ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку
1.2 Технология проектной деятельности
1.3 Виды проектов на уроках иностранного языка. Функции
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД УСТНЫМИ ТЕМАМИ В ФОРМЕ ПРОЕКТА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Методика применения проектной технологии при работе над устными темами в старших классах средней школы
2.2 Разработка проекта при работе над устными темами на уроках немецкого языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует свои требования к организации и проведению образовательного процесса. В связи с все ускоряющимися темпами развития технологий, возросла потребность не столько в знаниях, сколько в умении самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, в самостоятельности познания и самообразовании. В эпоху быстрых изменений, развития технологий и глобального общения уроки требуют от учителя создания условий, где ребенок самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками будет добиваться запланированного результата при минимальном воздействии учителя. Нет, это не только использование новых технических средств на уроке, это логичное использование правильных форм и методов преподавания учителем в процессе обучения.
В современной методике обучения иностранным языкам наблюдается развитие большого числа как электронных, так и социальных обучающих технологий, что предоставляет преподавателю возможности выбора той из них, которая будет наилучшим образом отвечать требованиям учебного процесса с учетом специфики преподаваемого аспекта, степени мотивированности учащихся и уже освоенных ими знаний, умений и навыков.
Развитие навыков осуществления устной речи в процессе изучения иностранного языка является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. К этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Ведущими признаками технологии являются:
1. совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
2. логика, последовательность компонентов;
3. методы, приёмы, действия, операции;
4. гарантия результата [1, с. 59-64].
Впервые в педагогике понятие «технология» появилось на рубеже 1940-1950-х гг. и было связано с использованием в педагогическом процессе технических средств и программированного обучения.
В современной образовательной практике термин «педагогическая технология», согласно Г.К. Селевко [2], употребим в трёх ракурсах:
1) общепедагогический (общедидактический) подход: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в регионе, в учебном заведении и отождествляется с понятием педагогической системы; она представляет собой совокупность целей, содержания и методов обучения, а также описание деятельности участников педагогического процесса;
2) частнометодический (предметный) подход: дефиниция употребляется в значении частная методика, представляет собой совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в пределах какого-то одного учебного предмета или класса, а также описание деятельности педагога или воспитателя...
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД УСТНЫМИ ТЕМАМИ В ФОРМЕ ПРОЕКТА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1 Методика применения проектной технологии при работе над устными темами в старших классах средней школы
При работе над устными темами в старших классах средней школы особое значение имеет проектная деятельность.
В методе проектов выделяют следующие этапы работы: планирование, выполнение, презентация и контроль [19]. Выбирая тему проекта, немаловажно учитывать интересы, возрастные особенности и предшествующую подготовку учащихся данной группы. Тема должна носить проблемный характер и в то же время быть достаточно актуальной [20].
Проектная деятельность учащихся – процесс многоступенчатый, и он подчиняется определенному алгоритму. Работа над проектом предусматривает следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий. На каждом из этапов ставятся и решаются определенные цели и задачи, определяется характер деятельности учащихся и педагога. Подробнее остановимся на каждом из них.
На подготовительном этапе самым важным вопросом является выбор темы, проблематизация проекта, рассмотрение проектного поля, выведение задач, вытекающих из проблемы. Уже на данной ступени следует предоставлять некоторую свободу выбора учащимся, необходимо учитывать их интересы, возрастные особенности, заинтересованность в решении выбранной проблемы. Для этого этапа отлично подходят такие методы, как «мозговой штурм», голосование, анкетирование, в ходе которых учащиеся смогут открыто высказать свое мнение по вопросу и предложить свои идеи, что способствует повышению чувства причастности к общему делу, а также является дополнительной мотивацией к активной познавательной деятельности. Главное – вызвать интерес у учеников, показать важность и значимость проекта, возможное применение полученных знаний на практике. Для этих целей можно использовать любые средства: к примеру, показать видеофильм, связанный с темой, рассказать притчу, историю, пригласить на урок гостя, который сможет увлечь ребят тем или иным способом. Главное – избежать пассивного восприятия, роли стороннего наблюдателя со стороны учеников, на этом этапе необходимо их привлечь к активной позиции в отношении решаемых задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Проектная работа ‒ это эффективный способ изучения иностранного языка, при котором все участники выбирают определенную тему, пути ее исследования, выполняют разнообразные практически направленные задания на иностранном языке, используют различные каналы получения информации, работая как самостоятельно, так и в малых группах. Проектные технологии могут использоваться при работе на занятиях и во внеаудиторное время, поскольку они представляет собой развивающую личностно-ориентированную технику обучения.
Метод проектов позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и, следовательно, предоставляет им дополнительные возможности для личностного и профессионального развития. Сложным моментом для учителя как организатора учебного процесса является то, что для успешного выполнения проекта в установленные сроки от учащихся требуется достаточно высокий уровень самодисциплины и ответственности. Поэтому одной из основных задач учителя становится стимулирование учащихся к напряжённой творческой работе. Применение проектной технологии предусматривает следующие компоненты обучения: языковая подготовка; специализированная речевая подготовка; коммуникативно-функциональная подготовка в ситуациях, реализуемых на изучаемом иностранном языке.
1 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
2 Селевко, П.К. Современные побразовательные технологии / П.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С. 23-34.
3 Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
4 Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 77 с.
5 Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 19 с.
6 Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.М. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
7 Федорович, Н.Н. Информационные технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов экономических специальностей: магистерская диссертация на соискание степени магистра образования … 1-21 81 01 / Н.Н. Федорович. – Брест: БГУ им. А.А. Пушкина, 2017. – 99 с.
8 Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат. – М. : изд. центр «Академия», 2010. – С. 193–200.
9 Мисан, В.Г. Использование интерактивных методов обучения одаренных учащихся на уроках немецкого языка / В.Г. Мисан. – Брест: БГУ им. А.А. Пушкина, 2019. – 69 с.
10 Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
11 Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
12 Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.
13 Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус. яз., 1989. – 276 с.
14 Гесинка, О.В. Проектные формы работ / О.В. Гесинка // Иностранные языки в школе, 2002. – С. 48-50.
15 Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – Москва: Академия, 2006. – 336 с.
16 Девтерова, З.Р. Современные технологии обучения иностранному языку в вузе / З.Р. Девтерева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – №3. – С. 105-111.
17 Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VIII-IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-8-9-baz_pav_rus.pdf.pdf.
18 Войтишенюк, Е.В. Практическое применение проектного метода как инновационный подход к обучению иностранному языку студентов экономических специальностей / Е. В. Войтишенюк // Проблемы социально-экономического и правового обеспечения инновационного развития Беларуси: материалы XIV Межвузовской научно-практической конференции (4 февраля 2010 года. Г. Гомель). – Гомель: ГФ УО ФПЬ МИТСО, 2010. – ч.II.- С.152-154.
19 Методика преподавания иностранного языка / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
20 Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – 276 с.
21 Ладутько, Л.К. Проектная деятельность как средство социализации / Л.К. Ладутько // Пралеска – 2012. – №8 (252). – С. 6-15.
22 Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – 112 с.