ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность и функции проектной технологии
1.2 Возможности использования проектной технологии в обучении иноязычной письменной речи
1.3 Содержание обучения учащихся младших школьников иноязычной письменной речи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогическая сущность и функции проектной технологии
На протяжении всей истории ученые находятся в поисках новых методов, приемов и технологий обучения, оптимизации использования ресурсов и сил, затраченных на обучение, повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX –начале XX веков. Проектная технология возникла во второй половине XIX века в США. Она была предложена и разработана в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
Проектная технология – это система обучения, в которой учащиеся приобретают знания и навыки для постепенного планирования и выполнения более сложных практических задач – проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу учащихся (индивидов, пар и групп), которую они выполняют в течение определенного периода времени. Такой подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, перевод всего учебного процесса на проектное обучение нецелесообразен [12, с. 16].
Сегодня проектная технология широко используется в преподавании разных предметов благодаря тому, что воплощает индуктивный подход обучения путем изучения проблемы и самостоятельного поиска ее решения.
Цель использования проектной технологии: создание среды, в которой учащиеся получают недостающие знания из различных источников; научиться использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач;
1.2 Возможности использования проектной технологии в обучении иноязычной письменной речи
Письменная речь – самая многословная, точная и подробная форма речи. У нее очень четкий план и требует умственной деятельности. В письменной речи необходимо передать словами то, что передается устно через интонацию и непосредственное восприятие ситуации. Отсутствует четкая предопределенная ситуация для обеих сторон и возможность выразительной интонации, мимики и жестов; исключает возможность любых ожидаемых сокращений. Понимание достигается только через слова и их использовании в речи. В письменной форме, которая должна быть как можно более ясной для окружающих, необходимо предварительное размышление, внутренний словесный «набросок» мысли. Если это не так, то такой дискурс плохо развит, он непонятен другим.
Школьный возраст наиболее благоприятен к формированию письменной речи.
Использование проектной технологии среди учащихся младшего школьного возраста в современной методике является эффективным условием для развития самостоятельности, как в познавательной деятельности, так и в других сферах жизни. Проектная технология развивает индивидуальную ответственность учащихся за выполненную работу, учит партнерству, кооперации друг с другом и педагогом [8, c. 7].
Следует подчеркнуть, что главными задачами использования проектной технологии в организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:
- показать умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования;
- приумножить знания о выбранном предмете исследования и донести все это до других учащихся своего класса или учащихся соседних классов;
- продемонстрировать уровень владения иностранным языком;
- создать прочную языковую базу у обучаемых;
- научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение обучения;
1.3 Содержание обучения учащихся младших школьников иноязычной письменной речи
Чтобы человек научился писать на иностранном языке, он должен прежде всего научиться писать буквы, знать его конфигурацию. Здесь обучение письму тесно связано с обучением чтению. Установление графемно-фонематических соответствий на этом этапе происходит одновременно. Какой смысл писать тексты, если вы не знаете, какие звуки они могут передавать, и наоборот. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и это положение определяет требования к обучению графике в целом.
Прежде всего, вам нужно научиться распознавать, называть и различать буквы и звуки, которые они несут.
Во-вторых, вам нужно научиться правильно писать эти буквы с учетом присущей им конфигурации.
В-третьих, нужно научиться правильно соединять буквы в словах.
Письмо и письменная речь в иноязычном начальном школьном образовании используются в основном как вспомогательное средство в овладении формальными аспектами языка и основными видами речевой деятельности.
Содержание обучения иностранному языку в начальной школе включает «коммуникативные навыки, знания и навыки их использования, а также социокультурные знания, навыки и умения». Все основные линии содержания взаимосвязаны, и отсутствие любой из них нарушает единство иностранного языка[11].
Программа общего начального образования на иностранных языках рассматривает целью обучения письменному слову, «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменное речи». Однако средства достижения этой цели не указаны в учебной программе и, следовательно, не реализуются в учебном процессе. Фактически, обучение письму в начальной школе - это просто вопрос написания различных текстов и преобразования некоторых слов или фраз, из которых они состоят.
1. Белка, Ю.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка // Наука – RASTUDENT.Ru. – 2014. – № 9. – С.1-6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // nauka-rastudent.ru/9/1960/.
2. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. На материале английского языка. / Ред. Целковнева М.И. – M.: Просвещение, 1965. – 80 с.
3. Зимняя, И.А., Сахарова, Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – 188 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 246 с.
5. Егорова, А.Г. Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода // Lingua Mobillis, 2013. – №6. – 83-86 с.
6. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка / В.В. Копылова. – 3-е изд. – М., 2003.– 317с.
7. Кочетурова, Н.А Метод проектов в обучении языку: теория и практика / Н.А. Кочетурова // DOCPLAYER [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://docplayer.ru/61520806-Natalya-kocheturova-metod-proektov-v-obuchenii-yazyku-teoriya-i-praktika.html.
8. Ладутько, Л.К. Проектная деятельность как средство социализации / Л.К. Ладутько. // Пралеска – 2012. – №8 (252). – 7 с.
9. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи// «Иностранный язык в школе», 1997. – 5-7 с.
10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – Москва: Академия, 2002. – 64-193 с.
11. Примерная программа начального общего образования по иностранным языкам. Английский язык. М. : Просвещение, 2007.
12. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [текст] / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. – №3. – 14-20 с.
13. Хуторской, А.В. Современная дидактика [текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.
14. Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика / Л. М. Фридман. – М.: Ин-т практ. психологии. – Воронеж : МОДЭК, 1998. – 64 с.