Введение
Глава 1 Теоретический аспект проблемы формирования системы обобщенных знаний и умений
1.1 Обобщение как психолого–педагогическое понятие
1.2 Обобщенные знания и умения как педагогическая категория
Выводы по Главе 1
Глава 2 Возможности самостоятельной работы по формированию у подростков системы обобщенных знаний и умений
2.1 Возрастная обусловленность формирования у подростков систем обобщенных знаний и умений
2.2 Самостоятельная работа как средство формирования у подростков системы обобщенных знаний и умений
Выводы по Главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Попытки изучить вопрос о самостоятельной деятельности начались еще в древние времена. Древнегреческие мыслители, такие как Платон, Сократ, Аристотель, обосновывали в своих работах всесторонний и глубокий смысл процесса активного, добровольного и самостоятельного усвоения знаний ребенком. При этом они предполагали, что развитие мышления человека может успешно осуществляться только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – через самопознание и самосовершенствование. Этот вид деятельности приносит радость и самоудовлетворение ребенку и тем самым избавляет его от пассивности с его стороны в освоении новых знаний. Позднее идея развития самостоятельной деятельности в обучении получила отражение в высказываниях мыслителей и философов Мишеля Монтеня, Франсуа Рабле, Томаса Мора. В эпоху средневековья в разгар процветания требуют обучать в практике работы школы ребенка самостоятельности и воспитывать в нем вдумчивого, мыслящего ученика. Все эти мысли озвучиваются в трудах основоположников педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци и других. Например, К.Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого и продолжительного усвоения знаний и развития мышления учащихся.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1.1 Обобщение как психолого-педагогическое понятие
Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Обобщение обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах – теоретическом и эмпирическом [1, с.172].
В подростковом и старшем школьном возрасте обобщение производится на основе мысленного и системного анализа отношений и связей объектов. Оно также отталкивается от восприятий и представлений, но связано с выделением и обозначением внутренних качеств этих объектов, ориентация на которые может происходить при минимуме или полном отсутствии наглядных компонентов (план собственного понятия). Такое обобщение обладает должной полнотой и точностью. Оно используется для объяснения многообразных частных проявлений тех внутренних качеств и отношений, которые в нем отражены: это теоретическое обобщение, соответствующее уровню научного мышления (оно противостоит наглядно–действенному и конкретно–образному мышлению, соответствующему более ранним возрастам) [8, с. 28].
Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания [1, с.172].
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Возрастная обусловленность формирования у подростков систем обобщенных знаний и умений
Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Когнитивные способности подростка заметно совершенствуется в процессе учения. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы [13, с. 160–163].
Развитие мышления. В подростковом возрасте развивается теоретическое мышление. Подросток овладевает формально–логическими операциями, приобретает способность абстрагироваться от непосредственного чувственного опыта, строить умозаключения исключительно в словесном плане. У подростка формируется формально–логическое мышление. Старшие подростки решают различные мыслительные задачи, опираясь на установление логических и смысловых связей между объектами, объединяя их в классы [19, с. 96].
Вместо конкретного мышления и обучения, основанного на фактах, которое преобладает у детей в начальной школе, процесс обучения у подростков сосредоточен на более сложных концепциях. Буквальное восприятие жизни дополняется новыми представлениями о реальности, которые в детстве даже не приходили нам в голову [19, с. 96].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование у детей понятий и обобщений, по мнению В. В. Давыдова, «считается одной из главных целей школьного преподавания». Под обобщением мы понимаем переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Обобщение в обучении выступает в двух видах – теоретическом и эмпирическом. Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства.
Правильное обобщение может осуществляться разными способами, и в зависимости от этого обобщение делится на разные виды.
Обобщенные знания – это знания из совокупности учебных дисциплин, образующие целостную систему, которая имеет междисциплинарную структуру. Целью выделения обобщенных знаний является преодоление предметной разобщенности обучения, активизация познавательной деятельности, формирование в сознании обучаемых системы взаимосвязанных знаний, развитие элементов творчества.
Обобщенные умения – это умения, гибкие по своим свойствам, легко переносимые в новые обстоятельства, нацеленные на развитие творческого мышления школьников. Овладение такими умениями позволяет значительно ускорить процесс обучения, сэкономить учебное время для решения сложных, творческих задач. Обобщенные умения обеспечивают в процессе обучения более быстрые темпы и лучшее усвоение учащимися учебной информации, овладения способами учебной деятельности.
1. Бим–Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.] – Москва.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.
2. Буйдаков. Х. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе / Душанб. гос. пед. ун–т. им. К.Ш. Джураева. – Душанбе, 1993. – 47с.
3. Бобров, А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1981. — С. 203
4. Вульфович, А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: дис.канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – С. 64
5. Герус, С. А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб, 1994. – С. 18
6. Головин, С. Ю. Словарь психолога–практика . 2–е изд., перераб. и доп. – мн: Харвест, 2001.–976с. – (Библиотека практической психологии).
7. Гурова, Л. Л. К вопросу о формировании логических операций: Применение знаний в учебной практике школьников. М.: Изд–во АПН РСФСР, 1961. С. 227
8. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико–психологические проблемы построения учебных предметов). М. : «Педагогика», 1972.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
10. Егоров, В.В. Педагогика высшей школы / Скибицкий, Э.Г., Храпченков В.Г. Новосибирск: САФБД, 2008. – 260 с.
11. Журавлёва, Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ишим, 2005. 22 с.
12. Кабанова–Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., «Просвещение», 1968. 288 с. (Акад. пед. наук СССР. Ин–т психологии).
13. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально–нравственного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9. № 3.2.
14. Краевский, В.В. , Усова, А.В. Академия педагогических наук СССР научно–исследовательский институт общей педагогики / Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников., Москва, 1981.
15. Кривых, С.В., Павлов, А.К. Организация образовательного процесса старшеклассников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования // Специфика педагогического образования в регионах России: Материалы 5–й Всероссийской научно–практической конференции. – Тюмень – СПб.: ТОГИРРО, 2012.
16. Локалова, Н.П. Уроки психологического развития для младших подростков. Вопросы психологии. № 1, 2003.
17. Материалы ежегодной научной Конференции студентов и магистрантов университета, 19–20 апр. 2016 г.: в 3ч. 4.1 / отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск: МГЛУ, 2016–260 с.
18. Микельсон, Р. М. О самостоятельной работе учащихся. М.: Учпедгиз, 1963. 242 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов – 6 издание, стереотип.– М: издательский центр «Академия» – 2000.– С. 96
20. Наумчик, В.Н, Педагогический словарь / Паздников, М.А. Ступакевич, Н. В. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.:ил.
21. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся, Тарту, 1976. – 124 с.
22. Нурминский, И.И., Гладышева, Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. – М. : Педагогика, 1991. – 224 с. , с. 12
23. Полонский, В.М., Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – Москва.: Высш. шк., 2004. 512с., – с. 159
24. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая Современная энциклопедия / Минск.: «Соврем. слово», 2005. – 720с., с. 370
25. Реана А.А. Психология подростка. – СПб., 2003. – 480 с.
26. Суровикина, С. А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты: монография. — Омск: Изд–во ОмГТУ, 2006.
27. Тонконогая, Е. П. Обобщение и применение знаний учащимися 4 класса в процессе обучения / Ленингр. Кафедра педагогики нач. школы. – Л., 1962. – 28с.
28. Усова, А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45−48.
29. Усова, А. В. Теория и методика обучения физике в средней школе. – М.: Высшая школа, 2005. — 303 с.
30. Усова, А. В. Формирование у учащихся общих учебно–познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: Учебное пособие. Челябинск: Факел, 1997. 34 с.
31. Усова, А. В., Бобров, А. А. Формирование у учащихся учебных умений. – М.: Знание, 1987. – 80с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 201.
33. Фокина, С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: дис. … канд. пед. наук. Л., 1977. – 179 с
34. Хилько, М. Е., Ткачева, М. С. Возрастная психология. изд.: Юрайт, – 2010г. [Электронный ресурс]. URL: http://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf.
35. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
36. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. Пособие для студентов педагогических вузов / Шатова Е.Г. – 2–е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 253с.
37. Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.