ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие зрительного утомления
1.2 Особенности учебно–познавательной деятельности детей с ТНР
1.3 Современные подходы к профилактике зрительного утомления у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Методические рекомендации по профилактике зрительного утомления у учащихся с ТНР
2.2 Использование приемов авторских технологий для снятия зрительного напряжения в процессе обучения детей с ТНР на уроках русского языка и литературного чтения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция – главнейшая психическая функция индивида. В рамках речевого развития осуществляет процесс формирования познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. При помощи речи человек осуществляет коммуникативную деятельность, налаживает межличностное взаимодействие, адаптируется к условиям окружающей действительности. Особую роль речь играет в развитии личности в детском возрасте, особенно в когнитивном развитии. Нарушения речи накладывают значительный отпечаток на личность ребенка, его поведение и межличностные отношения с другими людьми. Именно речевая деятельность позволяет овладеть операциями анализа и синтеза.
В настоящее время существует тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Данная проблема на протяжении многих лет рассматривается и изучается многими авторами, такими как Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцев, Г.Х. Юсуповой, И.Ю. Левченко и многими другими, а также является одной из самых актуальных проблем нашего мира.
В Законе РБ «Об образовании лиц с особенностями (специальном образовании)» четко обозначена и определена охрана здоровья школьников в качестве приоритетного направления современной системой образования. Стоит заметить, что за последнее десятилетие отклонения в состоянии здоровья детей становятся более распространенными и выраженными. Среди них особенно выделяется группа "школьных болезней", ведущую роль в которой играют факторы риска школы. Действуя систематически и в течение длительного периода времени, факторы риска в школе приводят к развитию некомфортных (неадаптивных) состояний, которые могут трансформироваться в клинически выраженные функциональные расстройства и болезни. Одним из наиболее распространенных дискомфортов, возникающих во время учебной деятельности у детей с ОПФР, является усталость и напряжение. Способность распознавать это состояние и работать превентивно – одна из важнейших компетенций педагогического профессионализма педагога–дефектолога [14; 21; 23].
Актуальность работы заключается в том, что несмотря на то, что учащиеся с ТНР склонны к утомлению, вопрос о профилактике зрительного утомления у учащихся с ТНР на уроках русского языка и литературного чтения решен далеко не в полной мере. При этом без умения профилактики зрительного утомления отмечается недостаток эффективности обучения. Учитель русского языка и литературы должен обладать умениями осуществлять профилактику зрительного утомления, умело применять приемы снятия зрительного напряжения на занятиях, учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся с ТНР.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие зрительного утомления
Под утомлением мы понимаем временное ухудшение функционального состояния организма, произошедшее в результате работы, выражающееся в сокращении трудоспособности, неспецифических изменениях физиологических функций и ряде субъективных ощущений, объединенных ощущением усталости. Обычно утомление не представляет опасности для организма, так как является естественной защитной реакцией, защищающей человека от чрезмерного напряжения и усталости. Негативное влияние на здоровье оказывает хроническая усталость, которая перерастает в переутомление.
Утомление – это состояние организма, которое возникает при длительном воздействии физических и психических нагрузок и характеризуется снижением работоспособности [13, с. 27].
Следующие признаки усталости школьника являются свидетельством его усталости [10, p. 10]:
- ослабление внимания, памяти, замедление мыслительных процессов;
- увеличение количества ошибок и неправильных ответов при выполнении заданий;
- увеличение внутреннего возбуждения (моторного беспокойства, частых отвлекающих факторов, разговоров);
- чувство усталости.
У здорового ребенка эти признаки нестабильны: при смене занятий в классе, во время активного отдыха в перерыве на свежем воздухе, эти признаки быстро исчезают и тогда восстанавливается умственная работоспособность. Если урок хорошо организован, то учитель поддерживает высокий уровень умственных способностей учеников, таким образом предотвращает преждевременную усталость у учеников.
Признаками хронической усталости и переутомления являются [19, с. 44]:
Хроническая усталость – на психологическом уровне – расстройства невротического характера (раздражительность, слезливость, агрессивность), изменение отношения к деятельности (сама деятельность становится неприятной, возникает желание ее остановить).
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Методические рекомендации по профилактике зрительного утомления у учащихся с ТНР
Для предотвращения зрительного утомления у учащихся с ТНР рекомендуется соблюдать следующие правила [30, с. 75]:
1. Система мер по предотвращению зрительной усталости должна состоять из: соблюдения режима дня и учебных занятий, обеспечения адекватного освещения и рациональной рабочей осанки, использования высококачественного учебного материала, выполнения специальных зрительных упражнений. Все упражнения по зрительной гимнастике можно разделить на две группы: восстановление зрительных показателей и подготовка к предстоящим работам с целью улучшения их качества и предотвращения быстрой утомляемости.
В первую группу входят упражнения для снятия зрительного напряжения (бесконтактный массаж глаз, пальцевой массаж акупунктурных точек, движение глаз, моргание) и общего напряжения (релаксационные упражнения).
Вторая группа включает в себя упражнения, которые оказывают определенное влияние на уровень индивидуальных физиологических состояний (улучшение питания глаз, укрепление мышц глаз), а также развитие функций центрального и периферического зрения (упражнения, которые улучшают четкость зрения вдали и вблизи, упражнения с использованием тренажеров).
2. Педагог–дефектолог должен сознательно выбирать упражнения для предотвращения зрительной усталости, принимая во внимание основную цель (восстановление зрительной работоспособности или подготовка зрительного анализатора к предстоящим занятиям), характер образовательной деятельности, характер патологии глаз, если это применимо.
3. Предотвращением психических перегрузок является рациональная организация урока, соответствующая следующим показателям: плотность урока – не менее 60% и не более 80%; изменение видов деятельности – 3–5 раз; продолжительность различных видов деятельности – не более 10 минут; частота смены различных видов деятельности – не более чем через 7–10 минут; количество используемых методов и методик обучения – не менее 3; изменение методов и методик обучения – не менее чем через 10–15 минут; наличие 2–3 эмоциональных разрядок; продолжительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами; наличие физкультминуток направленных на улучшение мозгового кровообращения, снятия нервно–психического напряжения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под утомление мы понимаем состояние организма, которое возникает при длительном воздействии физических и психических нагрузок и характеризуется снижением работоспособности. У детей в процессе учебной деятельности выделяют три наиболее распространенных вида утомления: зрительное, статическое и умственное. Неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции учителя–дефектолога в области здоровьесберегающей образовательной деятельности выступает умение распознавать данные дезадаптивные состояния и осуществлять профилактические мероприятия.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями развития, которые изначально не имеют психических расстройств, сохраняют слух, но имеют значительные нарушения речи, влияющие на формирование психики. Типичным для речи ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями является сочетание бедности использования лексико-грамматической вариабельности слов и грамматических конструкций. Отсутствие набора семантических эквивалентов и доступных грамматических конструкций приводит к семантическим заменам, ограниченному выбору слов и грамматических моделей, необходимых для данного контекста. Среди нарушений интонаций и мелодики голоса детей с ТНР выделяют глухость, монотонность, недостаточная выразительность, стихание голоса в ходе разговора, проявление гнусавости. В то же время, как правило, сохраняется возможность правильного выполнения мыслительной операции у детей с ТНР, о чем свидетельствует расширение знаний и упорядочение самоорганизации. Дети с серьезными нарушениями речи уязвимы, для них важно, что о них думают окружающие, они нерешительны, неуверенны, впечатлительны, у таких детей как правило низкая самооценка; результатом серьезных нарушений речи может быть эмоциональная неустойчивость. Эти так называемые наслоения усиливают у детей чувство неполноценности.
Существует несколько систем для профилактики зрительной усталости у младших школьников: С.Е. Гайдукевич предлагает упражнения по зрительной гимнастике, которые делятся на две группы: восстановление зрительной работоспособности и обеспечение подготовки к предстоящей работе. Согласно взглядам Э.С. Аветисова, для профилактики зрительного утомления целесообразно использовать зрительную гимнастику, Г.Г. Демирчоглян предлагает систему аутотренинга для глаз.
1. Бойко, Е.А. Упражнения для глаз/ Е.А. Бойко. – М: Рипол Классик, 2011. – 231 с.
2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 2013. – 438 с.
3. Волковская, Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи/ Т.Н. Волковская// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – № 4. – 2010. – С. 115–120
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5. Гайдукевич, С.Е. Научно–методические основы дифференциации и отбора упражнений зрительной гимнастики для школьников с нарушением зрения / С.Е. Гайдукевич, Е.С. Прокопьева//Дефектология. –2003. –No 3. –С. 33–5
6. Горбунова, Н.Е. Изучение и оптимизация мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с ТНР/ Н.Е. Горбунова// Специальное образование. – № 2. 0 2014. – С. 34–37
7. Григорьева, О.Т., Изучение особенностей словесно–логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи/ О.Т. Григорьева, Е.Н. Корнилова // Молодой ученый. — 2016. — №26. – С. 644–646.
8. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30–летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 66 – 75.
9. Демирчоглян, Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения/ Г.Г. Демирчоглян. – М.: АСТ, 2004. – 62 с.
10. Земцова, Е.А. Микропаузы на уроках/ Е.А. Земцова // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С. 70–71
11. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2016. – 320 с.
12. Канева, С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность / С.П. Канева // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 2. – С.56–58.
13. Колпакова, Л. Е. Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья/ Л.Е. Колпакова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 1. – С.77–80
14. Кривовязова, Н.Д. Обучение в 1 классе: Учеб. – метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И.Н. Ясова. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 68 с.
15. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок/ А.И. Максаков. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 213 с.
16. Мальцева, Г.Г. Использование метода проектов в преподавании биологии и экологии как средства развития участников образовательного процесса // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – № 1. – С.20–23
17. Матюнина, С.В. Формирование грамматических форм у дошкольников с ОНР/ С.В. Матюнина// материалы V международной навукова–практычнай канферэнцыi: 20–21 кастрычнiка 2005. – Мозыр, 2015. – С. 92–93
18. Мироевская, Е.О. К вопросу о развитии внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи/ Е.О. Мироевская// Специальное образование. – № 5. – 2017. – С. 110–112
19. Ненадовец, О.Н. Деятельность учителя по устранению перегрузки учащихся при изучении предмета / О. Н. Ненадовец // Актуальные вопросы биологии: сб. науч. статей препод. биол. каф. фак. естествознания БГПУ. – Минск: право и экономика, 2008. – С. 44–46
20. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов/ Т.Г. Никуленко. – М.: Феникс, 2006. — 382 с.
21. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие/ Авторы–сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. – Саратов, 2013. – 110 с.
22. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Чиркиной Г. В. – М.: Аркти, 2002. – 334 с.
23. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М: АСТ, 2002. – 271 с.
24. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1998. – 530 с.
25. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов/ М.А. Поваляева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 265 с.
26. Программы специальной общеобразовательной школы для детей для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: asabliva.by.
27. Радыгина, В.В. Профилактика и преодоление состояний утомления и переутомления у детей с особенностями психофизического развития в образовательном процессе/ В.В. Радыгина// Специальное образование: традиции и инновации: материалы II междунар. науч.–практ. конф.. – 2010. – С. 54–57
28. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Ф. Спирова. — М.: Просвещение, 2006. – 301 с.
29. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I–V классы. – Мн.: Нац. ин–т образования, 2008. – 144 с.
30. Федорова, А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся/ А.Э. Федорова. – Мн: Асвета, 2009. – 417 с.
31. Филичева, Т.Б.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичесва, Г.В. Чиркина – М: Просвещение, 2001. – 499 с.
32. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 128 с.
33. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация) / Е.А. Ямбург. – М: Академия, 1996.– 219 с.