ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
2.2 Описание результатов опытно-экспериментальной работы
2.3 Педагогические условия для успешной адаптации ребёнка к школе
Выводы по второй главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Описание процедуры и методов исследования
Цель исследования: изучение уровня адаптации детей в первом классе и разработка соответствующих педагогических условий для успешной адаптации ребёнка.
Объект исследования: адаптация детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс адаптации ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1) выявить уровень адаптации детей в первом классе к школе;
2) подобрать специальные методики для исследования адаптации к школе у первоклассников;
3) разработка педагогических условий для успешной адаптации ребёнка к школе.
Гипотеза исследования: уровень социально-психологической адаптации первоклассников к школе связан со сформированной позицией школьника и уровнем школьной тревожности.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), учащиеся 1-х классов ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Гомеля».
Методы исследования:
- метод тестирования;
- методы количественной обработки данных;
- статистические методы обработки (критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена). Критерий предназначен для определения взаимосвязи между двумя рядами данных и является непараметрическим, то есть не требует проверки на нормальность распределения признака.
Для исследования адаптации первоклассников в работе мы использовали следующие методики:
1 Методика Н.Г. Лускановой, для изучения характера мотивации и адаптации к школе. Проверка уровня адаптации к школе учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете, состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Проводится данная методика, как в индивидуальной форме, так и групповой. Инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение». Интерпретация полученных результатов для изучения характера адаптации к школе: 25 – 30 баллов – очень высокий уровень школьной адаптации, учебной активности; 20 – 24 балла - хорошая высокий уровень школьной адаптации, 15 – 19 баллов – достаточный (средний) уровень адаптации, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; 10 – 14 баллов – низкий уровень адаптации, низкая школьная мотивация; ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
2.2 Описание результатов опытно-экспериментальной работы
В результате исследования по методике Н.Г. Лускановой, для изучения уровня адаптации к школе мы можем сделать вывод, что у 2 детей (10%) – максимально высокий уровень школьной адаптации и у 3 детей (15%) – высокий уровень адаптации к школе. У этой группы детей сформировано положительное отношение к школе. Учащиеся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Эти дети хорошо адаптированы к обучению в школе.
У 11 детей (55%) – средний уровень адаптации к школе, в целом этот уровень адаптации характеризуется положительным отношением к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Уровень адаптации оценивается как средний, то есть в целом дети адаптированы, однако при изменении существенных условий учебной деятельности (например, повышение учебной нагрузки, приход нового учителя, временный перевод в другой класс и т.д.) могут проявляться симптомы дезадаптации.
У 2 детей (10%) – низкий уровень адаптации к школе, что свидетельствует о том, что они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Находятся в состоянии дезадаптации к школе и испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности 2 первоклассников (10%). В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
2.3 Педагогические условия для успешной адаптации ребёнка к школе
Цель педагога начальной школы – создать такие психолого-педагогические условия, которые смогут обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к школьному обучению, взаимодействию с другими детьми. Необходимость работы в режиме психологической поддержки требует повышение профессиональной психологической компетенции учителя, так как он реализует на практике поддерживающие развивающие педагогические технологии. В связи с этим были разработаны практические рекомендации педагогам и родителям по формированию педагогических условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Практические рекомендации педагогам по формированию педагогических условий для успешной адаптации первоклассников к школе:
- давать ребенку точную, содержательную информацию о результатах его деятельности, не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом;
- выделять четкие требования к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснять эти требования детям, обеспечивая самоконтроль за их последовательным предъявлением;
- проводить рефлексию причин трудности во взаимоотношениях с некоторыми учениками и выработку способов преодоления этих трудностей.
- формировать у младших школьников критерии и навыки самоконтроля, самостоятельной оценки собственной работы;
- обучать пониманию способов собственной деятельности;
- способствовать становлению правильного отношения к успеху, как к следствию своих собственных возможностей и усилий; развитию адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок;
- формировать умения не смешивать оценку результатов конкретной работы с отношением педагога к себе...
Выводы по второй главе
В результате исследования по методике Н.Г. Лускановой, для изучения адаптации к школе мы можем заключить, что у большинства детей выявлен высокий и средний уровень адаптации к школе, у них сформировано положительное отношение к школе, но ведущими мотивами посещения школы являются – возможность игрового взаимодействия и возможность общения с другими детьми. Низкая школьная адаптация выявлена у 10% первоклассников, у 10% учащихся выявлены выраженные показатели школьной дезадаптации.
Результаты исследования уровня сформированности «внутренней позиции школьника» свидетельствуют о том, что многие первоклассники (40%) осознают необходимость и важность процесса учения и ведущей деятельностью у них выступает – учебная.
Результаты исследования по методике диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) свидетельствуют о том, что уровень тревожности у 30 детей находится в допустимых пределах. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство первоклассников адаптированы к школе, к школьным законам и условиям и осознают важность процесса обучения.
На основании данных статистических расчетов была установлена достоверно значимая корреляционная связь между уровнем адаптации, тревожностью и внутренней позицией школьника у первоклассников в процессе адаптации к школе на уровне значимости р<0,001. Следовательно, с высоким уровнем адаптации к школе связаны сформированная позиция школьника и низкий уровень школьной тревожности первоклассников. С низким уровнем адаптации к школе связаны несформированная позиция школьника и высокий уровень школьной тревожности первоклассников. Таким образом, гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации первоклассников к школе связан со сформированной позицией школьника и уровнем школьной тревожности, подтвердилась.