ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
1.1 Роль чтения в жизни ребенка
1.2 Психологический аспект обучения чтению младших школьников
1.3 Педагогический аспект обучения чтению младших школьников
ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
2.1 Требования к технике чтения младших школьников
2.2 Требования к устной речи младших школьников на уроках литературного чтения
2.3 Приемы формирования выразительного чтения у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Чтение – это важнейшая способность человека, без которой он не может познать окружающий мир. По окончании начальной школы все учащиеся читают, но не все умеют читать быстро. Сколько несчастных детей переходят в среднее звено, где они не могут освоить программу. Возникает своего рода психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, возникают конфликты с педагогами и родителями.
Чтение – это важнейший инструмент обучения, инструмент познания окружающего мира и развития интеллектуального потенциала ребенка.
По словам В.А. Сухомлинского: «умение читать означает чувствительность к красоте слова, его прекраснейшей тени. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и сияет всеми цветами и мелодиями окружающего его мира».
В современной начальной школе существует проблема так называемого «детского нечтения». Это актуально для науки и образовательной практики.
История методики обучения чтению указывает на то, что деятельность читателя всегда социально регламентирована, так как общество развития всегда ставит перед собой цели, которые оказались особенно важными в подготовке читателя в то или иное время.
В свое время Д. Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. С.В. Михалков сказал: «люди теряют способность быть сострадательными, если не приобрели или утратили способность получать эстетическое удовольствие от искусства, умение испытывать удовольствие от сложной интеллектуальной деятельности – чтения высоких произведений искусства» [1].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
1.1 Роль чтения в жизни ребенка
Ценность книги в жизни человека огромна. Даже в век компьютеров и высоких технологий невозможно обойтись без чтения. В начальной школе дети едва научившись читать чаще увлекаются компьютером, планшетом или телефоном. У учеников замедляется процесс чтения и интерес к нему пропадает. Одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе является хорошее владение навыками чтения. Тем не менее, навыки чтения современных учеников вызывают большую озабоченность у учителей и родителей. Потребность детей в книге должна быть сформирована в самом раннем школьном возрасте. Поэтому очень актуален вопрос воспитания у учащихся умения правильно читать.
Слово «чтение» имеет множество определений, вот некоторые из них:
Чтение – вид коммуникативно-познавательной деятельности (взаимовлияния людей и духовного общения), направленной на удовлетворение потребностей разного рода (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации [2, с. 14].
Чтение – это не установление простой ассоциации между звуками и письменными знаками, соответствующими им. Чтение – это сложный процесс, принимающий непосредственное участие в высших психических функциях в части мышления.
Чтение – это умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, значения, смыслы. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, которое символически перевели в письменные знаки. Чтение – это всегда реакция на текст автора, зависящая от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия.
ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
2.1 Требования к технике чтения младших школьников
Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, является сложной аналитико–синтетической деятельностью, состоящая из понимания и восприятия текста, при том, что самое совершенное– зрелое чтение охарактеризовано слиянием двух этих процессов и концентрированием на смысловой части содержания [15, с. 22].
Чтение – это рецептивный вид деятельности, так как опирается на восприятие речевых знаков. Одна часть процесса чтения проходит на уровне подсознания (восприятие языковых символов), а другая часть – на ступени актуального осознания (переработка содержательной информации) [15, с. 23].
Задача обучения чтению как отдельному виду речевой деятельности заключается в следующих моментах: научить школьников получать информацию из текста в необходимом для решения конкретной речевой задачи объёме с использованием определённых технологий чтения. З.Н. Никитенко, например, считает основной задачей при обучении чтению – развитие техники чтения про себя и вслух [16, с. 148].
В методике принято характеризовать технику чтения, называя четыре ее качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начальной школе учащиеся учатся читать (или читать равномерно и внимательно). Чтение требует от младших школьников определенных технических навыков и понимания информации, которые должны быть на 100% полными. Одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе является хорошее владение навыками чтения. Тем не менее, навыки чтения современных учеников вызывают большую озабоченность у учителей и родителей. Потребность детей в книге должна быть сформирована в самом раннем школьном возрасте. Поэтому очень актуален вопрос воспитания у учащихся умения правильно читать.
Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осознания прочитанного — самая важная задача, которая стоит перед учителем. Умение грамотного чтения обеспечивает формирование других речевых умений, создает основу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.
Цели учебного предмета – путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить младшего школьника к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет грамотно писать, высказывать свои мысли, научиться правильно решать задачи.
Техника чтения является одним из основных критериев зрелого чтения, под которым подразумевают сформированность навыков чтения незнакомых текстов без посторонней помощи, с правильным темпом и с правильным пониманием при условии протекания мыслительных операций в свернутом виде.
1. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя / М.А. Рыбникова. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.
2. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. –2002. – №3-4. – С. 14-19.
3. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы. В 2 ч. / О.Ю. Богданова. – М.,1994. – 594 с.
4. Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 1994. – №3. – С. 12 – 19.
5. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. – М.: 1997.
6. Блинов, И. Я. Выразительное слово учителя-словесника / И.Я. Блинов. М., 1963. – 234 с.
7. Леонтьев, А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 156 с.
8. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. оч.: В 6т. – М., 2003. – Т.З. - С. 328.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 378 c.
10. Соловейчик, М. С. К Тайнам языка. Работа над словом, как лексической единицей / М.С. Соловейчик // Начальная школа. 1994. – №8. – С. 22-26.
11. Малкова, М.Н. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения / М.Н. Малкова // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся. - М., 1974. – С. 286.
12. Найденов, Б.С. Выразительное чтение: Учебно–методическое пособие для студентов пед.институтов/ Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, Н.М. Соловьева. – М: Просвещение, 1964. – 182с.
13. Кубасова, О.В. Как помочь ребенку стать читателем / О.В. Кубасова. — М., 2004. –182 с.
14. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя / М.А. Рыбникова. – М.: Просвещение, 1985. – 288с.
15. Кудрина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудрина. - М.: Просвещение. 1988. – 79 с.
16. Коренюк, Л. Ю. Некоторые упражнения по технике речи // Методика выразительного чтения / Л.Ю. Коренюк. - М., 1977. – С. 103 – 106.
17. Шпунтов, А.И. Система работы над логическим ударением на уроках чтения / А.И. Шпунтов // Начальная школа – 1992. – №2. – С.16 – 19.
18. Шпунтов, А.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И. Шпунтов // Начальная школа. – 1995. – №10. – С.20 – 22.
19. Яшина, Н. П. Учить детей трудно, но интересно / Н.П. Яшина // Начальная школа. –2001. – №6. – С. 24 – 46.
20. Майман, Р. Р. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению / Р.Р. Майман // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. – 286 с.
21. Методика выразительного чтения: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» / Б. С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р. Р. Майман и др.; Общ. ред. Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьевой. М., 1985. – 212с.
22. Никитина, Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 99 – 101.
23. Юшкова, Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа / Л.М. Юшкова. – 1989. – №5. – С. 15 – 17.
24. Учебная программа по учебному предмету «Русский язык (Обучение грамоте)» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2016. – 139 с.
25. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев – М.: Просвещение, 2001. – 195 с.
26. Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. – М.: Сфера, 2001. – 156 с.