала воспитателя стараются каждому ребёнку предоставить материал для тактильного ощущения. На занятиях по физкультуре, дети ходят по досточкам различным, играют с колючими мячами и так далее. Так как некоторые исследователи утверждают, что существует и тактильная память [2, с. 54].
И.А. Зимняя считает, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в неразрывной связи с различными видами деятельности и предусматривает решение следующих задач:
1) обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу.
2) формировать представления о простых перцептивных действиях учить правильно применять данные действия;
3) помочь ребенку получить первоначальные представления о назначении различных материалах...
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является провести исследование влияния предметно-развивающей среды на сенсорное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялась в несколько этапов.
Выборка: в исследовании принимало участие 20 детей младшего дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ….
Методика исследования уровня сенсорного развития младших дошкольников включала в себя следующие задания:
Задание 1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Задание 2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную (методика Е.А. Стребелевой) [25]. Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Задание 3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей) (методика Е.А. Стребелевой) [25]. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Задание 4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Задание 5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики М.И. Земцовой). Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Уровень сенсорного развития ребенка:
– высокий уровень – выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
– средний уровень – 15–10 баллов;
– достаточный уровень –10–5 баллов;
– начальный уровень – 5–0 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение для развития ребенка и требует пристального внимания. Сенсорное развитие, с одной стороны, является основой общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного воспитания ребенка в детском саду, школе, на многих видах работ. Познание начинается с восприятия предметов и явлений в окружающем мире. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой происходит личностное развитие. Для маленького ребенка эта ведущая деятельность является дидактической игрой. В дошкольной педагогике дидактические игры долгое время считались основным средством сенсорного воспитания. Благодаря формированию сенсорных идей дошкольники получают четкое представление об окружающей действительности, в процессе которого происходит всестороннее развитие личности.
Сенсорное образование интерпретируется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов. В сенсорном образовании сложилось традиционное содержание, которое включает в себя введение в вес, форму, текстуру, вкус, цвет, размер, запах, звучание предметов из окружающего мира, ориентацию в пространстве. В отечественной системе сенсорного образования традиционное содержание расширено и дополнено включением музыкального слуха, временной ориентации и развития речи. Одновременно ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов, что проявляется в различиях характеристик и свойств объектов.
В условиях предметно-развивающей среды ребенок не только усваивает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных коммуникативных навыков, ведущую роль в котором играет педагог. Он является примером для подражания; через него передаются общечеловеческие нравственные нормы и правила. Создавая в своей группе развивающую среду субъекта, педагог старается сделать ее безопасной, комфортной, наполненной различными стимулами, где каждый ребенок имеет возможность исследовать окружающую среду самостоятельно или под руководством взрослого.
1. Мелехина, И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И.В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб., 2014. – С. 136-139.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Академия, 2001. – 459 с.
3. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Н.Н. Поддьяков. – М.: Изд-во Просвещение, 2001. – 260 с.
4. Ильина, М.Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения / М.Н. Ильина. – СПб.: Дельта, 2001. – 319 с.
5. Морозова, А.М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание / А.М. Морозова, О.Е. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 54-55.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э. Г Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
7. Фребель, Ф. Будем жить ради своих детей / Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 249 с.
8. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание дошкольника. – М., 2002. – С. 145–149.
9. Кобель, Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.
11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 386 с.
12. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей / И. Ю. Нечаева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – №1. – С. 58-70.
13. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная асвета, 2006. – 128 с.
14. Жуйкова, Т.П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т.П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952-954.
15. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.
16. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
17. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Плеханов, А.М. Морозов // Дошкольное воспитание. – 2001. –№ 7. – С. 3-35.
18. Аванесов, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей. Сенсорное воспитание в детском саду / В.Н. Аванесов. – М.: Просвещение, 2001. – 185 с.
19. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. –2002. – №10. – С. 90-93.
20. Дошкольная педагогика / Под ред. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
22. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.
23. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2006. – 148 с.
24. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – 2008. – №1. – С. 31-38.
25. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие / М.Г. Сорокова. – М. : Академия, 2005. – 384 с.
26. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.