ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
1.1 Особенности формирования лексико-грамматических основ коммуникативной функции речи
1.2 Методы и приемы формирования коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
2.1. Методика исследования
2.2. Результаты проведенного эксперимента
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативной функции речи учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема развития речи младших школьников с трудностями в обучении всегда была актуальна в методике преподавания. Значимость проблемы определяется тем, что повышение уровня связной устной речи ведет к развитию познавательной деятельности и общего культурного развития учащихся, а также к их дальнейшей социальной адаптации в обществе, так как речь опосредует все виды деятельности человека, служит инструментом коммуникации, познания, образования и выражения личностных смыслов.
Исследования специалистов в области специальной педагогики и психологии раскрывают своеобразия развития учащихся с трудностями в обучении и нарушения их речи.
Специфика нарушений речи и их коррекция у учащихся с трудностями в обучении определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У учащихся с трудностями в обучении отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
1.1 Особенности формирования лексико-грамматических основ коммуникативной функции речи
Речь – это процесс использования языка в целях общения. Она тесно связана со всеми психическими процессами, особенно с мышлением. Развитие связной речи, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции органов речи [6].
Прежде всего рассмотрим функции своебрази речи в целом.
1. Номинативная (или сигнификативная). Это функция «называния», она заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты, как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку.
2. Функция обобщения. Выделение главных признаков предметов и объединение их в группы.
3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу отношений, чувств, знаний. Прежде всего эта функция направлена на контакты с другими людьми, письменную речь (книги, письма и т. п.).
И.Н. Горелов дает следующее определение коммуникативной функции речи: коммуникативная функция речи - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям [12, с. 14].
Выводы по первой главе
У учащихся с трудностями в обучении нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость существенной работы над внутренним программированием связного текста.
Нарушения речи у учащихся с трудностями в обучении носят системный характер. В различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания. Учащиеся с трудностями в обучении испытывают особые трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и литературного чтения.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)
2.1. Методика исследования
Для определения сформированности коммуникативной функции речи у учащихся младших классов с трудностями в обучении был проведен констатирующий эксперимент на базе ГУО «Поречская вспомогательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гродненского района», в ходе которого приняли участие 5 учащихся, из них 2 ученика III класса, 1 ученик IV класса, 2 ученика V класса первого отделения.
Для проведения эксперимента нами была использована методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у учащихся, разработанная Р. И. Лалаевой.
Исследование диалогической речи:
а) Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок.
Материалом для исследования служат серии из 4-5 картинок.
Была использована серия «Мальчик и ласточка»:
1 – Ласточка свила гнездо около окна.
2 – Птенчик упал из гнезда.
3 - Мальчик увидел птенчика.
4 – Мальчик положил птенчика в гнездо.
Процедура исследования. Ребенку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии. Предыдущие картинки не убираются.
Выводы по второй главе
Таким образом, в процессе обследования коммуникативной функции речи у младших школьников с трудностями в обучении было замечено, что они испытывают затруднения в овладении связной устной речью. Их речь при ответах на вопросы отличалась краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, часто ответы состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у учащихся с трудностями в обучении имеются стойкие нарушения речевой деятельности, в первую очередь, связной устной речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следуюшие выводы.
У учащихся с трудностями в обучении нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость существенной работы над внутренним программированием связного текста.
Нарушения речи у учащихся с трудностями в обучении носят системный характер. В различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания. Учащиеся с трудностями в обучении испытывают особые трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и литературного чтения.
У учащихся с трудностями в обучении выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей, наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.
В процессе обследования коммуникативной функции речи у младших школьников с трудностями в обучении было замечено, что они испытывают затруднения в овладении связной устной речью. Их речь при ответах на вопросы отличалась краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, часто ответы состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
1. Аксенова, А. К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта / А. К. Аксенова, С. Ю. Ильина. – М. : Просвещение, 2011. – 335 с.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2004. – 316 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
4. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Н. В. Дембицкая, Е. А. Обухова. – М. : Владос, 2006. – 216 с.
5. Баль, Н. Н. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Баль, С. П. Хабарова, И. С. Зайцев. – Минск : БГПУ, 2009. – 104 с.
6. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики / В. П. Белянин. – М. : Тривола, 2000. – 284 с.
7. Бобла, И. М. О повышении коррекционно-воспитательной направленности уроков русского языка в младших классах вспомогательной школы / И.М. Бобла. – Минск : Просвещение, 1977. – 25 с.
8. Бронникова, Ю .О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 4–44.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М. : Академия педагогических наук, 1956. – С. 4–36.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – 416 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
12. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
13. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение / Л. А. Ефросинина – М. : Вентана-Граф, 2004. – 224 c.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.
15. Кочаровская, З. Д. Краткий пересказ в начальных классах / З. Д. Кочаровская // Начальная школа. – 1990. – № 2. – С. 20–23.
16. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 1974. – 256 c.
17. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 1980. – 210 c.
18. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 1983. – 136 с.
19. Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 29–33.
20. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1978. – 379 с.
21. Леонтьев, А. Н. Основы психолингвистики / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
22. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. – М. : Наука, 1969. – 307 с.
23. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. – М. : Феникс, 1998. – 416 с.
24. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М. : Просвещение, 1987. – 415 с.
25. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2000. – 245 с.
26. Михеева, Т. Б. Уроки развития речи в 3 классе / Т. Б. Михеева, О. В. Пичкунова. – М. : Русское слово, 2005. – 360 с.
27. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация / А. И. Новиков. – М. : Наука, 1983. – 215 с.
28. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1997. – 200 с.
29. Пузанов, Б. П. Коррекционная педагогика / Б. П. Пузанов. – М. : Академия, 1998. – 224 с.
30. Редозубов, С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе / С. П. Редозубов. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 427 с.
31. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого ребенка / С. Я. Рубинштейн. – М. : Академия, 1970. – 106 с.
32. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 1993. – 284 с.
33. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 144 с.
34. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин. – М. : Интор, 1998. – 112 с.
35. Эльконин, Э. В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы / Э. В. Эльконин. – М. : Интор, 1984. – 96 с.
36. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский. – М. : Педагогика, 1976. – 195 с.