ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
1.2 Инвентарь и оборудование мест занятий
1.3 Значение катания на коньках для детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ
2.1 Понятие о технике катания на коньках
2.2 Последовательность и специфика обучения
2.3 Использование подвижных игр при обучении и совершенствовании катанию на коньках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый, закаленный, физически сильный ребенок обычно активен, жизнерадостен и вынослив. Он уверенно выполняет различные виды движений, хорошо сопротивляется неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Однако данные исследований показывают, что большинство детей имеют отклонения в состоянии своего здоровья. На это влияет целый ряд факторов: биологические, экологические, социальные условия, а также условия и технологии воспитания и обучения дошкольников. Сохранение здоровья детей имеет важное значение во всех сферах человеческой деятельности, особенно в сфере образования. Низкие показатели здоровья детей делают приоритетной задачей дошкольных учреждений сохранение и укрепление здоровья детей.
Тема обучения катанию на коньках детей старшего возраста была незаслуженно забыта практиками дошкольных образовательных учреждений и, несомненно, ценна для нашего уральского региона. Зимний период в нашем регионе довольно продолжительный. Из-за низких температур прогулки становятся короче, двигательная активность детей снижается. Катание на коньках дает возможность повысить двигательную активность, что способствует охране и укреплению здоровья детей.
Катание на коньках – один из самых интересных видов движения для детей. Систематические занятия конькобежным спортом, проходящие на воздухе, оказывают положительное влияние на организм ребенка: значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата, способствуют улучшению функции равновесия; укрепляют опорно-двигательный аппарат; способствуют развитию основных видов движений, дарят детям чувство «мышечной радости». Благодаря воздействию холодного воздуха улучшаются терморегуляторные процессы в организме и, как следствие, происходит закаливание. Попутно совершенствуются навыки самообслуживания, аккуратность и привычка к порядку, а также расширяется круг знаний о свойствах снега, льда и воды. В конькобежных движениях дети получают фиксированные пространственные представления, развивают смелость, настойчивость и решительность. Дети знакомятся с прекрасным миром движения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и в то же время неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу и особенно к деятельности учителя физической культуры в дошкольных учреждениях.
В период старшего дошкольного детства тело растет в длину, рост конечностей превышает скорость роста туловища, динамика роста отдельных систем и органов определяется индивидуальными, возрастными и половыми различиями. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков [11, с. 23].
В этот период ребенок может вырасти на 7-10 см в год. средний рост пятилетнего ребенка составляет около 107 см, а масса тела - около 17 кг. На шестом году жизни средний прирост веса в месяц составляет 200 г, а рост- 0,5 см. Организм ребенка в этот период развивается более интенсивно, характеризуется большей пластичностью, но в то же время более восприимчив к травмам, что связано с активными процессами роста и дифференцировки тканей, что обуславливает гораздо меньшую устойчивость организма ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Развитие опорно-двигательного аппарата (скелета, суставного и связочного аппарата) у детей до 7 лет еще не закончилось. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко сгибаются и могут стать неровными под воздействием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего детства. В течение этого периода почти каждая из 206 костей скелета продолжает существенно меняться по форме, размеру и внутренней структуре [13].
Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразующего процесса и все еще сохраняет в некоторых местах хрящевую структуру (кисти рук, берцовые кости, некоторые отделы позвоночника). Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, правильным положением тела во время сна, предотвращая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, тазовых костей и конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки негативно влияют на развитие скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные физические нагрузки и доступные для этого возраста бег, лазание, прыжки стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается вплоть до полового созревания.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ
2.1 Понятие о технике катания на коньках
Качество движения на коньках, безусловно, зависит от умелого использования учителем различных методов обучения, учета развития навыков и умений, а также интереса детей к занятиям, осознанного отношения к конькобежным движениям. Чем лучше общая физическая подготовка детей, тем быстрее они осваивают этот вид движения. В процессе тренировок большое место занимают подготовительные упражнения, укрепляющие мышцы ног (в частности, стопы), а также способствующие развитию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, зрение и так далее. Для этого в младших группах (3-4 года) скольжение без коньков выполняется по обледенелым дорожкам или плотно утоптанному снегу.
Сначала дети катаются с помощью взрослых (ребенка держат с двух сторон руками или одной рукой), затем самостоятельно. Учитель показывает и объясняет, что нужно сделать энергичный бег по снегу и скользить по ледяной дорожке на двух ногах, поставив одну ногу назад примерно на ширину плеч; держать тело прямо (или слегка приседать). Дети старшего дошкольного возраста могут одновременно выполнять различные задания: скользить в глубоком приседе; боком; на одной ноге; руки на поясе, за головой, за спиной; ловить снежок, брошенный взрослым или ребенком; поворачиваться; садиться и снова выпрямляться. Следует помнить, что расстояние скольжения зависит от скорости разбега и энергии отталкивания перед скольжением [16, с. 33].
Дети скользят по ледяным горкам низко на своих ногах, один, два и три, положив руки на талию тех, кто впереди. Учитель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила скатывания с горки, определяет дозировку нагрузки.
Подготовительные упражнения без коньков и на коньках выполняются в помещении на резиновых дорожках и ковриках. Рекомендуется кататься на коньках с опорой и без опоры; стоять на одной ноге с попеременным подъемом левой и правой ноги; пружинисто проприедад, руки вперед или на пояс; прогиб одной или другой ноги в сторону и назад для полного ее выпрямления; выпады вперед в направлении; туловища; сгибание лошади влево и вправо, внутрь и наружу; перенос веса тела с одной ноги на другую, Прыжки на двух ногах и движение вперед; поворачивает направо, налево, вокруг (шаги); имитация скольжения и т. д. Эти упражнения развивают равновесие, укрепляют голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, а также способствуют развитию техники движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было изучить специфику организации обучения дошкольников катанию на коньках.
Мы предположили, что обучение дошкольников катанию на коньках будет эффективным в случае правильной и своевременной подготовки инвентаря и оборудования, созданию безопасной среды, поэтапному, методически выверенному процессу обучения.
На основании углубленного изучения учебно - методической литературы и ознакомления с опытом работы педагогов дошкольного воспитания и инструкторов по физической культуре, мы можем сделать следующие выводы:
1. Старший дошкольный период является сензитивным периодом для начального этапа обучения дошкольников катанию на коньках. Организм ребёнка достаточно сформирован для начала процесса обучения. Дети отличаются необыкновенной смелостью, наличием устойчивого интереса к спортивным упражнениям.
2. В процессе обучения дошкольников катанию на коньках должное внимание необходимо уделять подбору и подготовке спортивного инвентаря и оборудования, заливке и уходу за катком, созданию безопасной среды жизнедеятельности воспитанников.
3. Катание на коньках имеет большое воспитательное и образовательное значение. Умения и навыки, полученные на занятиях, используются детьми в самостоятельной деятельности и играх и создают залог мотивированного отношения к здоровому образу жизни в будущем.
1. Апарин, В. А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках / В. А. Апарин. – М. : Терра – Спорт, 2000. – 24 с.
2. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества : учеб. пособие / В. П. Артемьев, В. В. Шутов. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. – 284с.
3. Барчуков, И. С. Физическая культура : учебник / И. С. Барчуков ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 6-е изд., стер. – М. : Академия, 2013. – 526 с.
4. Букатин, А. Ю. Начальное обучение технике катания на коньках / А. Ю. Букатин, Ю. Н. Перегудов // Хоккей : Ежегодник. – М.Физкультура и спорт, 1985. – 89 с.
5. Глазырина, Л. Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания: методические рекомендации / Л. Д. Глазырина. – Минск : НМ Центр, 2000. – 304 с.
6. Зайцева, Н. В. Теория и практика умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях / Н. В. Зайцева. – Минск : НМ Центр, 2000. – 126 с.
7. Здоровый дошкольник : социально - оздоровительная технология XXI века / Ю. Е. Антонов [и др.]. – М. : АРКТИ, 2001. – 80 с.
8. Ирошникова, Е. И. Методика начального обучения фигурному катанию на коньках : лекция для III курса / Е. И. Ирошникова. М. : ГЦОЛИФК, 1991. – 73c.
9. Карманова, Л. В., Шебеко, В. Н. Физическая культура в старшей группе детского сада : метод. пособие. – Минск : Полымя, 1987. – 264 с.
10. Кенеман, А. В. Хухлаева Д. В Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1992. – 271с.
11. Логвина, Т. Ю. Физкультура, которая лечит : пособие для педагогов и мед. работников дошк. учреждения / Т. Ю. Логвина. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 172 с.
12. Мащенко, М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику : пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. – Минск : НМ Центр, 1998. – 128 с.
13. О комплексном развитии физических качеств у детей 3–7 лет в режиме детского сада / В. А. Иванов [и др.] // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 4. – С. 52 – 61.
14. Особенности организации спортивных игр и упражнений в учреждениях дошкольного образования : справочные материалы для студентов факультета физической культуры / сост. : В. И. Ольха, В. Н. Барановский. – Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2015. – 65 с.
15. Пустынникова, Л. Н. Коньки в детском саду / Л. Н. Пустынникова. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 160 c.
16. Рыжкин, В. И. Ледовая сюита / В. И. Рыкин. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 194с.
17. Смирнова, П. Б., Воеводкина, В. С., Гиряев, Б. К. Из опыта применения игр на беговых коньках в занятиях с новичками / П. Б. Смирнова, В. С. Воеводкина, Б. К. Гиряев // Оптимизация содержания и структуры тренировочного процесса / Сборник научных статей. – Омск : ОГИФК, 1982. – 52c.
18. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : метод. пособие для рук. физ. восп. дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 416 с.
19. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2006. – 368 с.
20. Тузова, Е. Н. Унифицированное обучение детей катанию на коньках : учебное пособие / Е.Н. Тузова. – СПб. : СПбГАФк им. П. Ф. Лесгафта 2000. – 156 с.
21. Физическое воспитание детей от рождения до школы : учебно-методическое пособие / В. Г. Шпак. – Витебск, 1997. –102 с.
22. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. О. Филипповой. – М. : Академия, 2007. – 224 с.
23. Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учеб. для пед. уч-щ по спец. 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» и 2002 «Дошк. воспитание» / Д. В. Хухлаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 207 с
24. Чайкин, В. А. Начальная подготовка юных конькобежцев : конькобежный спорт / В. А. Чайкин. – М. : Физкультура и спорт,1980. – 26 с.
25. Шарманова, С. Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и практика / С. Б. Шарманова. – Челябинск, 2001. – 88 с.
26. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, А. В. Шишкина. – 4-е изд., испр. – М. : Академия», 1997. – 185 с.
27. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Минск : Літаратура і Мастацтва, 2011. – 176 с.