ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Особенности решения задач экологического воспитания на уроках «Человек и мир» в 3 классе
1.2. Методы и принципы экологии. Решение экологических задач на уроках человек и мир в 3 классе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день перед Министерством образования стоит задача разработки содержания экологического образования, которое, во–первых, должно быть направлено на ознакомление школьников с культурным опытом человечества, отражающим взаимоотношения человека, общества и природы, а во–вторых, позволит создать интегрированную систему универсальной образовательной деятельности.
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Пришло время, когда общество должно изменить свое отношение к природе и сформировать правильное воспитание и образование подрастающего поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном и неоднородном мире экологические проблемы приобрели глобальный характер. Человечество должно строиться на основе единства человека и природы. Программа начального образования неоднократно акцентирует внимание на актуальности экологического образования для формирования экологической культуры, осознания ценности экологически безопасного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического образования учащихся в области здоровья и безопасности окружающей среды.
В настоящее время проблема всеобщего экологического образования и воспитания является чрезвычайно острой. С методологической точки зрения, экологическое образование, наиболее соответствующее целям и общечеловеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других направлений образования. Именно экологическое образование в настоящее время является самым современным.
Для детей младшего школьного возраста характерно особое единство знаний и опыта, позволяющее говорить о формировании прочного фундамента ответственного отношения к природе. Все предметы начальной школы разработаны таким образом, чтобы способствовать развитию экологической ответственности детей.
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Особенности решения задач экологического воспитания на уроках «Человек и мир» в 3 классе
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья людей, поставив под сомнение существование жизни на Земле.
Людей необходимо учить жить и работать в гармонии с окружающей средой. Это может быть достигнуто за счет качественной трансформации существующей практики экологического воспитания и экологического воспитания в стране.
В настоящее время в педагогической науке ведутся интенсивные исследования путей и средств совершенствования экологического воспитания.
Термин «экологическое воспитание» впервые был введен на конференции, организованной Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1970 году. Экологическое воспитание – это процесс и результат приобретения систематических знаний, навыков и знаний в области воздействия на окружающую среду, экологических условий и последствий изменения окружающей среды [20].
Каропа Г. Н. определил экологическое воспитание как непрерывный процесс воспитания, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде [12].
Сластенин B. А. отмечает, что «экологическое воспитание является не частью воспитания, а новым смыслом и целью современного образовательного процесса, уникальным средством сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации» [19, c 78].
Экологическое воспитание – это формирование бережного, бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом [7, c. 123].
Экологическое воспитание является органической и приоритетной частью всей системы воспитания, придавая ей новое качество, формируя иное отношение не только к природе, но и к обществу и людям (экогуманизм).
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Для начали мы провели опрос учителей 1 класса. Мы использовали следующую анкету:
1. Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2. Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
3. Ощущаете ли вы по детям своего класса, что в классе уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется?
4. Как вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
5. Поддерживаете ли вы проводимую в школе работу по экологическому воспитанию младших школьников? В чем это проявляется?
6. Знакомите ли вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
7. Как оцениваете работу в классе по данному вопросу?___
8. Ваши предложения, пожелания по вопросу экологического воспитания в школе.
9. Почему охрана природы является важнейшей государственной задачей?
10. Объясните понятия «экологическое воспитание», «экологическая культура»
11. Сформулируйте задачи экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
12. Какие глобальные экологические проблемы современного мира вам известны?
13. Считаете ли Вы необходимым проводить экологическое воспитание школьников, начиная с первого класса?
14. Знаете ли Вы методы и формы для формирования экологической грамотности?
15. Привлекаете ли вы к работе с детьми родителей?
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Анализируя данные, полученные в результате анкетирования, можно сделать следующие выводы, что знания у педагогов образовательного учреждения о науке экологии достаточно полные и точные, все педагоги понимают важность значения экологического воспитания младших школьников и оценивают работу в по данному вопросу как удовлетворительную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое воспитание – это формирование бережного, бережного отношения к природе и всей жизни на Земле, развитие понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному использованию природных ресурсов, к участию в сохранении природных ресурсов и жизни в целом.
Экологическое воспитание является органической и приоритетной частью всей системы воспитания, придавая ей новое качество, формируя иное отношение не только к природе, но и к обществу и людям (экогуманизм).
Для формирования экологического сознания существуют два условия:
- овладение теоретическими знаниями – понятиями, идеями, фактами и т.д.
- включение обучающихся в практические занятия по изучению реальной экологической ситуации и их рельефа, а также доступное и реальное участие в ее улучшении.
Содержание экологического воспитания на уроках «Человек и мир» включает три взаимосвязанных компонента: когнитивное, эмоциональное и деятельностное. Они используются при отборе экологических знаний и навыков в начальных школах с соответствующим акцентом на младший школьный возраст. Каждый компонент включает соответствующие формы и методы работы по экологическому просвещению. Результатом экологического воспитания является экологическое воспитание.
Целью экологического образования на занятиях «Человек и мир» является формирование ответственного отношения к природе и окружающей среде на основе экологического образования.
Многочисленные методы и приемы могут быть использованы для эффективных уроков:
- визуальные методы включают наблюдение, просмотр картинок и диаграмм, просмотр фильмов;
- практические методы включают проведение экспериментов, моделирование, выполнение упражнений и решение творческих задач;
- словесные методы включают ведение бесед, чтение художественной литературы, решение логических задач.
1. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2014. – №2. – 123 с.
2. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа, 2017. – №4. – 64 с.
3. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О.Б. Волжина. – М., 2014. – 207 с.
4. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
5. Голубева, Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности Л.Н. Голубева // Этическое воспитание, 2013. – № 6. – 121 с.
6. Губарева, С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева // Методист, 2013. – № 5. – 63 с.
7. Дерябко, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
8. Жестова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа, 2009. – №10. – 181 с.
9. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
10. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2006. – 491 с.
11. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2016. – 258 с.
12. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2016. – 99 с.
13. Квасцова, Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова // Биология в школе. 2014. – №3. – 85 с.
14. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // НШ. 2016. – №6. –96 с.
15. Михальчук, М.В. Основы экологического образованиямладших школьников / М.В. Михальчук. – Мн.: Высш. шк., 2016, – С. 4 – 17.
16. Моисеева, Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2016. – 46 с.
17. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков. – М.: Топикал, 1994. – 184 с.
18. Симонова, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
20. Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь–справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2014. С. 281.
21. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа, 2014. – №10. – 128 с.
22. Хафизова, Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л.М. Хафизова // Начальная школа, 2015. – №3. – 174 с.