ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТНР
1.1 Научно-методические основы развития у детей лексико-семантической стороны речи
1.2 Особенности развития лексико-семантической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТНР ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Программа по ИЗО школы для детей с ТНР. Лексический словарь
2.2 Приемы развития лексико-семантической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.
Лексико-семантическая сторона речи является особенной частью речевого развития младших школьников, особенно с ТНР, т.к. эти дети сами по себе отстают в речевом развитии, имею несформированный словарь, неправильно употребляю глаголы.
В младшем школьном возрасте одной из важных направлений по развитию речи является формирование её лексико-семантической стороны. Эта работа необходима для полноценного понимания речи ребенка взрослыми и сверстниками.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что нарушение лексико-семантической стороны речи ведет к тому, что ребенок самостоятельно не может полноценно овладевать речью и неправильно формулирует речевые высказывания (происходит нарушение морфологической и синтактической структуры предложения).
Недоразвитие речевых средств ведет к снижению уровня общения, к коммуникативной пассивности детей с интеллектуальной недостаточностью, к нежеланию общаться вербальными средствами, к проявлению специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности). Отмечаются трудности общения со сверстниками, невозможность установления длительных коммуникативных контактов, центрированность на взрослом, специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность (И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мищерская, О.С. Павлова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТНР
1.1 Научно-методические основы развития у детей лексико-семантической стороны речи
Формирование и развитие словарного запаса ребенка связано с развитием всех компонентов речи (фонетико-фонематической и грамматической структуры речи), а также с развитием мышления и других психических процессов.
Только благодаря речевым навыкам ребенка формируются навыки понимания, и сначала раскрывается понимание слов определенного значения, а только после этого выявляются слова обобщающего характера.
Именно представления ребенка об окружающей действительности формируют развитие словарного запаса в онтогенезе. В этом случае необходимо учитывать тот факт, что по мере того, как ребенок знакомится с явлениями, предметами, признаками и свойствами предметов, его словарный запас обогащается. Речь и речевая деятельность развиваются в результате изучения окружающего мира, а также реальных явлений и предметов через общение со взрослыми [2, с. 74].
Изначально, общение между ребенком и взрослым является односторонним, что формирует желание ребенка достичь удовлетворения своих потребностей посредством контакта со взрослым. Первоначально, прежде чем войти в окружающий мир, эту функцию выполняют родители, и только затем обучение происходит в результате различных жизненных ситуаций или через учителей и воспитателей. Это продолжается до тех пор, пока человек не станет независимым в своих действиях и убеждениях.
Звуковые символы – это способ познакомить ребенка с системой языковых знаков, в результате чего ребенок начинает интересоваться и приобретает интерес к общению посредством использования речи. Этот тип общения формируется с использованием простейших форм речи с использованием слов, которые доступны и понятны ребенку, что связано с конкретной ситуацией.
Формирование лексико-семантических навыков во многом определяется психологическими особенностями социального контакта, то есть внутренней средой, в которой воспитывается ребенок. Именно от социокультурного уровня семьи, в которой воспитывается ребенок, зависят возрастные нормы его словарного запаса, поскольку его накопление происходит исключительно в процессе общения. В первые годы жизни речевые навыки ребенка формируются путем повторения слов за родителями, и только тогда речь приобретает смысл.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТНР ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Программа по ИЗО школы для детей с ТНР. Лексический словарь
В данном разделе мы изучили программу по ИЗО школы для детей с ТНР на примере 1 года обучения.
Основные задачи:
• создавать адаптивную образовательную среду для эстетического восприятия действительности и произведений искусства, изобразительной деятельности;
• формировать эстетическое восприятие, устойчивое положительно-эмоциональное отношение к рассматриваемым произведениям искусства, объектам окружающей действительности, к изобразительной деятельности и ее результатам;
• выявить уровень овладения учащимися изобразительной деятельностью;
• совершенствовать умения создавать выразительный образ, используя разные способы и приемы, средства выразительности, правила построения композиции на разных по величине и форме поверхностях, экспериментировать с различными художественными техниками и материалами.
Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства (6 ч)
Эстетическое восприятие объектов и явлений природы: наблюдение за состоянием природы в разные времена года, за разнообразием форм и цвета в природе (цветы, листья, деревья и т. п.). Сравнение растительных форм по форме, цвету, величине, нахождение сходства и различия между ними.
Эстетическое восприятие предметного мира: сочетание эстетики внешнего вида изделий бытового назначения и их функциональных особенностей.
Эстетическое восприятие произведений искусства (художественные произведения по выбору учителя): развитие способности сопереживать и эмоционально откликаться на выразительные образы объектов и явлений окружающего мира, представленных в живописи, графике (рисунок, иллюстрации), скульптуре малых форм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные нашего исследования являются подтверждением присутствия вторичных отклонений лексико-семантической составляющей функциональной речевой системы. Приведенные выше факты указывают на то, что дети с ТНР недостаточным образом готовы к обучению и коммуникации, предпосылками которых являются осознание языковых составляющих, речевых и, в первую очередь, слов. Следовательно, существует реальная потребность в логопедической работе по формированию лексико-семантической структуры речи посредством целенаправленных действий, чтобы выяснить значение слова, его семантическую структуру и понять слово как элемент языка и речь как сочетание лексических и грамматических значений.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Высказывания, производимые в процессе рисования коррелирует со стадиями изобразительной деятельности. Роль речи в развитии изобразительных навыков состоит в планировании, регуляции, контролировании за деятельностью рисования, в дополнении рисунка и объяснении его связи с действительностью, в обобщении наглядно представленного материала. Однако обратная роль рисования в развитии речи не выявлена. Связь речи и рисования не ставится под сомнение, однако в проанализированных исследованиях главной цель заключается не в выявлении единицы анализа связи речи и рисунка. Поиск единицы анализа связи явлений составляет методологический принцип культурно-исторической психологии.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. – 2006. – №3. – 74.
3. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М. : ФОРУМ, 2013. – 272с.
4. Волкова, Л.С.. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
5. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольником с ОНР / Т.Н. Волковская. – М.: 2004. – 104 с.
6. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. 1996. Ч. 1. – 368 с.
7. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : [в 3-х т.] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Психоло-гия" / под ред.: И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – Т. 1. – С. 7-81.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – 198с.
9. Дудьев, В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П. Дудьев //Дефектология. – 1999. – № 4.
10. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2003. – №6. – С. 51-54.
11. Ефименкова, Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов / Л.И. Ефименкова. – М.: 1981. – 112 с.
12. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с.
13. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
14. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – С.-Пб., 2001 – 160 с.
15. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания / А.А. Леонтьев // Вопросы порождения речи и обучения языку. – М., 1967. – 312 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
17. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С. – Пб. – 2001. – с. 116.
18. Лурия, А.Р. Развитие значения слов / А.Р. Лурия // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – 195 с.
19. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития: Дис. канд.психол.наук: 19.00.10. / Орлова Анжела Николаевна. М., 2000. – 244 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей редакцией Г.В.Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М. : Аркти, 2003. – 240 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 29.
22. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.
23. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задания, игры-занятия/ У.М.Сидорова. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
24. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
25. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2003. – 120 с.
26. Шайдулина, Н. Г. Литературные викторины в логопедической работе с детьми с ОНР / Н. Г. Шайдулина // Логопед. – 2016. – № 3. – С. 35-39.