ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
1.1 Проблемы лексического значения
1.2 Лексикографическое описание значения слова
1.3 Ассоциативное значение и его структура. Значение ассоциативного поля
1.4 Методы, методики и приемы изучения семантики слова
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Комплексное изучение слова как основной единицы системы языка является важной задачей современной лингвистики. Теория семантического поля играет важную роль в решении этой проблемы, которая до сих пор является одним из основных направлений современной лингвистики и лексикографии.
В нашей курсовой работе мы рассматриваем проблему лексико-семантической структуры ассоциативного поля в английском языке на основе свободного ассоциативного эксперимента.
Актуальность работы определяется интересом к изучению семантической структуры ассоциативных полей и их особенностей, проявляемым в равной степени как отечественными, так и зарубежными исследователями, а также широкой читательской аудиторией, а также вследствие дальнейших исследований особенностей ассоциативных полей, связанная с возрастающей популярностью данной темы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
1.1 Проблемы лексического значения
Изучение значения слова всегда было и остается в центре внимания лингвистов, хотя за весь период развития лингвистики не был выработан единый подход к определению и описанию этого явления, а предложенные понятия отличаются и отличаются друг от друга.
Например, на сегодняшний день в лингвистике нет универсального определения значения слова, что свидетельствует, с одной стороны, о сложности и многообразии явления, а с другой – о различных взглядах исследователей, представляющих различные лингвистические направления. Тем не менее, все ученые признают тот факт, что значение этого слова не является однородным и многоуровневым по своему составу. Не менее двух уровней признаются неоспоримыми – реферециальный и функциональный. Первый основывается на понятии знака языка как номинальной единицы лингвистического выражения и внеязыковой сущности, второй исследует функционирование языковых единиц в языке.
Под лексическим значением понимается зафиксированное в сознании человека соотношение между звуковой оболочкой и объектом, свойствами, процессом и явлениями реальности. Таким образом, лексическое значение слова, по определению В.В. Виноградова, – это его материальное содержание, формализованное законами грамматики данного языка, являющееся элементом общей семантической системы словарного запаса этого языка [4, с. 10], которое закреплено социальной и лингвистической практикой, является основой семантической структуры слова и обычно называется знаковым.
ГЛАВА 2 ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Материалом анализа нашего исследования английский язык, а в частности ассоциативный словарь «Norms of Word Association», в котором мы выбрали довольно распростаненный и частоупотребимый во всех языках (в том числе и английском) концепт «Man» – человек, мужчина.
Концепт, как уже было отмечено – это динамичная величина, зависимая от состояния общества, от смены приоритетов и ценностей. [19, с. 56] Анализ материала позволяет представить «этнокультурную специфику» изучаемого концепта в английском языке. В нашей работе с целью исследования ядерных и базовых когнитивных слоёв использовался свободный ассоциативный эксперимент. Применение свободного ассоциативного эксперимента объясняется тем фактом, что концепт тесно связан с ассоциативным пространством или полем имени, проявляясь в нём. Ассоциативным полем слова является совокупность ассоциаций на слово-стимул.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в современной лингвистике еще не существует универсального определения значения слова, что свидетельствует о сложности и многозначности данного явления, с одной стороны, и различиями во взглядах исследователей, представляющих разные лингвистические направления, с другой. Тем не менее, всеми учеными признается тот факт, что значение слова не однородно по своему составу и является многоуровневым.
Под лексическим значением понимается зафиксированное в сознании человека соотношение между звуковой оболочкой и объектом, свойствами, процессом и явлениями реальности. Это материальное содержание слова, формализованное законами грамматики языка, являющееся элементом общей семантической системы словарного запаса. Ключевой особенностью лексического значения является связь семантического слова с объектами, явлениями, процессами, действиями, происходящими в реальной жизни. У слова есть 3 типа лексических значений: прямое; фразеологическое; синтаксическое.
Лексикографическое значение слова – зафиксировано в словарях в виде словарной дефиниции, и представляет собой минимальный набор субъективно определенных лексикографами признаков описываемого понятия. Однако, лексикографическое описание слова не в полной мере раскрывает его семантику. В противовес лексикографическому значению слова, вводится ассоциативное (психолингвистическое) поле.
1. Harrison, G. Studying creativity by means of word association tests / G.Harrison // Journal of Applied Psychology. – 61 – № 3, –р. 348–353.
2. Postman, L., Keppel, G. Norms of Word Association / L.Postamn – Academic Press, – 2014. – 476 p.
3. Виноградов, В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. – М., 1978. – С. 10-64
4. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 162-189
5. Виноградова, О.Е. УНИФИЦИРОВАННОЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК ТИП ЗНАЧЕНИЯ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2012/02/2012-02-07.pdf.
6. Волковинская, Н. А. Лексикографическое и психолингвистическое значения слов / Н. А. Волковинская // Молодой ученый. – 2016. – № 17 (121). – С. 518-521.
7. Горошко Е.И Использование метода свободных ассоциаций в психолингвистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=92.
8. Гринцова О. В., Стешина Е. Г., Козина Т. А. От концепта к значению. Лингвистические приемы вербализации концепта бедность /poverty. – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2013. – 124с.
9. Дашинимаева, П.П. Теория значения как значимости: «осветим чертог теней» / П.П. Дашинимаева // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 4 (Филология). – С. 21-28.
10. Закорко, С. В. Свободный ассоциативный эксперимент как основной метод психолингвистического исследования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnyy-assotsiativnyy-eksperiment-kak-osnovnoy-metod-psiholingvisticheskogo-issledovaniya.
11. Залевская, A.A. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека / А.А. Залевская// Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1981. – С. 31.
12. Залевская, А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психолингвистических исследованиях / А.А. Залевская. - Калинин : Калинин. гос. ун-т, 1978. – 88 с.
13. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 43 с.
14. Кубрякова, Е.С. Слово в дискурсе (новые подходы к его анализу) //Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования / Под ред. Л.А. Манерко. – Рязань: Ряз. гос. пед.ин-т им. С.А. Есенина, 2002. – 236 с. – С. 8.
15. Кузьмина, Н.А. Современный русский язык. Лексикология. Теория, тренинг, контроль. М.: Флинта, 2012. – 169 с.
16. Леонтьев, А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова Психолингвистические исследования. / Отв. ред. д.ф.н. А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во «Наука», 1971. – С. 11.
17. Попкова, Е.А. АССОЦИАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ЕГО РОЛЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-2. – С. 306-310.
18. Попова И.Г., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / И.Г. Попова. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 199 с.
19. Попова, З.Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. – Воронеж: Истоки, 2003. – 192 с.
20. Стернин, И. А. Лексикографическое представление психолингвистического значения слова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/leksikograficheskoe-predstavlenie-psiholingvisticheskogo-znacheniya-slova.
21. Стернин, И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И.А. Стернин. – Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1979. – 122 с.
22. Стернин, И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова как тип значения / И.А. Стернин // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. – Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2012. – 450 с.
23. Фридман Ж. И. Психологически реальное значение слова как феномен языкового сознания: дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Ж. И. Фридман. – Воронеж, 2006. – 219 с.
24. Шхапацева, М. Х. К вопросу о лексическом значении слова. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-leksicheskom-znachenii-slova.
25. Ячная Т.А. Специфические особенности семантического (лексического) и ассоциативного значений слов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-semanticheskogo-leksicheskogo-i-assotsiativnogo-znacheniy-slov.