ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ЦЕННОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста
1.3 Семья как фактор формирования ценностей и мировоззрения личности в юношеском возрасте
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ЦЕННОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования влияния семьи на ценности и мировоззрение личности в юношеском возрасте
2.3 Практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование системы ценностей и мировоззрения личности у современной молодежи происходит во время кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества. Сегодня ценности подвергаются влиянию ряда негативных факторов, связанных с социальным неравенством, отсутствия преемственности поколений, алкоголизации населения, ростом преступности среди молодежи.
Под влиянием внешних условий у молодых людей формируются внутренние ориентиры, ценности и убеждения, касающиеся как самого себя, так и окружающей действительности. Система ценностных ориентаций включается особенности отношений к себе, к людям, с которыми личность взаимодействует, к окружающему миру, составляет основу мировоззрения, жизненной концепции каждой личности.
Наиболее благоприятным возрастным этапом в формировании ценностей и мировоззрения личности является юношеский возраст. Юность представляет собой завершающий этап формирования личности, который характеризуется становлением идентичности, приобретением внутренней позиции, построением картины мира и формированием отношения к нему, поиском своего места в обществе, планированием своего будущего.
На развитие ценностей и мировоззрения личности значительное влияние оказывает семья. Именно в семьи человек в самого детства усваивает нормы общежития, человеческих взаимоотношений, формирует свое отношение к другим людям и миру в целом. Нездоровый психологический климат семьи, асоциальный образ жизни родителей, то есть семейное неблагополучие отрицательно сказывается на развитии ценностей и мировоззрения личности ребенка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ЦЕННОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, В. Франклом и д. Согласно А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно [6, с. 19].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно М. Рокичу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [6, с. 20].
В отечественной литературе распространен деятельностный подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [11, с. 38].
Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. Ориентированность на развитие личности задается именно ценностями, которые играют роль так называемого «определителя вектора активности». По мнению А.Н. Леонтьева, личностные ценности – это центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями [11, с. 39].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ЦЕННОСТИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №16 г. Мозыря». Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-16 лет.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка;
2) на втором этапе проводилась диагностика влияния семьи на ценности и мировоззрение личности в юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) на третьем была проведена обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Цель исследования: установить влияние семьи на ценности и мировоззрение личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: семья оказывает влияние на ценности и мировоззрение личности в юношеском возрасте.
Методики исследования:
1. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) [14].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей:
1) собственный престиж - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
2) духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
3) креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
4) активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
5) собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии ценностные ориентации рассматриваются как ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии.
В юношеском возрасте преобразуются личностные свойства, происходит окончательное становление образа «Я», формирование ценностно-смысловой сферы личности, изменяется потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности, а также характер отношений с окружающим миром. Юношеский возраст являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личностных особенностей. Формирование мировоззрения в этот период происходит на фоне увеличения объема знаний, расширения кругозора, потребности в определении своего места в окружающем мире, становлении отношения к внешнему миру. Старшеклассник выражает свою позицию по отношению к разным людям, занимает активное место в многообразных социальных отношениях.
Важнейшим фактором формирования ценностей и мировоззрения личности в юношеском возрасте является семья. Именно семья культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к окружающему миру. Система ценностных ориентаций и убеждений старшеклассников, воспитывающихся в разных условиях различны. Одним из главных факторов, влияющих на гармоничное развитие личности старшеклассника является социальная среда, уровень общей культуры семьи, а также наличие семейного благополучия.
1. Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
2. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
3. Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Смысл, 2002. – 469 с.
4. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
5. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
6. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
7. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
8. Каленов, А. А. Особенности субъектности старшеклассников : теоретический аспект / А. А. Каленов // Образование : прошлое, настоящее и будущее: материалы науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С. 3–6.
9. Комлик, Л. Ю. Адаптационные возможности личности в юношеском возрасте (теоретический аспект) / Л. Ю. Комлик, Ю. В. Зимина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-2. – С. 131-133.
10. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
11. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 36–42.
12. Мантрова, М. С. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей / М. С. Мантрова, Н. А. Степаненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 113-116.
13. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
14. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
15. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
16. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
17. Попова, М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / М. В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
19. Слепкова, В. И. Психология семьи / Авт.-сост. В. И. Слепкова. – Минск : Харвест, 2006. – 496 с.
20. Тараданов, А. А. Социальные параметры семейного благополучия общества / А. А. Тараданов // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2004. – Т. 8, № 1. – С. 57–62.
21. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей конференции. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
22. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
23. Чернецкая, Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания / Н. И. Чернецкая // Известия ИГУ. – 2016. – Т. 17. – С. 100-111.
24. Шеховцова, Е. А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е. А. Шеховцова, Е. В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
25. Янов-Бульман, Р. Шкала базовых убеждений в адаптации М. А. Падуна, А. В. Котельниковой // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под -ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб., 2000. – С. 147-152.