ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫХ КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ, НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Особенности слухового восприятия учащихся с нарушением слуха, компенсированных кохлеарным имплантом
1.2. Педагогический опыт использования игр для развития слухового восприятия
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫХ КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ, НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Практическое изучение слухового восприятия у учащихся компенсированных кохлеарными имплантами
2.2. Разработка комплекса упражнений по развитию слухового восприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, распространенность нарушений слуховой функции среди человеческой популяции составляет от 4 до 6% населения. При этом, согласно прогнозам, число лиц с тугоухостью во всем мире ежегодно будет увеличиваться на 2%, и к 2021 году ожидается повышение численности больных с социально значимыми дефектами слуха более чем на 30%. В связи с этим, обостряется проблема социализации и адаптации лиц данной категории.
Одним из методов слухопротезирования лиц с выраженными дефектами слуха является кохлеарная имплантация, которая успешно проводится во всем мире уже около 30 лет.
По данным независимого информационной центра по вопросам кохлеарной имплантации (Бельгия) и европейской ассоциации пользователей кохлеарных имплантов (Люксембург), кохлеарная имплантация разрешена детям в возрасте 2-х лет и старше с тяжелой и глубокой глухотой и детям в возрасте 12-23 месяцев с глубокой глухотой. У нас в стране данная операция проводится преимущественно в дошкольном возрасте, который является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом и успешность его интеграции в среду слышащих в частности.
Выступая первичным дефектом, нарушение слуха у ребенка ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно.
Речь – это, прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Без понимания речи невозможна успешная интеграция такого ребенка в общество слышащих людей, что в свою очередь является одной из главных целей целого коллектива специалистов: врачей, педагогов, дефектологов, психологов (P.M. Боскис, Л.А. Головчиц, Л.В. Нейман, И.В. Королева, Н.Д. Шматко и др.).
Выступая современным и высокотехнологичным методом реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, кохлеарная имплантация позволяет ребенку слышать. Однако, как отмечает И.В. Королева, «мы слышим мозгом», поэтому сразу после подключения речевого процессора слухового восприятия, без слухоречевой реабилитации очень затруднено и в некоторых случаях просто невозможно. Сопровождение детей с кохлеарным имплантом является очень сложной педагогической задачей, от решения которой, зависит дальнейший прогноз речевого и социального развития ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫХ КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ, НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Особенности слухового восприятия учащихся с нарушением слуха, компенсированных кохлеарным имплантом
Под восприятием понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы, благодаря которым это совершается [25].
Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: 1) громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; 2) высоту, соответствующей частоте; 3)тембр, или «окраска» (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра [26, с. 46].
Как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн, восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Воспринимая, человек не только слышит, но и слушает, а иногда он не только слушает, но и прислушивается [33, c. 196].
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Таким образом, восприятие преподносит человеку целостный образ предмета [25].
Восприятие представляет собой систему перцептивных действий (то есть, это – процесс, который направлен на выделение, обнаружение, различение, а также, на формирование образа, который воздействует на сенсорную основу человека), следовательно, овладение такого сложного процесса требует специального обучения, коррекции и практики [5]. В жизни нормально развивающегося ребенка, восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, а именно, восприятия человека человеком.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, КОМПЕНСИРОВАННЫХ КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ, НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Практическое изучение слухового восприятия у учащихся компенсированных кохлеарными имплантами
Проблема изучения восприятия устной речи детьми младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения вопрос изучения особенностей восприятия и понимания устной речи детьми после КИ тесно связан с проблемой нарушения слуха в целом и нарушением слухового восприятия в частности. С практической точки зрения обоснованное решение этого вопроса способствует: наиболее успешной социализации ребенка с КИ в среду слышащих людей, отбору и направлению детей с КИ в массовые и специальные школы (речевые, для слабослышащих); более целенаправленному психолого-педагогическому сопровождению этой группы детей и более эффективному коррекционному воздействию.
Исследование проводилось на базе ГУО «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 для детей с нарушением слуха г. Минска». В эксперименте приняли участие 20 детей 2 класса (7-8 лет) после кохлеарной имплантации. Исследование проводилось в феврале 2020 года. Протоколы обследования испытуемых представлены в приложении.
Целью исследования является изучение особенностей восприятия устной речи детьми младшего школьного возраста после операции по кохлеарной имплантации.
Задачи экспериментального исследования:
1. Подбор диагностических методик для изучения состояния восприятия устной речи у детей младшего школьного возраста после КИ.
2. Отбор детей в экспериментальную группу и обследование их с помощью подобранных диагностических методик.
3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было описать использование игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия учащихся с нарушением слуха, компенсированных кохлеарными имплантами, на коррекционных занятиях.
Для достижения цели нами были достигнуты следующие задачи.
На первом этапе мы охарактеризовали особенности слухового восприятия учащихся с нарушением слуха, компенсированных кохлеарным имплантом. Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Кохлеарная имплантация (КИ) – это комплексный многоэтапный метод реабилитации детей и взрослых с глухотой и выраженной степенью тугоухости, включающий диагностический этап, цель которого – отбор кандидатов на КИ, хирургический этап и этап реабилитации. Темпы развития понимания устной речи у каждого ребенка с КИ индивидуальны и засвистят от многих причин: возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со СА и речи на момент операции, интенсивность занятий с педагогом и родителями, наличие дополнительных нарушений. Дети школьного возраста с КИ, оглохшие до момента речевого развития, учатся слышать, понимать речь и говорить длительное время, этот процесс занимает годы. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение данной группы детей начинается с комплексной диагностики и изучения актуального состояния их речевого развития.
На втором этапе мы изучили существующий опыт использования игр для развития слухового восприятия. У глухих детей раннего возраста преобладающими игровыми действиями являются манипуляции с предметами и только после трех лет отмечаются функциональные процессуальные действия с игрушками, которые являются основным содержанием игры значительного большинства детей. В игре детей старше четырех лет появляются элементы сюжета, однако это не меняет общего характера игры. Для глухих же детей характерен обратный процесс: их игровые действия становятся более полными, развернутыми и не приобретают характер обобщенных. Таким образом, у глухих детей отмечаются особенности в овладении игровыми действиями не только в процессе спонтанного развития, но и в ходе обучения, что свидетельствует о необходимости совершенствования коррекционной работы с этой категорией детей.
1. Багрова, И.Г. Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб заведений / И.Г. Багрова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
2. Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух Пособие для учителя / И.Г. Багрова. – М. : Просвещение, 1990. – 127 с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
5. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – М. : АСТ, Астрель, 2008. – 222 с.
6. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М. : Советский спорт, 2004. – 303 с.,
7. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха Кн. для учителя / Р.М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 128 с.
8. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. – М.: Просвещение, 1975. – 174 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 536 с.
10. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: о пед. руководстве игровой деятельностью школьников / О.С. Газман. – М., 1988. – 159 с.
11. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
12. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие / Т.А. Григорьева. – Минск : БГПУ, 2006. – 67 с.
13. Загорянская, М.Е. Нарушения слуха у детей: эпидемиологическое исследование / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева, Л.Б. Дайняк // Вестник оториноларингологии. – 2003. – №6 – С.7–10.
14. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) / И.В. Королева. – СПб. : КАРО, 2012. – 752 с.
15. Королева, И.В. Развитие слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации / И.В. Королева. – СПб : КАРО, 2014. – 304 с.
16. Королева, И.В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) / И.В. Королева // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.
17. Королева, И.В. Слухо-речевая реабилитация глухих детей и взрослых с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. – СПб. : КАРО, 2005. – 90 c.
18. Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышаших учащихся / Т.К. Королевская. – М. : Экзамен, 2007. – 127 c.
19. Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. – М. : ТЦ Сфера. 2007. – 64 с.
20. Кузьмичева Е.П. Развитие устной речи у глухих школьников методическое пособие / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О. В. Швецова. – М. : НЦ ЭНАС, 2001. – 136 c.
21. Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М. : Просвещение, 1991. – 136 с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
23. Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. – СПб. : КАРО, 2013. – 120 с.
24. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
25. Носуленко. В.Н. Психология слухового восприятия / В.Н. Носуленко. – М. : Наука, 1988. – 216 с.
26. Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. – М., 1971. – С. 45.
27. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.И. Обухова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2013. – 218 с.
28. Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха / Т.И. Обухова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 112 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.И. Шведова. – М., 1999. – 944 с.
30. Парамонова, Л.Г. Педагогия для всех / Л.Г. Парамонова. – CПб. : Питер, 2009. – 416 с.
31. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. – М., 2000. – 485 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 2013. – 237 с.
34. Саблева, А.С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет/ А.С. Саблева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 153-159
35. Сапожников Я.М. Значение совместной работы сурдолога и сурдопедагога при настройке систем кохлеарной имплантации / Я.М. Сапожников, Н.В. Тарасова, А.Р. Сираева // Вестник оториноларингологии. – 2018. – №2. – С. 22–25.
36. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М. : Владос, 1994. – 344 с.
37. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь педагога / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
38. Соколовская, Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Т.А. Соколовская // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 91–97
39. Феклистова, С.Н. УМК по учебной дисциплине «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха (методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха)» / С.Н. Феклистова. – Мн. : БГПУ им. Танка, 2014. – 126 с.
40. Феклистова, С.Н. Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в учреждениях общего среднего образования: организационно-методический аспект / С.Н. Феклистова // Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 1. – С. 46–51.