ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА
1.1. Сущность понятия воспитания в духе идей культуры мира
1.2. Основные направления и содержание миротворческого воспитания учащихся
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДУХЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА
2.1. Анализ состояния воспитания в духе мира (на материалах исследования)
2.2. Методика работы по воспитанию в духе идей культуры мира
2.3. Пути эффективности воспитания старшеклассников в духе мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение культурного разнообразия как живого, постоянного возобновляемого сокровища должно возобновляться мировым сообществом не как застывшее явление, а как процесс, гарантирующий выживание человечества. Каждый человек должен научиться признавать не только различия во всех их формах, но и многообразие самобытных различий в мировом сообществе.
Важнейшая задача воспитания поликультурной личности – воспитание «гражданина мира», обладающего высоким уровнем ответственности за судьбу своего этноса, за судьбу других народов, сохранение мира на планете. Из такого контекста рождается представление об общечеловеческих ценностях, о понимании гуманизма, демократии, социальной свободы, правах человека и гражданина, достоинстве личности, добрососедских отношениях с другими народами, сотрудничества между странами и народами в интересах мира и прогресса.
Как отмечает В.Г. Литвинович, нынешнее поколение явно имеет выраженную установку на саморазвитие, самоопределение, самореализацию, социальный и экономический успех, независимость. Такое понимание мира и самого человека сопряжено с воспитание нового типа личности, способной и готовой жить в условиях глобального мира, где судьба каждого зависит от судьбы всех. Новый человек должен быть не только субъектом собственной жизни, но и четко осознавать свою социальную миссию, место и роль в общественной жизни [17, с. 69].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ДУХЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА
1.1. Сущность понятия воспитания в духе идей культуры мира
Проблема духовного и интеллектуального потенциала человека, которая решается системой образования, стоит сегодня не только как гуманитарная проблема, а как условие национальной и глобальной безопасности, выживание цивилизации перед лицом глобальных проблем цивилизации.
Культура мира – это признание среди людей таких правил отношений в конфликтных ситуациях, которые позволяют разрешить конфликт мирным путем, уважая достоинство любой стороны, с соблюдением ее жизненных интересов и прав человека [21].
Культуру мира В.Г. Литвинович рассматривает как социокультуру, как императив поступательного общечеловеческого цивилизационного процесса, как синтез научной мысли, миротворчества, политики, международного права и нравственности [17, с. 69].
Понятие «культура мира» не просто идеал, к которому человек должен стремиться, – это результат конкретных действий в социально-политических, общественных, научных, культурных, религиозных, образовательных сферах, производимых на глобальном, региональном, государственном и локальном уровнях.
Выводы по первой главе
Глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед современным образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. Одно из главенствующих мест в процессе миротворческого воспитания принадлежит школе. Именно школа способна обеспечить качественное преобразование общества. Именно школа даёт возможность воспитать граждан, способных построить организованное и сплочённое общество, способных осознавать и решать его проблемы, возрождать и сохранять культурные традиции, защищать окружающую среду и т. п.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДУХЕ ИДЕЙ КУЛЬТУРЫ МИРА
2.1. Анализ состояния воспитания в духе мира (на материалах исследования)
Эффективность воспитания учащихся в духе мира обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы и требует комплексной организации работы, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное.
Возможности применения различных методов и приемов воспитания школьников в духе мира могут быть проверены при проведении диагностического эксперимента.
Базой для данного эксперимента стал 9 “B” класс средней школы № 133 г. Минска. Принимали участие дети в количестве 18 человек.
Цель эксперимента – провести анализ состояния воспитания старшеклассников в духе идей культуры мира.
Выводы по второй главе
Возможности применения различных методов и приемов воспитания школьников в духе мира могут быть проверены при проведении диагностического эксперимента. Базой для данного эксперимента стал 9 “B” класс средней школы № 133 г. Минска.
Исследование позволило выявить, что из 18 учеников 9 класса лишь 2 учащихся (11%) обладают высоким уровнем воспитания в духе мира, 10 учащихся (56%) имеют средний показатель, 6 учащихся (33%) – низкий. Качественный анализ полученных данных показал, что наибольшие трудности у старшеклассников вызывает возможность принять человека другой национальности членом своей семьи, а также большинство опрошенных (67%) указали, что считают, что к некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.
Изучение научно-методической литературы показывает, что существуют различные формы и методы, способствующие воспитанию в духе мира: обучение через опыт; беседы, обзоры периодической печати, проведение операций «Милосердие», «Мир вокруг меня»; занятия-тренинги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед современным образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. Одно из главенствующих мест в процессе миротворческого воспитания принадлежит школе. Именно школа способна обеспечить качественное преобразование общества. Именно школа даёт возможность воспитать граждан, способных построить организованное и сплочённое общество, способных осознавать и решать его проблемы, возрождать и сохранять культурные традиции, защищать окружающую среду и т. п.
Учитель может использовать возможности различных методов и приемов при миротворческом воспитании учащихся в урочной и неурочной деятельности. Одним из наиболее эффективных методов в миротворческом воспитании является обучение через опыт. Этот метод подразумевает обучение в процессе практики посредством анализа и рефлексии над своими действиями.
Возможности применения различных методов и приемов воспитания школьников в духе мира могут быть проверены при проведении диагностического эксперимента. Базой для данного эксперимента стал 9 “B” класс средней школы № 133 г. Минска.
1. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
2. Ахметова, И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран (государства-участники Совета Европы, США и Канада) : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.Ф. Ахметова. – М., 1995. – 20 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Белобородова, А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01/ А.Е. Белобородова. – Иркутск, 2001. – 370 л.
5. Брынзов, И.И. Миротворческая деятельность международных педагогических организаций (история и развитие: 1945–1995 гг.) : автореф. дис. на соиск. науч. степ. канд. ист. наук / И. И. Брынзов. – М., 2000. – 25 с.
6. Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент / Н.Ф. Бугай // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 42–45.
7. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
9. Гасанов, З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. – Махачкала, 1998. 338 с. – 128 с.
10. Декларация о культуре мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture_of_peace.shtml. –Дата доступа:
11. Дзейтова, М. Х. О некоторых проблемах теории миротворческого образования / М.Х. Дзейтова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – №16. – С. 32–36.
12. Емузова, Н.Г. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов / Н.Г. Емузова. – М. : Азбука, 2011. – 264 с.
13. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
14. Искра, Л. В. Метод проектов в воспитании старшеклассников в духе мира / Л.В. Искра // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. – Одесса, 2010. – Т. 18. Педагогика, психология и социология. – С. 19–23.
15. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
16. Литвинович В.Г. Организационно-педагогические условия воспитания студентов университета в духе культуры мира: дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2010. – 200 с.
17. Литвинович, В.Г. Воспитание учащейся молодёжи в духе культуры мира как социально-педагогическая проблема / В.Г. Литвинович // Омские социально-гуманитарные чтения – 2016 : материалы IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет. –2016. – С. 69-76.
18. Литвинович, В.Г. Воспитание студентов в духе культуры мира в современной социокультурной среде / В.Г. Литвинович // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях материалы Всероссийской научно-практической конференции. Костромской государственный университет. – 2017. – С. 328-332.
19. Литвинович, В.Г. Этническая социализация молодёжи в духе культуры мира: белорусский опыт этнокультурного воспитания / В.Г. Литвинович // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. – 2017. – С. 425-430.
20. Магомедова, З.М. Этнопедагогические аспекты воспитания культуры межнационального общения / З.М. Магомедова // Материалы Всерос. научн.-практ. конф. «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», 16-17 ноября 1999. – М. : РАО, 2001. – С. 222 – 223.
21. Рац, М.В. Концепция и основные направления Программы развития культуры мира в России / М.В. Рац [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.futurisrael.org/Ratz/Km3red.htm. – Дата доступа:
22. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
23. Солдатова, Г.У. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» / Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.psytolerance.info/ diagnostics/ index.php?c=1295274378&s=1295274583. – Дата доступа:
24. Социология межэтнической напряженности / отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. – 222 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.