ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития речи у старших дошкольников
1.2 Театр - как средство развития выразительности речи детей
1.3 Методы и приемы работы по развитию речи посредством театрализованной деятельности
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение особенностей развития речевых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
2.2 Организация работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
2.3 Сравнительный анализ исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ориентированность современной Концепции дошкольного образования Республики Беларусь на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка в разностороннем развитии и становление личности. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются [13, c.69].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Особенности развития выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит развитие речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.) [1, c.212].
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком [10, c.113].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Изучение особенностей развития речевых умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Как отмечалось выше в первой главе, театрализованная деятельность создаёт возможности для развития речи, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Цель - изучить и оценить проблему развития речи у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
2) изучить уровень речевых умений у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности;
3) рассмотреть методы, приемы работы по развитию речи старших дошкольников через театрализованную деятельность;
4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием театрализованных игр по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать методические рекомендации по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованных игр.
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад №5», г. Волковыска.
В эксперименте принимало участие 17 детей возраст которых 5-6 лет (приложение 1).
Нами в соответствии с задачами исследовательской работы были отобраны: методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки (приложение 2), методика «Пересказ текста» 2 серии заданий (приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образование ставит перед собой большое количество задач, одна из которых это развитие речи детей. Речь ребенка развивается постоянно в любой деятельности, которой он занимается. Театрализованная деятельность позволяют решать одновременно большое количество задач, вот некоторые из них: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, создание атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память.
В условиях разного уровня развития обществом на современном этапе уделяется недостаточное внимания культуре, поэтому ведущая роль в обозначенном направлении отводится дошкольному образовательному учреждению.
В теоретической части исследования было раскрыто: особенности развития выразительной речи у старших дошкольников, были раскрыты методы и приёмы формирования выразительной стороны речи по средствам театрализованной деятельности.
Нами были созданы условия для активного включения в процесс и повышение самостоятельности дошкольника в театрализованной деятельности, направленных на развитие интонационной выразительности, постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности (пластики, двигательных способностей).
Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. Ребёнок не просто заучивает свои слова из сценария, а старается «вжиться» в роль.
1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет .сада - М., КНОРУС", 2003 г
2. Павалаки, И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. – М.: 2006 – 156 с.
3.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет.сада. / под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
4.Родионова Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи дошкольника.
5.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 400с.
4. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. – М., 1976. Т. 1. – 682 с.
7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
8. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
9. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
10. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
12. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 1963 г.
13. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
14. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.[ 15; 3].
15. О.С. Ушакова.Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М.: 2008, — С.168.
16. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
17. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004
18. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.