ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Память как познавательный процесс в психологии
1.2. Механизмы и виды памяти
1.3. Особенности памяти
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ИНОСТРАННОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Понятие «мобильные приложения» и их классификация
2.2. Достоинства и недостатки использования мобильных приложений в обучении иностранному языку
2.3. Анализ популярных мобильных приложений для изучения иностранного языка
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ЗАПОМИНАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом роль иностранных языков в современном мире возрастает, так как люди могут общаться с представителями разных стран, эффективно работать и путешествовать по всему миру. В настоящее время целью изучения иностранного языка является коммуникативная компетентность, т.е. умение использовать языковые инструменты в соответствии с целью и условиями общения [22].
Так как популярность использования информационных технологий во многих сферах жизнедеятельности человека растет, повышается и спрос на создание качественных и эффективных средств для достижения целей образования. Этот процесс не мог не коснуться образования и методики обучения иностранных языков. Одним из таких эффективных средств обучения иностранным языкам являются мультимедийные средства и приложения.
Исходя из этого становиться важным развитие использования мобильных приложений в обучении иностранному языку, так как практическое владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере поднимается на новый уровень. Мобильные программы как средства обучения имеют много преимуществ перед традиционными методами.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Память как познавательный процесс в психологии
Память представляет собой психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом знаний и прошлого опыта. Память выполняет огромную роль в жизни человека, так как она обеспечивает накопление индивидуального опыта. Преломляясь через все психические процессы, память обеспечивает целостности и единство личности.
Как известно, память является одним из познавательных процессов. Однако можно утверждать, что она является основой психической жизни личности, так как все остальные психические процессы невозможны вне процессов памяти. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, движение оставляют в нашей памяти след, который может сохраняться достаточно длительное время и позже проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Никакое актуальное действие невозможно вне процессов памяти. Возьмем, к примеру, чтение. Для того, чтобы понять смысл текста, необходимо хотя бы некоторое время помнить то, что только что прочитано. Исходя из этого, роль памяти в жизни человека не может быть сведена только к тому, что было в прошлом [30].
По определению В.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова, «память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [11, с. 79].
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ИНОСТРАННОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Понятие «мобильные приложения» и их классификация
Как сказала известная венгерская переводчица Като Ламб «Изучение иностранных языков – весьма трудоемкий процесс. Это-крепость, которую нужно штурмовать сразу со всех сторон». Отличным инструментом в этом деле могут стать различные мобильные приложения для запоминания. Они помогут, не тратя много времени, как бы играя, пополнить свой словарный запас. Главным являются регулярные занятия. Мобильные приложения совсем недавно представляли собой только игры. Но очень быстро пришло понимание, что их можно использовать в различных направлениях.
Mobile App – программное обеспечение, предназначенное для работы на планшетах, смартфонах и других мобильных устройствах. Мобильные приложения можно разделить по категориям в зависимости от того, для чего они предназначены и какие функции они должны выполнять. Выделите следующие группы приложений: Развлечения (игры, детские приложения, музыка), путешествия (бронирование отелей, путеводители, бронирование автомобилей), бизнес (курсы валют, торговые индексы, недвижимость, онлайн-продажи, городские приложения, поиск работы), социальные приложения (социальные сети), продукты питания (заказ и доставка продуктов питания, геолокация заведений питания, рецепты), спорт (новости спорта, продажа билетов, игры), образование (обучающие программы, интерактивные курсы), новости (ленты, рейтинги, газеты, журналы).
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ЗАПОМИНАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ
3.1 Организация и методы исследования
Во данном параграфе курсовой работы мы подробно опишем и проанализируем результаты проведенного эксперимента.
Цель эксперимента – опытным путем исследовать влияние мультимедийных приложений на запоминание иноязычного материала, а именно лексической стороны языка.
Гипотеза – использование мобильных приложений положительно влияет на восприятие и запоминание иноязычного лексического материала.
В эксперименте приняло участие 12 человек. Нами было взято 2 группы из 6 человек,обучающихся на курсах английского языка для взрослых, обладающим примерно одинаковым уровнем владения языка А1. Возраст обучающихся 22-25 лет.
Сам эксперимент состоял из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
На первом этапе исследования была сформулирована гипотеза, подтверждение или опровержение которой должно быть достигнуто в ходе исследования. Было определено число испытуемых, подготовлено необходимое оборудование и материал для исследования.
На констатирующем этапе нами была проведена исходная диагностика уровня владения испытуемыми английским языком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эпоху постоянного развития информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов методы обучения меняются, совершенствуются и модернизируются. То же самое относится и к преподаванию языков, поскольку актуальность английского языка и спрос на него возрастают по мере глобализации общества и расширения внешних средств коммуникации.
С практической точки зрения наше исследование показало, что современное обучение иностранному языку с использованием новейших технологий и средств мультимедиа заметно облегчает и делает процесс обучения иностранным языкам эффективнее. Сегодня важен вопрос о необходимости изучения иностранного языка с помощью современного оборудования и его использования в учебном процессе.
Нами была практически доказана эффективность использования мультимедийных приложений для изучения лексики английского языка. Нами был проведен эксперимент, на базе курсов английского языка для взрослых. В эксперименте принимало участие 2 группы студентов по 6 человек. Обучение проходило по стандартной программе курса и с использованием традиционных методов обучения, однако, в экспериментальной группе в качестве дополнительного средства для обучения лексике было использовано мультимедийное приложение memrise. В ходе эксперимента было выявлено, что успеваемость в группе, где применялось мультимедийное приложение для изучения лексики, успеваемость выросла на 12% в сравнении с контрольной группой. Это даёт основание сделать вывод об эффективности использования приложений для изучения иностранной лексики.
1. Андерсон, Дж. Р. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
2. Беляков, Д.О. Память и ее значение для человека // Вестник института мировых цивилизаций. – 2016. – № 12. – С. 52-55.
3. Блонский, П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Боднар, А.М. Психология памяти: курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 148 с., с. 174
6. Вайнштейн, Л.А., Фурманов И.А. Общая психология: учебник. – Мн.: Современная школа, 2009. – 512 с.
7. Ветлугина, Н. О. Организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий в повышении эффективности подготовки бакалавров профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 – Екатеринбург, 2016. – 181 c.
8. Воевода, Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 110–114.
9. Девтерова, З. Р. Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка в вузе // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006.
10. Девтерова, З. Р. Новые образовательные технологии: компьютерные телекоммуникации в обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 1.
11. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002 – 480 с.
12. Еремин, Ю. В, Крылова Е. А. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2014. – № 167. – С. 158–166.
13. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М. : Просвещение, 2008. – 96 с., с. 110
14. Жукова, Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды / Е. А. Жукова. // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 18-20.
15. Зейгарник, Б.В. «ПАТОПСИХОЛОГИЯ». – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 208 c.
16. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано". -- М. 2002. – 173 с.
17. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы. – Минск: Алмафея, 2008. − 368 с.
18. Крутецкий, В.А. Психология / В.А, Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 384 с., с. 4.
19. Кувшинова, Н.Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye–priemy–zapominaniya–inoyazychnogo–leksicheskogo–materiala–orientirovannye–na–individualnye–osobennosti.
20. Лесникова, Е. С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. – 2012. – № 4. – С. 266–270.
21. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти // Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. – М.: ЧеРо, 2002. – с.149-165.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
22. Маслюк, Л.П. Новые технологии в процессе обучения иностранным языкам// Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – 2009. - №44. – с.12-14
23. Омарова, С. К. Характеристика и дидактических потенциал мобильно-цифровых технологий обучения иностранным языкам // Вестник ТГПУ. – 2018. – № 1 (190). – С. 52–58.
24. Первушина, О.Н. Общая психология. Методические указания. Изд-во НГУ, 2006. -92 c.
25. Потебня, А.А. Мысль и язык. - К.: СИэНТО, 1993. - 192 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
27. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. - 319 с.
28. Семенова, Д. К. Особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. – № 148. – С. 68–71.
29. Столяренко, Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2006
30. Чеховских, М.И. Психология. Учебник для ВУЗов. Изд-во Инфра-М, 2011. - 384 с.
31. Эббингауз, Г. Смена душевных образований // Психология памяти. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 270–283.