Содержание обучения иностранному языку в учреждении общего среднего образования реализует его основные цели, направленные на развитие культуры общения между учащимися в процессе формирования компонентов межкультурной компетенции. Компетенция подразумевает формирование не только языковых навыков (фонетических, орфографических, лексических, грамматических), но и их нормативное использование в устной и письменной речи. Изучаемые тексты, речевые задачи сосредоточены на формировании таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение, аудирование, письменная речь, становление социальных и культурных умений, обеспечивающих применение иностранного языка в качестве средства коммуникации, образования и самообразования, инструмента, обеспечивающего успешное сотрудничество и взаимодействие в современном мире.
Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками [3, c. 94].
Письменная речь наряду с говорением является продуктивной формой речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими знаками. Письменная речь рассматривается как совокупность коммуникативных умений, понимаемых как способность представить свои мысли в письменной форме. Для этого необходимо иметь навыки орфографии и каллиграфии, способность композиционно строить и упорядочивать речевое высказывание в письменной форме, а также возможность выбора соответствующих лексических и грамматических единиц [3, c.125].
Последние годы привнесли в роль письма на иностранном языке качественные изменения, и в известном смысле письмо начинает рассматриваться как средство для повышения эффективности преподавания
Письменная речь все глубже проникает в межличностную и профессиональную коммуникацию, что объясняется, в том числе, возрастанием роли информационных коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Поскольку с каждым днём все больше развивается компьютерная техника, роль письменной речи значительно повышается и появление электронной почты дает неограниченные возможности для международного общения. Письменные тексты содержат результаты мыслительного труда. По ним мы можем определить уровень грамотности человека, его мировоззрение, оригинальность и глубину мышления, уровень языковой подготовки. И очень важно найти оптимальную методику обучения письменной речи, чтобы раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащегося. В процессе обучения письменной речи должны быть созданы условия для развития личности учащихся, познания культуры страны изучаемого языка, развития мышления, языковой догадки [11, c. 36]. Под языковой догадкой понимается способность раскрыть значение незнакомого слова (словосочетания) через контекст [1, 361].
Письменная речь – это форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает два аспекта речевой деятельности [1, 196]:
а) продуктивный, с помощью которого обеспечивается выражение мыслей устной (говорение) и письменной (письмо) [1, с. 226];
Стремительное развитие информатизации общества в целом, рост информации, востребованной в профессиональной деятельности личности, актуальность проблемы адаптации человека к жизни в условиях инфосферы, доступность средств информатизации массовому пользователю и их широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности выступают основными причинами необходимости информатизации образования в целом, и языкового образования в частности. Особое место в решении этой задачи занимают информационно-коммуникационные технологии, открывающие невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям и позволяющие каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках английского языка составляют эффективное педагогическое средство изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение данных средств обучения способствует ускорению процесса овладения знаниями, повышения интереса учеников к предмету, улучшают качество овладения материалом, дают возможность индивидуализировать процесс обучения и позволяют минимизировать субъективность оценки. Урок иностранного языка с применением информационно-коммуникационных технологий отличается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование с различных позиций в результате позволило научно обосновать теоретические аспекты, которые раскрывают понятие письма и письменной речи. Учтены мнения различных авторов по поводу того, что представляет собой каждое понятие. На основе методической литературы рассмотрены основные подходы к обучению письменной речи. Помимо этого, в работе представлены умения письменной речи, которые должны быть освоены учащимися старших классов, среди них умение создавать несложные виды письменных текстов в соответствии с социокультурными нормами, принятыми в стране изучаемого языка; кратко излагать содержание текста; анализировать и корректировать письменные работы.
Использованию веб-технологий с целью развития письменных речевых умений должно быть уделено отдельное внимание, что обусловлено преобладанием письменного интернет-общения. Ключом в данном исследовании является концепция «блогов», которая, на наш взгляд, является самой успешной по сравнению с другими веб-технологиями, которая позволяет развивать умения письменной речи. Это связано с тем, что статистически блоги содержат больше текстовой информации, чем другие веб-страницы. Кроме того, платформа блогов позволяет редактировать свои собственные тексты, комментировать и оценивать записи других, а также хронологически отслеживать успехи учеников.
Анализ научной и методологической литературы позволил выявить основные особенности и функции блогов в преподавании иностранного языка, в частности, в письменной форме, что послужило основой для рассмотрения особенностей внедрения этой технологии в учебный процесс.
Методисты согласны с тем, что из всех интернет-технологий именно блог наиболее успешно используется в преподавании письменной речи. Существует
1 Азимов, Э.Г., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин.– М.: Икар, 2009. – 448 с.
2 Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. – Москва: Рус. яз., 1977. –288 с.
3 Вторушина, Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку / Н.Ю. Вторушина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 1(32). – В 2 ч. – Ч. 2. – С. 129–132.
4 Гальскова, И.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов лингвистических институтов и факультетов иностранных языков высших пед. заведений. /И.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М., 2004. - С. 247-252.
5 Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова – М.: АР – КТИ, 2000. – 336 с.
6 Гец, М. Г. Динамика межкультурного общения как условие формирования поликультурной личности / М.Г. Гец Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Брест, 2003. – 20с.
7 Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.Глухов, В. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007. – 223 с.
8 Евстигнеев, М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. … канд. пед. наук. / М.Н. Евстигнеев.– М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012.– 23 с.
9 Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий / М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. –2011.– № 9. –С. 2–9.
10 Концепция учебного предмета «иностранный язык».– введ. 29.05.2009 .–Минск, 2009– 17 с.
11 Кудряшова, О.М. Методика преподавания иностранных языков. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам / О.М. Кудряшова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obucheniyu-pismennoy-rechi-kak-problema-teorii-i-praktiki-obucheniya-inostrannym-yazykam .– Дата доступа: 29.12.2017.
12 Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка /Т.П. Леонтьева.–Минск: Вышэйшая школа, 2015.–234 с.
13 Образовательный стандарт Республики Беларусь: введ. 03.10.2008. – Минск, 2004.–17 с. 15
14 Пассов, Е.И. Обучение письму: учебное пособие /Е.И. Пассов. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – с. 2-30.
15 Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева: М.: «Академия», 2004. – 416 с.
16 Попова, М.В. Современные подходы к обучению письменной речи на английском языке /М.В. Попова [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.conf.muh.ru .– Дата доступа: 15. 12. 2017.
17 Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт [и дургие]: учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2008.–312 с.
18 Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Г.В. Рогова, Ф.М Рабинович, Т.Е. Сахарова.– Москва: "Просвещение".– 289 с.
19 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: ACT: Астрель, 2008. – 238 с.
20 Сысоев, П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе.– 2012. –№ 2. – С. 2–9.
21 Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: Дидактические свойства и функции / П.В. Сысоев // Язык и культура. –2012.– №1 (17) –С.120-133.
22 Сысоев, П.В. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий / Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Язык и культура, 2014. –№1 (25) – С.160-167.
23 Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с.
24 Щукин, А.Н.. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин.– 2006.– 480 с.
25 Bloch, J., Blogging in academic writing development / J. Bloch, C. Crosby // Handbook of Research on Computer-Enhanced Language Acquisition and Learning. – N. Y.: Information Science Reference, 2007. – P. 36–47.
26 Levy, M. Computer-Assisted Language Learning: Context and conceptualization / M. Levy.– NY: Oxford University Press, 1997. – 299 p.
27 Warschauer, M. The Changing Global Economy and the Future of English Teaching / M. Warschauer // TESOL Quarterly, 2000. –№ 3(34). –P. 511–535.
28 Warschauer, M., Network-based language teaching: concepts and practice / M. Warschauer, R. Kern R.– NY: CUP, 2003.– 256 p.