1. Целевой блок
2. Научно-исследовательский блок
3. Диагностический блок
4. Творческий блок
5. Мультимедийный блок
6. Заключительный блок
7. Рефлексивно-оценочный блок
1. Целевой блок
Актуальность. Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья всегда была актуальна для человечества и являлась предметом изучения медико-биологических, психолого-педагогических, социальных и философских исследований. Представления о здоровье, профилактике болезней были различными и зависели от уровня развития общества. С каждым этапом происходило накопление знаний и опыта в сфере охраны здоровья, в различных отраслях науки, в том числе и в педагогике.
Один из основоположников научной педагогики, известный чешский ученый, философ и гуманист Я. А. Коменский еще в 1632 году подчеркивал, что жизнь может быть полноценной при условии полноценного здоровья. В «Великой дидактике» он писал о необходимости соблюдения здорового образа жизни для правильного роста и развития организма. Особенно важным является сохранение здоровья подрастающего поколения. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста особенно важно применять здоровьесберегающие технологии.
Структура портфолио
1) Целевой блок
2) Научно-исследовательский блок
3) Диагностический блок
4) Творческий блок
5) Мультимедийный блок
6) Заключительный блок
7) Рефлексивно-оценочный блок
2. Научно-исследовательский блок
1) Список научных статей по теме портфолио
1. СЕЧКО, С.В. ЗДОРОВЬЕЗБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА // Амурский научный вестник. – 2017. – № 1. – С. 178-184.
Аннотация. Автор отмечает, что образовательная область «Здоровье» - одна из главных в основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В статье предложена модель физкультурно-оздоровительной работы, разработанная для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В основу ее построения легли новаторские подходы, комплекс педагогических здоровьезберегающих и профилактических технологий направленных на сохранение здоровья детей и оптимизацию двигательного режима. Автор приводит рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений.
2. СТЕЦКАЯ С.В, ГОЛУБЬ И.Б. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. – Санкт-Петербург, 11 января 2017 г. – С. 50-53.
Аннотация. Авторы отмечают, что человек в нашем обществе все более, становится основной творческой производительной силой и от уровня развития его способностей, будет зависеть развитие всех производительных сил государства. Нескончаемый поток постоянно меняющейся информации обрушивается сегодня на человека,вынуждает его в кратчайшие сроки самоопределяться, что приводит к стрессовым ситуациям и потере здоровья. Одной из многих человеческих способностей, способность к самоорганизации является очень важной способностью для самостабилизации и внутреннего равновесия в современном мире.
3. Диагностический блок
Анкета «Здоровьесберегающие технологии»
1. Знакомы ли вы с анамнезом развития воспитанников при поступлении в УДО?
2. Дайте научную формулировку понятия здоровье согласно Всемирной организации здравоохранения?
3. Что такое «технология»?
4. Как вы определите понятие здоровьесберегающие технологии?
5. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
6. Какие виды здоровье сберегающих технологий используются в УДО?
7. Какие элементы медико-профилактической технологии используются в УДО?
8. Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?
9. Какую работу проводят педагоги для обеспечения благоприятной обстановки в группах образовательного учреждения?
10. Перечислите технологии валеологии информационного просвещения родителей?
11. Какие виды здоровьесберегающих технологий в УДО вы используйте?
4. Творческий блок
Эссе «Здоровьесберегающие технологии»
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», – говорил древнегреческий философ Сократ. Эти слова остаются актуальными и в наше время. В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети.Особо важным в формировании здорового образа жизни является дошкольный возраст. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения. Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми.
Приемы здоровьесберегающих технологий широко используются педагогами дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: в организованной образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода, т. е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию. Оздоровительные мероприятия имеют комплексный подход и построены на трёх основных направлениях: создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии; формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома; развитие физической культуры.
5. Мультимедийный блок
В данный блок вошли видеоматериалы по проблеме использования здоровьесберегающих образовательных технологий как фактора формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста
1) Вебинар «Здоровьесберегающие технологии»
Вебинар знакомит с основными здоровьесберегающими технологиями и методикой их проведения.
2) «Пальчиковые игры»
В материале рассматриваются пальчиковые игры как одна из здоровьесберегающих технологий
3) Видеопрезентация «Здоровьесберегающие технологии»
В материале содержится теоретический материал по данной теме
Материалы представлены на отдельном носителе.
6. Заключительный блок
В ходе работы над портфолио ставилась цель накопление материала по проблеме использования здоровьесберегающих образовательных технологий как фактора формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в Республике Беларусь.
В ходе работы над педагогическим портфолио была проведена следующая работа:
– рассмотрена научная литература по теме исследования,
– подобран диагностический материал по теме исследования,
– выполнено творческое задание,
– подобран мультимедийный материал по теме портфолио.
Изучение научной литературы показало, что важным вопросом учебно-воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования является использование здоровьесберегающих образовательных технологий как фактора формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в Республике Беларусь.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
7. Рефлексивно-оценочный блок
В ходе подготовки данного портфолио были изучены проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий как фактора формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в Республике Беларусь. в Республике Беларусь.
1) В ходе данного исследования была проведена следующая работа:
– рассмотрена научная литература по теме исследования,
– подобран диагностический материал по теме исследования,
– выполнено творческое задание,
– подобран мультимедийный материал по теме портфолио.
2) Данная работа не вызвала трудностей в подборе материала, так как данная тема является сейчас очень важной и актуальной.
3) В портфолио был включен весь необходимый материал.
4) В ходе подготовки данного портфолио я поняла, что очень важно использовать здоровьесберегающие технологии в работе педагога, так как это является профилактикой многих заболеваний.
5) Проведенная работа будет полезной в дальнейшей профессиональной деятельности, а также для собственного здоровья, так как здоровьесберегающие технологии важно применять любому человеку.
6) В ходе проведенной работы были использованы такие методы, как анализ и синтез научной литературы, проблемный, сравнительно-сопоставительный.